Экзамен

1.1. Примерные вопросы

 

1.Основные этапы становления системы социального управления

2.Возникновение идей об управлении обществом.

3.Формирование представлений об управлении обществом в европейской теоретической мысли XVI-XIX вв.

4.Концепции управления обществом в социально-политических теориях и социологической науке в XIX в.

5. Теория и практика социального управления в XX в. Становление социологии управления.

6. Управление в социальной сфере как объект социологического изучения.

7. Социология управления: ее предмет и место в системе научных знаний.

8. Социологический анализ субъекта управления.

9. Социальные действия управленческого характера и детерминирующие их факторы.

10. Социальные взаимодействия и отношения в управленческой деятельности.

11.Виды интересов и их учет в социальном управлении.

12.Способы и этапы социального моделирования.

13. Процедуры моделирования в социальном управлении.

14. Прогнозирование и проектирование в социальном управлении.

15. Планирование в социальном управлении.

16.Сдержание информационно-аналитического обеспечения социального управления.

17. Требования к качеству информационно-аналитического обеспечения социального управления.

18.Проблемно-целевой метод социального управления в регионе.

19. Работник как объект и субъект социального управления.

20.Государственная бюрократия как социальной феномен.

21.Мотивация служебной деятельности работников государственных аппаратов.

22. Социальное партнерство как форма регулирования социальных отношений.

23. Модели социального партнерства.

24. Сущность манипулирования общественным мнением.

25. Технологии манипулирования общественным мнением.

26.Мониторинг как средство социальной диагностики.

27. Общие требования к организации мониторинга в социальном управлении.

28.Социальное управление как разрешение противоречия между управляющей и управляемой системами.

29. Модели социального управления.

30. Сочетание интересов общих, частных и корыстных в управлении.

31. Манипулирование как реализация корыстных интересов.

32.Виды манипулирования.

33.Виды государственного интерес.

34.Механизм разработки государственного интереса.

35.Государственный интерес во времени и пространстве.

36.Взаимосвязь государственного интереса с типом государства.

37.Управление в условиях агрессивной среды.

38.Среда управления и управленческий менталитет,

39.Способы управления в агрессивной социальной среде.

40.Государство как социальный институт.

 

1.2.Критерии оценки знаний

 

Экзамены – важный этап в учебном процессе, имеющий целью проверку знаний, выявление умений применять полученные знания к решению практических задач. Как подготовка к экзамену, так и сам экзамен – форма активизации и систематизации полученных знаний, их углубления и закрепления.

Экзамен является формой оценки качества освоения студентом образовательной программы по дисциплине, по результатам которого студенту выставляется оценка.

Подготовка к экзамену для студентов, особенно заочной формы обучения, всегда осложняется дефицитом времени, поэтому мы рекомендуем все вопросы, выносимые на экзамен, разбить на три группы:

1. Наиболее легкие вопросы, не требующие детальной углубленной проработки. Для этой группы вопросов необходимо в обязательном порядке краткое повторение материала, иначе студент не сможет ответить на несложные вопросы билета;

2. Сравнительно хорошо известные вопросы, в которых, однако могут оставаться неясными отдельные стороны и аспекты. Для этой группы вопросов необходимо более глубокое повторение материала, обращение к дополнительной и учебной литературе;

3. Наиболее слабо изученные или сложные в теоретическом отношении вопросы, требующие большой самостоятельной работы, а в отдельных случаях консультации преподавателя.

Выставление оценок на зачете осуществляется на основе принципов объективности, справедливости, всестороннего анализа уровня знаний студентов.

При выставлении оценки экзаменатор учитывает:

- знание фактического материала по программе, в том числе; знание обязательной литературы, современных публикаций по программе курса, а также истории науки;

- степень активности студента на семинарских занятиях;

- логику, структуру, стиль ответа; культуру речи, манеру общения; готовность к дискуссии, аргументированность ответа; уровень самостоятельного мышления; умение приложить теорию к практике, решить задачи;

- наличие пропусков семинарских и лекционных занятий по неуважительным причинам.

Оценка «неудовлетворительно» ставятся студенту, имеющему существенные пробелы в знании основного материала по программе, а также допустившему принципиальные ошибки при изложении материала.

Если экзамен проводится в форме тестирования, то к итоговому тестированию допускаются студенты, выполнившие все требования преподавателя.

Оценка за дисциплину в ходе итогового тестирования выставляется с учетом следующих положений:

- студент, правильно ответивший на (85-100) % вопросов – отлично;

- студент, правильно ответивший на (70-84)% вопросов – хорошо;

- студент, правильно ответивший на (45-69)% вопросов – удовлетворительно;

- студент, правильно ответивший на (0-44)% вопросов – неудовлетворительно.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. Основная литература

1. Аверин А.Н. Социальная структура общества: Учебное пособие / А.Н.Аверин. – М.: РАГС, 2007. – 84с

2. Бабосов Е.М. Социология управления. Ответы на экзаменационные вопросы. Учебник / Е.М.Бабосов. – Минск: Тетра Системс, 2009. – 315с

3. Рачков-Апраксин В.П. Введение в социологию. Учебник для вузов / В.П.Рачков - Апраксин. – Мурманск, 2007. – 376с

7.2. Дополнительная литература

1. Алехин Э.В. Социология управления: Учебное пособие / Э.В. Алехин. - Пенза: Пенз. гос. ун-т, 2007. – 290с

2. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. Учебное пособие / Т.П. Галкина. – М.: Финансы и статистика, 2007. -224с ГРИФ

3. Граждан В.Д. Социология управления. Учебник / В.Д. Граждан. – М.: Кнорус, 2007.

4. Давыдов А.А. Социология управления и системная социология: сравнительный анализ. Учебное пособие / А.А. Давыдов. - М.: Финансы и статистика, 2010. – 310с

5. Кашина М.А., Вагина Л.В. Социология для государственных служащих: Учебное пособие / М.А.Кашина. – СПб.: СЗАГС, 2007. – 392с

6. Клюев А.В., Лукьянов В.Г., Урсу И.С. Социология. Учебник для вузов / А.В.Клюев. – СПб.: Изд-во СЗАГС, 2007. – 576с ГРИФ

7. Кравченко А.И. Социология управления. Учебник / А.И. Кравченко. – М.: Академический проект, 2008. – 293с

8. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Учебник / А.А.Радугин. – М.: Библионика, 2008. – 224с

9. Социальная политика: учебник / Под ред. Н.А.Волгина. – М.: Экзамен, 2007. – 734с

10. Социология семьи: Учебник / Под ред. Проф.А.И.Антонова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 640с

11. Социология управления. Учебник / Под общ. ред. В.Э.Бойкова. – М.: РАГС, 2007. – 336с ГРИФ

12. Социология управления. Учебник / Под общ.ред. В.Э.Бойкова. – М.: РАГС, 2007. – 336 с.

13. Социология управления: стратегии, процедуры и результаты исследований. Учебник / Под ред. Тихонова А.В – М.: Канон+, 2010. – 295с