Исследователь и исторический источник

А) Христианская концепция истории

С точки зрения этой концепции, смысл истории заключается в последовательном движении человека к богу, в ходе которого формируется свободная человеческая личность, преодолевающая свою зависимость от природы. Начало истории обозначается и изгнания Адама и Евы из эдема, но не объясняется конец человечества, это известно только богу.

Б) Рационалистические концепции

Ее основоположники Гегель и Маркс.

Они говорили, что история универсальна

и человечество проходит одинаковые

ступени. У Гегеля 3:1)восточный(азиатский)

мир. 2) греко- римский(античный),

3) германский(европейский).

У Маркса 5 общ-х формаций:

Первобытно- общинная, рабовладельческая,

феодальная, капиталистическая,

коммунистическая.

В основу культурно-исторического подхода

легла идея локальных цивилизаций. Ее суть заключается в том, что история человечества рассматривается как пространство, заполненное самобытными регионально-культурными организмами или локальными цивилизациями. Каждая из них в своем существовании и развитии подчиняется органическому принципу, проходя, стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели.

Более или менее законченную разработку теория локальных цивилизаций получила в работах, историков Н. Данилевского (Россия), О. Шпенглера (Германия) и А. Тойнби (Англия).

В последние годы большой интерес вызывают работы рус­ского историка Л. Н. Гумилева.

Этнос - это общ­ность людей, населяющих определенную территорию и объединен­ных действием пассионарного духа (бнопсихнческой энергии, рож­даемой сочетанием собственно этнических, географических, клима­тических условий жизни этой общности). Под влиянием пассионарного духа этнос выходит из состояния равновесия с окружаю­щей природой и социальной средой, обретает историческую дина­мику. Он ведет завоевательные войны, создает государство и культуру. По мере затухания пассионарной энергии, растрачивае­мой в исторической деятельности, этнос снова растворяется в при­родной и социальной среде, становится добычей иных, поднимающихся цивилизаций, поглощается ими, часто бесследно исчезает, входя в состав нового этноса (суперэтноса).

Исследователь и исторический источник

Приобретая исторические знания и исторический опыт, каждый из нас стремится к их истинности, то есть к верному отражению действительности в своем сознании.

Чтобы получить истинные (достоверные) исторические знания, необходимо иметь надежные источники этих знаний.

В исторической науке существует 6 категорий (типа) источников:

1) вещественные(оружия, украшения,

Одежда и т.д) 2)письменные(эпиграфические, графити, папирус, растительного происхождения)

3) этнографические (остатки и пережитки древнего вида разных народов)

4) Фольклорные (песни, сказки, былины)

5) Лингвистические ( географические названия и имена собственные)

6) Кино – фото документы ( только документальные).

Иными словами, в качестве исторических источников могут использоваться памятники архитектуры, предметы быта прошлого, широкий спектр письменных документов, картины, гравюры, схемы, чертежи, звуковые записи и многое другое. Не бывает “плохих” или “хороших” типов источников. Они могут обладать лишь различной степенью достоверности (надежности) и информированности.