Исследователь и исторический источник
А) Христианская концепция истории
С точки зрения этой концепции, смысл истории заключается в последовательном движении человека к богу, в ходе которого формируется свободная человеческая личность, преодолевающая свою зависимость от природы. Начало истории обозначается и изгнания Адама и Евы из эдема, но не объясняется конец человечества, это известно только богу.
Б) Рационалистические концепции
Ее основоположники Гегель и Маркс.
Они говорили, что история универсальна
и человечество проходит одинаковые
ступени. У Гегеля 3:1)восточный(азиатский)
мир. 2) греко- римский(античный),
3) германский(европейский).
У Маркса 5 общ-х формаций:
Первобытно- общинная, рабовладельческая,
феодальная, капиталистическая,
коммунистическая.
В основу культурно-исторического подхода
легла идея локальных цивилизаций. Ее суть заключается в том, что история человечества рассматривается как пространство, заполненное самобытными регионально-культурными организмами или локальными цивилизациями. Каждая из них в своем существовании и развитии подчиняется органическому принципу, проходя, стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели.
Более или менее законченную разработку теория локальных цивилизаций получила в работах, историков Н. Данилевского (Россия), О. Шпенглера (Германия) и А. Тойнби (Англия).
В последние годы большой интерес вызывают работы русского историка Л. Н. Гумилева.
Этнос - это общность людей, населяющих определенную территорию и объединенных действием пассионарного духа (бнопсихнческой энергии, рождаемой сочетанием собственно этнических, географических, климатических условий жизни этой общности). Под влиянием пассионарного духа этнос выходит из состояния равновесия с окружающей природой и социальной средой, обретает историческую динамику. Он ведет завоевательные войны, создает государство и культуру. По мере затухания пассионарной энергии, растрачиваемой в исторической деятельности, этнос снова растворяется в природной и социальной среде, становится добычей иных, поднимающихся цивилизаций, поглощается ими, часто бесследно исчезает, входя в состав нового этноса (суперэтноса).
Исследователь и исторический источник
Приобретая исторические знания и исторический опыт, каждый из нас стремится к их истинности, то есть к верному отражению действительности в своем сознании.
Чтобы получить истинные (достоверные) исторические знания, необходимо иметь надежные источники этих знаний.
В исторической науке существует 6 категорий (типа) источников:
1) вещественные(оружия, украшения,
Одежда и т.д) 2)письменные(эпиграфические, графити, папирус, растительного происхождения)
3) этнографические (остатки и пережитки древнего вида разных народов)
4) Фольклорные (песни, сказки, былины)
5) Лингвистические ( географические названия и имена собственные)
6) Кино – фото документы ( только документальные).
Иными словами, в качестве исторических источников могут использоваться памятники архитектуры, предметы быта прошлого, широкий спектр письменных документов, картины, гравюры, схемы, чертежи, звуковые записи и многое другое. Не бывает “плохих” или “хороших” типов источников. Они могут обладать лишь различной степенью достоверности (надежности) и информированности.