Пропорции разворотов печатных изданий
В предыдущей статье я рассказывал о методах построения полей для одно- двухстраничных листовых изданий и паспарту для оформления графических и фоторабот. Закрывающая тему пропорций страниц статья посвящена дизайну книжного разворота. В настоящее время мало кто из дизайнеров коммерческих типографий придерживается разработок Комэ, Чихольда или Мильхзака. Современный подход к дизайну диктует экономика. Заказчики изданий стараются разместить возможно больший объем информации за возможно меньшую цену. Поэтому, как правило, книжный разворот строится, как бог на душу положит. Дизайнер-график закладывает одинаковый размер верхнего и внешнего поля страницы, чуть больше (миллиметров на 5-7) размер нижнего поля и самое маленькое поле — внутреннее (между корешком и полосой текстового набора).
Однако! Знать классику нужно, хотя бы потому, что время от времени создается графический дизайн книги, где дизайнер работает не из экономических резонов. Где нужно сформировать образ дорогого стильного проекта. Где применяются различные, дорогостоящие полиграфические эффекты, где есть Подача с большой буквы. В таких проектах классическое деление книжного разворота принесет только пользу. Сформирует и выстроит оригинальный образ книги, или журнала.
Сначала дизайнер определяет размер будущего издания. На выбор размеров и пропорций страницы (разворота) влияют условия чтения книги. Будет ли это настольная книга, или карманный вариант для путешественника. Влияет объем информации, если книга получится очень толстая, формат ее следует увеличить, чтобы уменьшить количество страниц, если тонкая, формат и ширину полосы набора надо будет уменьшить. Направленность издания: книга для чтения, учебник, альбом фотографий или репродукций картин. Детская книга, или книга — гид путешественника и т.д. и т.п. Возможно дизайнер работает над многотомным или периодическим изданием, тогда он вынужден конструировать книгу (журнал) исходя из обобщенных данных всего издания. А если первые тома серии (номера журналов) уже были изданы, то подчиняться раннее принятым решениям.
Далее дизайнер должен определиться с шириной набора, на этот выбор влияют также многие факторы: наличие или отсутствие иллюстраций и фотографий в полосе набора, оптическая плотность выбранной гарнитуры (начертания) шрифта, оформление верстки, то ли это стандартный абзац с красной строкой, или абзац с висячей красной строкой, или абзацы разделены межабзацными отступами. Оказывает влияние стиль предполагаемого чтения издания: сплошное чтение (художественная литература), или периодическое (справочники, сборники цитат и т.п.), на оптическую плотность полосы набора влияет также интерлиньяж (расстояние между строчками набора). Порой, даже формулы или таблицы, содержащиеся в тексте издания, могут повлиять на выбор ширины текстового набора.
Приведу для примера несколько схем построения разворота издания.
Вариант первый:
Размер разворота определен типографией и заказчиком. Полоса набора выбирается дизайнером. Учитываются формат разворота, ведь чаще всего полоса набора — пропорционально уменьшенный разворот. Плотность набора. Длина строки при выбранной гарнитуре и кегеле (размер в пунктах) шрифта.
Построение:
1. Откладываем выбранную ширину текстовой полосы от корешка. Остаток ширины страницы делим на 3 равных части. Две части отводим для внешнего поля, одну — для внутреннего
2. Проводим вниз линию параллельную правому краю страницы до пересечения с диагональю. Полученная точка определяет нижнюю границу набора и высоту нижнего поля (хвоста).
3. Снова откладываем ширину полосы набора от полученной точки влево по нижней границе полосы. По левой границе текстовой полосы проводим вверх прямую параллельно корешку разворота до пересечения с диагональю. Получили верхнюю границу полосы набора. Левая страница разворота симметрична полученной правой.
Вариант второй, построение:
1. Делим ширину страницы на 9 частей, также поступаем с длиной страницы.
2. Одна часть — внутренне поле страницы, Внешнее поле страницы —2 части, ширина полосы набора оставшиеся пять.
3. Высота — одна часть отводится для головы, две нижние части — хвост.
Вариант третий, универсальное построение:
1. Строим две диагонали — первая диагональ разворота, вторая диагональ страницы.
2. Вписываем выбранную ширину набора в верхней части параллельно верхнему краю между диагоналями.
3. Опускаем перпендикуляр от правой точки пересечения границы набора и диагонали до пересечения с диагональю внизу
4. Достраиваем полосу.