А-продольный разрез; б-схема работы; в-общий вид
Смазочный насос. Для нагнетания масла в магистральные каналы и подачи его под давлением к трущимся деталям узлов и механизмов двигателя служит смазочный насос. В автомо бильных двигателях применяют смазочные насосы с внешним и внутренним, (например, ВАЗ-2106) зацепление зубчатых колес. По числу секций они бывают одно - и двухсекционными. Каждая пара зубчатых колес двухсекционного насоса размещается в корпусе 4 (рис. 6.3) верхней и корпусе 9 нижней секций насоса, разделенных между собой крышкой 1. Ведущие шестерни 6 и 7, соответственно, верхней и нижней секций с помощью шпонок крепятся на валу 5 насоса, который приводится в действие от распределительного вала (на двигателе КАМАЗ-740 - от коленчатого вала двигателя). В корпусе каждой секции на осях 3 и 8 свободно установлены ведомые зубчатые колеса 2 и 10, которые в паре с ведущими шестернями вращаются в своих корпусах с минимальными радиальными и торцовыми зазорами.
При работе насоса (рис. 6.3,6) масло из картера двигателя подается во всасывающие полости верхней и нижней секций, заполняет впадины между зубьями зубчатых колес и далее переносится вдоль стенок корпусов 4 и 9 в полости нагнетания, из которых оно поступает к масляному фильтру и радиатору (направление потока масла в каждой секции показано сплошными стрелками).
Необходимое давление масла, создаваемое верхней секцией насоса, на входе в главную смазочную магистраль поддерживается редукционным клапаном, отрегулированным на определенное давление и состоящим из плунжера 11 и пружины 12, закрытых пробкой 13. При увеличении давления перепускной клапан открывается и масло из полости нагнетания перепускается во всасывающую полость насоса (направление потока масла показано штриховыми стрелками).
У дизеля КАМАЗ-740 смазочный насос (рис. 6.4) закреплен на нижней плоскости блока цилиндров, приводится в действие от коленчатого вала двигателя через шестеренчатый привод. Нагнетающая секция подает масло в главную магистраль двигателя, радиаторная - в центробежный фильтр и радиатор. Кроме клапана 12 (рис. 6.1) ограничивающего давление в главной магистрали секции насоса, имеются предохранительные клапаны 9 и 7, которые перепускают масло при повышении давления в полости нагнетания до 0,85-0,95 мПа.
У двигателей ЗИЛ-131 редукционный клапан, расположенный в промежуточной крышке 1 (рис. 6.3,6), открывается при давлении свыше 0,32 мПа. Нижняя секция смазочного насоса подает масло в масляный радиатор. Давление масла, нагнетаемого в радиатор, поддерживается шариковым перепускным клапаном 14, отрегулированным на давление 0,12-0,15 мПа. При увеличении давления масло из нагнетательной полости перепускается во всасывающую полость нижней секции, что предохраняет сердцевину радиатора от разрушения (направление потока масла при перепуске показано контурными стрелками).
Рис. 6.4. Смазочный насос КАМАЗ-740:
1-корпус радиаторной секции; 2-ведущая шестерня радиаторной секции; 3-проставка; 4-ведущая шестерня нагнетательной секции; 5-корпус нагнетательной секции; 6-ведомая шестерня привода насоса; 7-шпонка; 8-ва-лик ведущих шестерен; 9-ведомая шестерня нагнетательной секции; 10-ведомая шестерня радиаторной секции; 11-предохранительный клапан радиаторной секции; 12,15 и 17-пружины клапанов; 13 и 16-пробки клапанов; 14-клапан системы смазки; 18-предохранительный клапан нагнетающей секции
В дизелях семейства КАМАЗ при повышении давления в радиаторе свыше 0,12 мПа масло, поступающее к нему из центрифуги через клапан 16 (рис. 6.1), сливается в поддон 6, минуя радиатор.
Масляные фильтры. Чтобы очистить масло от механических примесей, которые появляются из-за изнашивания трущихся деталей, попадания пыли из воздуха, образования нагара и отложения смолистых веществ, применяют фильтры. В масляных системах используют фильтры грубой и тонкой очистки. В современных двигателях широкое распространение получили фильтры тонкой очистки со сменными фильтрующими элементами и фильтры центробежной очистки масла (центрифуги). Последние периодически очищают от грязи без замены каких - либо деталей. Если в смазочной системе через фильтры тонкой очистки проходит только часть масла, то они называются неполно-поточными, а в том случае, если через них проходит все масло, они называются полнопоточными.
Центробежный полнопоточный фильтр очистки масла дви гателя ЗИЛ-131 (рис. 6.5) состоит из корпуса 12, кожуха 7 и центрифуги с гидрореактивным приводом. Масло от насоса по каналу 11 подается под вставку 6 центрифуги, откуда небольшая часть масла, пройдя сетчатый фильтр 5, поступает к двум жиклерам 2, отверстия которых направлены в противоположные стороны. Масло, выбрасываемое из жиклеров 2 (показано стрелками) в двух противоположных направлениях, создает крутящий момент, приводящий ротор 3, установленный на упорном подшипнике 10, во вращение с частотой 5000-6000 об/мин. При этом основная часть масла, поступающая в полость колпака 4 ротора, подвергается центробежной очистке. Продукты износа, нагара и смолистые отложения, находящиеся в масле, отбрасываются под действием центробежной силы к внутренней поверхности колпака 4 и равномерно распределяются по ней в виде осадка, который удаляют при чистке центрифуги. Очищенное масло через радиальные отверстия оси 8 ротора, трубку 9 и канал 1 поступает в распределительную камеру масляной магистрали. Канал 1 соединен с перепускным клапаном 13, который при изнашивании подшипников коленчатого вала или загустении масла (при пуске холодного двигателя) перепускает часть неочищенного масла в магистраль, минуя центрифугу (показано штриховыми стрелками).
В дизеле КАМАЗ-740 работа фильтров центробежной очистки масла основана на том же принципе, однако, они являются неполнопоточными, и масло, очищенное в них, направляется не в магистраль, а стекает в поддон картера. Установлена центрифуга на передней крышке блока цилиндров с правой стороны двигателя (рис. 6.6).
Рис. 6.5.Центробежный фильтр тонкой очистки масла ЗИЛ-131:
1-канал; 2-жиклеры; 3-ротор; 4-полость колпака ротора; 5-сетчатый фильтр; 6-вставка; 7-кожух; 8-радиальное отверстие ротора; 9-трубка; 10-упорный подшипник; 11-канал; 12-корпус; 13-перепускной клапан
Во избежании нарушения балансировки при обслуживании фильтра на роторе и колпаке нанесены метки, которые необходимо совмещать при его сборке.
Фильтр тонкой очистки масла со сменным фильтрующим элементом (рис. 6.7) установлен также на правой стороне блока цилиндров двигателя КАМАЗ-740 и состоит из корпуса 19, колпаков 24 и двух бумажных элементов 23. В корпусе фильтра установлен перепускной клапан 16 с сигнализатором засоренности фильтрующих элементов. Сигнальная лампа засоренности фильтрующих элементов расположена на щитке приборов в кабине. Допускается свечение или мигание лампы при пуске и прогреве двигателя. При постоянном свечении лампы на прогретом двигателе необходимо немедленно сменить фильтрующие элементы
В корпусе фильтра установлен датчик давления масла и сигнализации о недопустимом понижении (менее 0,07 мПа) давления масла в главной магистрали.
6.6.Центробежный масляный фильтр дизеля КАМАЗ-740:
1-корпус; 2-колпак ротора; 3-ротор; 4-колпак фильтра; 5-гайка крепления колпака ротора; 6-упорный шарикоподшипник; 7-упорная шайба; 8-гайка крепления ротора; 9-гайка крепления колпака фильтра; 10-верх-няя втулка ротора; 11-ось ротора; 12-экран; 13-нижняя втулка ротора; 14-палец стопора; 15-пластина стопора; 16-пружина стопора; 17-труб-ка отвода масла
Перепускной клапан пропускает неочищенное масло в главную магистраль при низкой температуре масла или значительном засорении фильтрующих элементов при перепадах давления на элементах 0,25-0,3 мПа.
Вентиляция картера. Для очистки картера двигателя от картерных газов, образующихся вследствие прорыва продуктов сгорания через неплотности поршневых колец, и их смешивания с
в картере, необходима вентиляция картера. Удаление картерных газов позволяет поддерживать в поддоне картера атмосферное давление, что предотвращает старение масла, утечку его через уплотнения, а также исключает возможность попадания картерных газов в кабину автомобиля.
Рис. 6.7.Фильтр тонкой очистки масла с бумажным фильтрующим элементом:
1-стержень; 2-упорное кольцо; 3 и 1-шайбы; 4 и 22-уплотнительные кольца; 5-пружина колпака; 6-уплотнительная чашка; 8-пружина перепускного клапана; 9-винт сигнализатора; 10-пробка перепускного клапана; 11,18,20 и 26-прокладки; 12-регулировочная шайба; 13-корпус сигнализатора; 14-подвижный контакт сигнализатора; 15-пружина контакта сигнализатора; 16- перепускной клапан; 17'-пробка; 19-корпус фильтра; 21-втулка корпуса; 23-фильтрующий элемент; 24-колпак; 25-пробка сливного отверстия
Вентиляция картера может быть открытой - естественной, и закрытой - принудительной. При открытой вентиляции картертерные газы отводятся в атмосферу, при закрытой - во впускной трубопровод.
На дизеле КАМАЗ применяется открытая система вентиляции картера, которая осуществляется через сапун. В дизелях КАМАЗ-740 сапун 22 (рис. 6.1) лабиринтного типа. Он установлен в гнезде картера маховика (рис. 6.8,а) со стороны полости 5 правого ряда блока цилиндров. Основными частями сапуна являются верхний 4, средний 3 и внутренний 2 стаканы, а также газоотводящая трубка 1.
Рис. 6.8. Схема вентиляции картера: а-открытой дизеля КАМАЗ-740; б-закрытой-ЗИЛ-131
Выход отработавших газов и паров топлива из картера двигателя в атмосферу происходит в результате разряжения, возникающего у газоотводящей трубки при движении автомобиля. Сапун лабиринтного типа препятствует уносу масла через газоотводящую трубку, так как, проходя через каналы лабиринта, оно резко меняет направление своего движения (показано штриховыми стрелками), в результате чего частицы масла отделяются и стекают в поддон. В закрытой вентиляции картера двигателя ЗИЛ-131 (рис. 6.8,6) картерные газы отсасываются через маслоуловитель 7, клапан 9 и трубку 8 во впускной трубопровод, где смешиваются с горючей смесью и поступают в цилиндры двигателя. Маслоуловитель 7 отделяет капельки масла от отсасываемых газов, а клапан 9, занимая под действием разряжения различные положения по высоте относительно штуцера 10 трубки 8, изменяет сечение проходного отверстия, регулируя тем самым количество отсасываемых газов из картера.
Свежий воздух поступает в поддон картера через фильтр 6, установленный на маслозаливной горловине. Такая система является более совершенной, т.к. в этом случае снижается выброс токсичных веществ, содержащихся в картерных газах, в атмосферу.