А-продольный разрез; б-схема работы; в-общий вид

Смазочный насос. Для нагнетания масла в магистральные каналы и подачи его под давлением к трущимся деталям узлов и механизмов двигателя служит смазочный насос. В автомо бильных двигателях применяют смазочные насосы с внешним и внутренним, (например, ВАЗ-2106) зацепление зубчатых ко­лес. По числу секций они бывают одно - и двухсекционными. Каждая пара зубчатых колес двухсекционного насоса разме­щается в корпусе 4 (рис. 6.3) верхней и корпусе 9 нижней сек­ций насоса, разделенных между собой крышкой 1. Ведущие шестерни 6 и 7, соответственно, верхней и нижней секций с помощью шпонок крепятся на валу 5 насоса, который приво­дится в действие от распределительного вала (на двигателе КАМАЗ-740 - от коленчатого вала двигателя). В корпусе каж­дой секции на осях 3 и 8 свободно установлены ведомые зуб­чатые колеса 2 и 10, которые в паре с ведущими шестернями вращаются в своих корпусах с минимальными радиальными и торцовыми зазорами.

При работе насоса (рис. 6.3,6) масло из картера двигателя подается во всасывающие полости верхней и нижней секций, заполняет впадины между зубьями зубчатых колес и далее пе­реносится вдоль стенок корпусов 4 и 9 в полости нагнетания, из которых оно поступает к масляному фильтру и радиатору (на­правление потока масла в каждой секции показано сплошны­ми стрелками).

Необходимое давление масла, создаваемое верхней секцией насоса, на входе в главную смазочную магистраль поддержи­вается редукционным клапаном, отрегулированным на опре­деленное давление и состоящим из плунжера 11 и пружины 12, закрытых пробкой 13. При увеличении давления перепускной клапан открывается и масло из полости нагнетания перепуска­ется во всасывающую полость насоса (направление потока мас­ла показано штриховыми стрелками).

У дизеля КАМАЗ-740 смазочный насос (рис. 6.4) закреплен на нижней плоскости блока цилиндров, приводится в действие от коленчатого вала двигателя через шестеренчатый привод. Нагнетающая секция подает масло в главную магистраль дви­гателя, радиаторная - в центробежный фильтр и радиатор. Кроме клапана 12 (рис. 6.1) ограничивающего давление в глав­ной магистрали секции насоса, имеются предохранительные клапаны 9 и 7, которые перепускают масло при повышении дав­ления в полости нагнетания до 0,85-0,95 мПа.

У двигателей ЗИЛ-131 редукционный клапан, расположен­ный в промежуточной крышке 1 (рис. 6.3,6), открывается при давлении свыше 0,32 мПа. Нижняя секция смазочного насоса подает масло в масляный радиатор. Давление масла, нагнетае­мого в радиатор, поддерживается шариковым перепускным клапаном 14, отрегулированным на давление 0,12-0,15 мПа. При увеличении давления масло из нагнетательной полости перепус­кается во всасывающую полость нижней секции, что предохра­няет сердцевину радиатора от разрушения (направление пото­ка масла при перепуске показано контурными стрелками).

Рис. 6.4. Смазочный насос КАМАЗ-740:

1-корпус радиаторной секции; 2-ведущая шестерня радиаторной секции; 3-проставка; 4-ведущая шестерня нагнетательной секции; 5-корпус нагне­тательной секции; 6-ведомая шестерня привода насоса; 7-шпонка; 8-ва-лик ведущих шестерен; 9-ведомая шестерня нагнетательной секции; 10-ведомая шестерня радиаторной секции; 11-предохранительный клапан ра­диаторной секции; 12,15 и 17-пружины клапанов; 13 и 16-пробки клапанов; 14-клапан системы смазки; 18-предохранительный клапан нагнетающей секции

В дизелях семейства КАМАЗ при повышении давления в ра­диаторе свыше 0,12 мПа масло, поступающее к нему из центри­фуги через клапан 16 (рис. 6.1), сливается в поддон 6, минуя радиатор.

Масляные фильтры. Чтобы очистить масло от механических примесей, которые появляются из-за изнашивания трущихся деталей, попадания пыли из воздуха, образования нагара и отло­жения смолистых веществ, применяют фильтры. В масляных си­стемах используют фильтры грубой и тонкой очистки. В совре­менных двигателях широкое распространение получили филь­тры тонкой очистки со сменными фильтрующими элементами и фильтры центробежной очистки масла (центрифуги). После­дние периодически очищают от грязи без замены каких - либо деталей. Если в смазочной системе через фильтры тонкой очис­тки проходит только часть масла, то они называются неполно-поточными, а в том случае, если через них проходит все масло, они называются полнопоточными.

Центробежный полнопоточный фильтр очистки масла дви гателя ЗИЛ-131 (рис. 6.5) состоит из корпуса 12, кожуха 7 и центрифуги с гидрореактивным приводом. Масло от насоса по каналу 11 подается под вставку 6 центрифуги, откуда не­большая часть масла, пройдя сетчатый фильтр 5, поступает к двум жиклерам 2, отверстия которых направлены в противо­положные стороны. Масло, выбрасываемое из жиклеров 2 (по­казано стрелками) в двух противоположных направлениях, создает крутящий момент, приводящий ротор 3, установлен­ный на упорном подшипнике 10, во вращение с частотой 5000-6000 об/мин. При этом основная часть масла, поступающая в полость колпака 4 ротора, подвергается центробежной очист­ке. Продукты износа, нагара и смолистые отложения, находя­щиеся в масле, отбрасываются под действием центробежной силы к внутренней поверхности колпака 4 и равномерно рас­пределяются по ней в виде осадка, который удаляют при чист­ке центрифуги. Очищенное масло через радиальные отверстия оси 8 рото­ра, трубку 9 и канал 1 поступает в распределительную камеру масляной магистрали. Канал 1 соединен с перепускным клапа­ном 13, который при изнашивании подшипников коленчатого вала или загустении масла (при пуске холодного двигателя) перепускает часть неочищенного масла в магистраль, минуя центрифугу (показано штриховыми стрелками).

В дизеле КАМАЗ-740 работа фильтров центробежной очис­тки масла основана на том же принципе, однако, они являются неполнопоточными, и масло, очищенное в них, направляется не в магистраль, а стекает в поддон картера. Установлена цен­трифуга на передней крышке блока цилиндров с правой сторо­ны двигателя (рис. 6.6).

 

 


Рис. 6.5.Центробежный фильтр тонкой очистки масла ЗИЛ-131:

1-канал; 2-жиклеры; 3-ротор; 4-полость колпака ротора; 5-сетчатый фильтр; 6-вставка; 7-кожух; 8-радиальное отверстие ротора; 9-трубка; 10-упорный подшипник; 11-канал; 12-корпус; 13-перепускной клапан

 

Во избежании нарушения балансировки при обслуживании фильтра на роторе и колпаке нанесены метки, которые необхо­димо совмещать при его сборке.

Фильтр тонкой очистки масла со сменным фильтрующим элементом (рис. 6.7) установлен также на правой стороне бло­ка цилиндров двигателя КАМАЗ-740 и состоит из корпуса 19, колпаков 24 и двух бумажных элементов 23. В корпусе фильтра установлен перепускной клапан 16 с сигнализатором засорен­ности фильтрующих элементов. Сигнальная лампа засоренно­сти фильтрующих элементов расположена на щитке приборов в кабине. Допускается свечение или мигание лампы при пуске и прогреве двигателя. При постоянном свечении лампы на про­гретом двигателе необходимо немедленно сменить фильтрую­щие элементы

В корпусе фильтра установлен датчик давления масла и сиг­нализации о недопустимом понижении (менее 0,07 мПа) давле­ния масла в главной магистрали.

 

 

 

 

6.6.Центробежный масляный фильтр дизеля КАМАЗ-740:

1-корпус; 2-колпак ротора; 3-ротор; 4-колпак фильтра; 5-гайка крепле­ния колпака ротора; 6-упорный шарикоподшипник; 7-упорная шайба; 8-гайка крепления ротора; 9-гайка крепления колпака фильтра; 10-верх-няя втулка ротора; 11-ось ротора; 12-экран; 13-нижняя втулка ротора; 14-палец стопора; 15-пластина стопора; 16-пружина стопора; 17-труб-ка отвода масла

Перепускной клапан пропускает неочищенное масло в глав­ную магистраль при низкой температуре масла или значитель­ном засорении фильтрующих элементов при перепадах давле­ния на элементах 0,25-0,3 мПа.

Вентиляция картера. Для очистки картера двигателя от кар­терных газов, образующихся вследствие прорыва продуктов сго­рания через неплотности поршневых колец, и их смешивания с

 

в картере, необходима вентиляция картера. Уда­ление картерных газов позволяет поддерживать в поддоне кар­тера атмосферное давление, что предотвращает старение мас­ла, утечку его через уплотнения, а также исключает возможность попадания картерных газов в кабину автомобиля.

 

 

 

Рис. 6.7.Фильтр тонкой очистки масла с бумажным фильтрующим элементом:

1-стержень; 2-упорное кольцо; 3 и 1-шайбы; 4 и 22-уплотнительные коль­ца; 5-пружина колпака; 6-уплотнительная чашка; 8-пружина перепускно­го клапана; 9-винт сигнализатора; 10-пробка перепускного клапана; 11,18,20 и 26-прокладки; 12-регулировочная шайба; 13-корпус сигнализа­тора; 14-подвижный контакт сигнализатора; 15-пружина контакта сиг­нализатора; 16- перепускной клапан; 17'-пробка; 19-корпус фильтра; 21-втулка корпуса; 23-фильтрующий элемент; 24-колпак; 25-пробка слив­ного отверстия

 

Вентиляция картера может быть открытой - естественной, и закрытой - принудительной. При открытой вентиляции картертерные газы отводятся в атмосферу, при закрытой - во впускной трубопровод.

На дизеле КАМАЗ применяется открытая система вентиля­ции картера, которая осуществляется через сапун. В дизелях КАМАЗ-740 сапун 22 (рис. 6.1) лабиринтного типа. Он уста­новлен в гнезде картера маховика (рис. 6.8,а) со стороны поло­сти 5 правого ряда блока цилиндров. Основными частями са­пуна являются верхний 4, средний 3 и внутренний 2 стаканы, а также газоотводящая трубка 1.

Рис. 6.8. Схема вентиляции картера: а-открытой дизеля КАМАЗ-740; б-закрытой-ЗИЛ-131

Выход отработавших газов и паров топлива из картера дви­гателя в атмосферу происходит в результате разряжения, воз­никающего у газоотводящей трубки при движении автомоби­ля. Сапун лабиринтного типа препятствует уносу масла через газоотводящую трубку, так как, проходя через каналы лабирин­та, оно резко меняет направление своего движения (показано штриховыми стрелками), в результате чего частицы масла от­деляются и стекают в поддон. В закрытой вентиляции картера двигателя ЗИЛ-131 (рис. 6.8,6) картерные газы отсасываются через маслоуловитель 7, клапан 9 и трубку 8 во впускной трубопровод, где смешиваются с горючей смесью и поступают в цилиндры двигателя. Мас­лоуловитель 7 отделяет капельки масла от отсасываемых газов, а клапан 9, занимая под действием разряжения различные по­ложения по высоте относительно штуцера 10 трубки 8, изменя­ет сечение проходного отверстия, регулируя тем самым коли­чество отсасываемых газов из картера.

Свежий воздух поступает в поддон картера через фильтр 6, установленный на маслозаливной горловине. Такая система является более совершенной, т.к. в этом случае снижается выб­рос токсичных веществ, содержащихся в картерных газах, в ат­мосферу.