Устройство и работа смазочных систем
Типичным примером выше описаной системы является комбинированная смазочная система двигателя КАМАЗ-740. Заправка дизеля маслом (рис. 6.1) происходит через заливной патрубок, установленный на картере маховика справа. Для периодического контроля за уровнем масла в поддоне 6 картера служит указатель 21. Особенностью смазочной системы дизеля является то, что в ней имеется два фильтра тонкой очистки: полнопоточный 13 со сменным фильтрующим элементом и неполнопоточный - центрифуга 19, включенные между собой параллельно.
Двухсекционный смазочный насос, состоящий из нагнетательной 11 и радиаторной 10 секций, приводится в действие от коленчатого вала. Секцией 11 смазочное масло по каналу в правой стенке блока цилиндров подается в полнопоточный фильтр 13 со сменным фильтрующим элементом тонкой очистки, откуда оно направляется в главную магистраль 14.
Из главной магистрали по каналам в блоке цилиндров масло поступает к коренным подшипникам коленчатого вала, а по отверстиям в его щеках - к шатунным подшипникам. Одновременно по вертикальным каналам в блоке цилиндров масло поступает к опорным шейкам распределительного вала, а по наклонным каналам - к втулкам коромысел и далее к регулировочным винтам и верхним наконечникам штанг.
Стекая по внутренним отверстиям штанг, масло смазывает толкатели и кулачки распределительного вала двигателя.
На стенки цилиндров масло поступает разбрызгиванием, где оно снимается маслосъемными кольцами, отводится внутрь поршня и смазывает поршневой палец. Из наклонных каналов блока масло поступает для смазывания подшипников компрессора 1 и топливного насоса 2 высокого давления. Кроме того, от нагнетательной секции насоса через кран 5 и регулятор - выключатель 3 масло подается в гидромуфту 4 привода вентилятора.
Радиаторная секция 10 насоса по маслопроводу подает масло к центрифуге 19 из которой оно постоянно сливается в поддон картера через клапан 16 или проходит в радиатор 8, если кран 18 маслопровода открыт. Перепускной клапан 17 ограничивает давление масла, проходящего через центрифугу, до 0,6-0,65 мПа, а клапан 12 в корпусе смазочного насоса, ограничивает давление в главной смазочной магистрали и открывается при давлении 0,4 - 0,45 мПа.
Рис. 6.2.Смазочная система двигателя ЗИЛ-131:
а-общая схема; б-подача масла к средней шейке распределительного вала; в-смазывание передней шейки и зубчатых колес привода распределительного вала; г-подача масла от оси коромысла к регулировочному винту и наконечнику штанги; д-смазывание стенок цилиндров
Давление масла в смазочной системе определяется по манометру 20. При засорении фильтра 13 или повышения вязкости масла открывается перепускной клапан 15 и неочищенное масло поступает в главную смазочную магистраль 14. При этом на щитке приборов загорается сигнальная лампочка.
В смазочной системе двигателя ЗИЛ-131 масло из поддона картера 22 (рис.6.2,а) через маслоприемник 20 засасывается верхней секцией насоса 1 и по каналу 2 подается к фильтру 4 центробежной очистки масла (центрифуге). При вращении ротора центрифуги происходит очистка масла, которое затем поступает в маслораспределительную камеру 3, находящуюся в задней части блока цилиндров. Из этой камеры масло поступает в левый 11 и правый 18 магистральные каналы, расположенные в блоке по обе стороны толкателей, и смазывают их. От магистрального канала 11 масло подается к коренным подшипникам коленчатого вала, и по каналам в его щеках через грязеулавливающие полости 17 оно поступает к шатунным подшипникам.
К подшипнику задней шейки распределительного вала масло поступает по каналу из маслораспределительной камеры 3, а к четырем остальным - по вертикальным каналам 16 от коренных подшипников коленчатого вала. В передней шейке распределительного вала имеется канал 8 (рис. 6.2, в) через который масло подается на упорный фланец 7 и затем стекает на зубчатые колеса газораспределения.
В средней шейке 21 распределительного вала (рис. 6.2,6) под углом 40° просверлены два отверстия. При совпадении этих отверстий с отверстиями в блоке масло пульсирующей струей подается в каналы 9, продолжением которых являются каналы, расположенные в каждой головке блока. Из канала головки блока масло поступает вовнутрь полых осей 5 коромысел (рис. 6.2, г), и через отверстие в стенке оси оно подается к втулкам коромысел и далее через отверстие в коротком плече коромысла - к шаровому сочленению регулировочного винта и штанги.
Нижняя головка шатуна (рис. 6.2,д) имеет радиальное отверстие 10, при совпадении которого с каналом шатунной шейки масло выбрызгивается на зеркало цилиндра, откуда оно через отверстия в канавке маслосъемного кольца отводится внутрь поршня для смазывания поршневого пальца в бобышках поршня и во втулке верхней головки шатуна.
Кривошипно-шатунный механизм компрессора 6 (рис.6.2,а) смазывается разбрызгиванием масла, которое подводится к нему по трубке 13 от переднего конца магистрального клапана 18 и отводится в поддон картера по трубке 14
Приборы и механизмы смазочной системы
Масляные радиаторы. При нормальном тепловом режиме работы двигателя температура масла должна быть в пределах 65-85°С. На грузовых автомобилях необходимая интенсивность охлаждения масла достигается в результате естественной теплоотдачи поверхности поддона картера, обдуваемого встречным воздухом и подачей масла в масляный радиатор.
В дизелях автомобилей семейства КАМАЗ масляный радиатор 8 (рис.6.1) трубчато-пластинчатого типа, воздушного охлаждения, установлен на радиаторе системы охлаждения. Его отключение происходит при помощи крана, установленного на корпусе центрифуги, при температуре окружающего воздуха ниже 0°С.
а> |
На двигателе ЗИЛ-131 трубчатый масляный радиатор 12 (рис.6.2) воздушного охлаждения расположен впереди радиатора системы охлаждения и постоянно включен в смазочную систему посредством маслопроводов 19 и 15, по которым масло, соответственно, поступает в радиатор и отводится от него. Отключают радиатор только во время пуска холодного двигателя при температуре воздуха ниже 0°С. Для этого служит кран 23.
Рис. 6.3.Двухсекционный смазочный насос: