Статичные раппортные композиции

Главная задача при создании статичных композиций — организовать целостную орнаментальную структуру, выражающую идею статики. Наибольшая зрительная устойчивость (статичность) орнаментальной композиции достигается при квадратной форме раппорта, содержащего один или два одинаковых элемента.

При создании статичной композиции прежде всего нужно построить раппортную сетку. Затем расположить в ней заданные мотивы по горизонтальным ядам. Расположение мотивов в сетке имеет три варианта в зависимости от соотношения фона и рисунка:

1. Расстояние между мотивами меньше мотива (максимально уплотненное расположение рисунка).

2. Расстояние между мотивами соразмерно с самим мотивом (принцип одинаковости — в шахматном порядке).

3. Расстояние между мотивами значительно больше мотива (разреженное расположение).

Чем больше элементы рисунка согласуются по принципам симметрии и одинаковости, тем сильнее они выражают идею статики всей орнаментальной композиции. Например: в лоскутной композиции одинаковые квадратные раппорты — блоки и одинаковые интервалы между ними по горизонтали и вертикали — решетка.

Однако стремление создать абсолютно уравновешенную по всем параметрам композицию может привести к сухости и схематизму композиции, лишить ее необходимого разнообразия и выразительности. Чтобы этого не произошло, следует внести элемент динамичности: прямоугольную форму раппорта, противопоставление в одном раппорте крупного и мелкого мотивов, тональный акцент на одном из мотивов или другой цветовой тон и др. От введения в статичную композицию динамических элементов статичность рисунка только увеличивается. Важно лишь, чтобы доминировали именно те выразительные средства композиции, которые придают ей статичность.