Методика «Подвижность нервной системи»
1. Всегда ли вьі активно отстаиваете свою точку зрения?
а) нет; б) очень редко; в) редко; г) всегда.
2. Стараєтесь ли вьі руководить людьми, командовать йми, обучать их?
а) нет, б) не знаю; в) иногда; г) да.
3. Стараєтесь ли вьі избегать трудностей, неясньїх ситуаций? а) да; б) иногда; в) нет, г) никогда.
4. Доставляет ли вам удовольствие длительно работать в бьістром темпе?
а) очень не люблю работать бьістро; б) иногда доставляет удовольствие; в) часто доставляет удовольствие; г) всегда доставляет удовольствие.
5.Как бьістро отвечаете на вопрос или реплику в ваш адрес? а) медленно; б) по-разному; в) бьістро; г) очень быстро.
6. Легко ли вьі знакомитесь с людьми?
а) нет; б) по-разному, в) легко; г) очень легко и бьістро.
7. . Бурно ли ви реагируете на критику и оскорбление?
а) нет; б) смогря, когда; в) бурно; г) очень бурно.
8. Как бьістро вам удается припомнить необходимьій материал при сдаче зкзамена или
зачета?
а) очень медленно, с большим трудом;
б) медленно. но припоминаю все, что знал;
в) бьістро припоминаю;
г) очень бьістро припоминаю и отвечаю без подготовки.
9. Способньї ли вьі длительное время терпеть недостатки окружающих? а) да; б) не знаю; в) смотря какие недостатки; г) нет.
10. Считаете ли вьі себя осторожньїм и предусмотрительньїм человеком? а) да; б) не знаю; в) иногда; г) нет.
Шкала балльной оценки свойств нервной системи
Сумма ответов вариантов "в", "г" | 10-8 | 7-6 | 5-4 | 3-2 | 1-0 |
Балльї |
Оценка свойств нервной системи проводится следующим образом:
5 б - преобладает подвижность
4 б - имеет место подвижность
З б - свойство не определенно
2 б - имеет место инертность
1 б - преобладает инертность
Методика оценки подвижности нервньїх процессов с помощью анкети
Инструкция. "Сейчас вам будет предложено ответить на вопросы анкети, содержащей 24 вопроса. На каждьій вопрос вьі должньї дать ответ, вьібрав один наиболее точно характеризующий вас вариант из 5 предложенньїх. На розданньїх вам чистих листах бумаги проставьте в вертикальную колонку номера вопросов (от 1 до 24). Напротив зтих номеров регистрируйте ответьі, проставляя букву, соответствующую вьібранному вами варианту ответа. Вопросьі анкетьі составленьї так, что можно оценить правдивость ваших ответов. Позтому старайтесь отвечать на вопросьі обдуманно и искренне. Время на ответьі - 15 мин".
АНКЕТА
1. Как быстро ви превращаете свои мьісли в слова при беседе или виступлений? а) очень медленно; б) медленно; в) средне; г) быстро; д) очень быстро.
2. Легко ли вы вьшолняете одновременно несколько простих дел (например, читаєте и периодически отвечаете на вопросн или пишите одновременно)?
а) очень трудно; б) трудно; в) средне; г) легко; д) очень легко.
3. Как бистро ви отвечаете на вопрос или реплику в ваш адрес?
а) очень медленно; б) медленно; в) по-разному, г) бистро; д) очень бистро.
4. Как долго ви переживаєте собнтия, касающиеся вас?
а) очень долго; б) долго; в) по-разному, г) недолго; д) совсем недолго.
5. Доставляет ли вам большое удовольствие длительно работать в бнстром темпе?
а) зто мне неприятно; б) зто мне приятно;
в) иногда доставляет удовольствие;
г) доставляет удовольствие;
д) очень люблю работать в бнстром темпе.
6. Бистро ли ви осваиваете принципиально новне види работн или переходите от одного
дела к другому? Как велико при зтом у вас желание работать?
а) очень-медленно и долго, без желания;
б) медленно и вначале без желания;
в) средне, но скоро начинаю ощущать интерес к работе;
г) бистро и с некоторнм любопнтством;
д) очень бистро и сразу берусь за дело с большим интересом.
7.Часто ли ви при чтении учебного материала или каких-либо сложних статей возвращаетесь к прочитанному, чтобн лучше его понять и усвоить? а) очень часто; б) часто; в) иногда; г) редко; д) очень редко.
8. Всегда ли ви можете сосредоточенно и плодотворно работать в напряженной и
ответственной обстановке?
а) никогда; б) редко; в) иногда; г) почти всегда; д) всегда.
9. Всегда ли вам удается следить за мислями лектора, которнй бистро излагает материал, и
при зтом делать по ходу лекции нужние записи?
а) никогда не успеваю; б) как правило, не успеваю; в) иногда успеваю; г) почти всегда успеваю; д) успеваю. ІО.Как бистро вам удается припомнить необходимнй материал при сдаче зкзамена или зачета
а) очень медленно и с большим трудом;
б) медленно, не могу вспомнить все, что знал;
в) средне, надо подумать; г) бистро; д) очень бистро.
П.Бьівает ли так, что после свершившегося ви терзаєтесь мьіслью о том, что вам следовало би сделать что-то иначе? а) очень часто; б) часто; в) иногда; г) редко; д) очень редко.
12. Как долго ви переживаєте случившийся конфликт?
а) очень долго; б) долго; в) по-разному, г) бистро об зтом забиваю; д) очень бистро об зтом забиваю.
13. Как долго ви обнчно обдумнваете свои предстоящие ответственние действия?
а) всегда, если єсть возможность, долго и в деталях все обдумиваю; б) чаще всего долго обдумьіваю; в) по-разному; г) чаще всего действую сразу, д) всегда действую сразу.
14. Часто ли бьівает так, что когда вам задают вопрос, вьі вначале его повторяєте про
себя или вслух, а потом отвечаете?
а) всегда использую такой прием; б) часто;
в)иногда так бьівает, г) очень редко; д) такого не бьівает.
15. Часто ли вьі мьісленно возвращаетесь к уже сделанному вами делу с некоторьім
сожалением о том, что сейчас вьі бьі его сделали лучше?
а) очень часто; б) часто; в) иногда; г) редко; д) очень редко.
16. Как бьістро вьі можете переходить от одного занятия к другому? а) очень медленно; б) медленно; в) средне; г) быстро; д) очень бьістро.
17. Всегда ли вам нравится спокойная однообразная работа? а) всегда; б) иногда; в) характер работьі мне безразличен; г)при таких условиях долго работать не могу,
д)такие работьі мне невьшосимьі.
18.Бьівает ли с вами такое, что в особенно важньїй момент вьі особенно хорошо
соображаете?
а) такого никогда не бьівает, б) бьівает очень редко;
в) бьівает по-разному, г) чаще всего так бьівает, л) всегда так.
19.Всегда ли у вас єсть уверенность в себе, что вьі сможете припомнить и вспомнить в
нужньїй момент?
а) никогда; б) редко; в) иногда; г) почти всегда; д) всегда.
20.Часто ли бьівает так, что вьі действуете сразу, без колебаний?
а) никогда; б) редко; в) иногда; г) чаще всего; д) всегда.
21.При каком темпе чтения вьі обьічно хорошо запоминаете текст учебного материала?
а) при очень медленном темпе чтения; б) при медленном; в) при среднем; г) при
бьістром; д) чем бьістрее, тем лучше.
22. Как бьістро вьі можете приводить примерьі, доказьівающие или подтверждающие
вашу мьісль или вьісказьівание?
а) мне бьівает очень трудно подобрать такие примерьі, чаще они у меня появляются
потом, когда зто уже не нужно;
б) привожу примерьі, после вьісказьівания у меня сразу появляются другие, более
убедительньїе;
в)бьівает по-разному,
г)обьічно легко и бьістро нахожу нужньїе примерьі;
д)всегда бистро и без труда подбираю примерьі.
23. Всегда ли вьі при желании успеваете прочесть в кино или на телезкране фамилии
действующих лиц и исполнителей (титрьі)?
а) почти никогда не успеваю; б) не успеваю;
в) редко успеваю; г) почти всегда успеваю; д) всегда без особого труда.
24. Как вьі можете оценить себя с точки зрения медлительности?
а) я очень медлительньїй человек; б) я медлительньїй человек;
в) я среднемедлительньїй человек; г) я подвижньїй человек; д) я очень подвижньїй человек.
Методика предназначена для оценки подвижности нервньїх процессов по ответам на вопросьі, касающиеся поведения испьітуемого в некоторьіх характерних ситуациях. Анкета содержит 24 вопроса, на каждьій из которьіх испьгтуемьгй дает ответ, вьібирая один из предложенньїх пяти вариантов.
Для проведення обследования необходимо иметь отпечатанную анкету, листьі бумаги для регистрации ответов. При обработке результатов на регистрационном бланке рядом с буквами проставляются их порядковьіе номера в алфавите (А-1; Б-2; В-3; Г-4; Д-5), после чего вычисляется сумма зтих номеров для всех у ответов на вопросьі анкетьі. Чем она больше, тем выше показатель подвижности нервньїх процессов.
Для оценки правдивости испьітуемого сравниваются ответьі на сходньїе вопросьі №1 и 3,|4и 12,|5,7и21,|6и 16, |11 и 15, |10, 18 и 19.
В случае явньїх несовпадений задание вьшолняется повторно. Кроме того, можно руководствоваться следующим правилом: частное от деления суммьі номеров ответов на 24 должно бьіть примерно равно номеру ответа на 24-й вопрос. Сумма номеров ответов переводится в балльї.
Шкала балльной оценок суммьі номеров ответов на вопросьі анкети