ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ. ДОСТОИНСТВА.
• стимулирует проявление инициативы, раскрывает творческий потенциал исполнителей;
• успешнее решает инновационные, нестандартные задачи;
• включает также психологические механизмы трудовой мотивации;
• повышает удовлетворенность исполнителей своим трудом;
• создаёт благоприятный психологический климат в коллективе и т.д.
Демократический стиль хорош в стабильном, устоявшемся коллективе при высокой квалификации работников, если есть работники с творчески неожиданными идеями, при отсутствии экстремальных условий труда, а также при возможности осуществления весомых материальных выплат.
Такого рода условия далеко не всегда имеются, да к тому же это именно условия, делающие применение демократического стиля только лишь возможным. Превратить эту возможность в действительность — задача тоже не из легких.
Наиболее редкий стиль – нейтральный. Его типичные черты:
• уход от принятия стратегически важных решений;
• предоставление делам возможности идти своим чередом, самотеком;
• незначительный контроль подчиненных;
• использование коллективного способа принятия решений для уклонения от ответственности;
• равнодушие к критике;
• безразличие к персоналу и т.д.
Недаром еще К. Левин называл этот стиль анархическим, так как его непременные условия — практически абсолютная свобода исполнителей при весьма слабом управленческом воздействии. Общепризнанно, что подобная неконтролируемая свобода персонала в сфере производства почти всегда вредна. Однако возможны ситуации, когда такой стиль руководства оправдан, например при очень высокой компетентности и ответственности персонала и слабой подготовке самого руководителя. Вероятно также, что такой стиль может подойти для руководства научными или другими творческими коллективами при непременном, правда, наличии сильных и дисциплинированных исполнителей.
Итак, приемлемость того или иного стиля руководства определяет в конечном счете производственная ситуация, описываемая множеством факторов. Отсюда должно следовать, что руководитель обязан уметь применять любые стили руководства, меняя их в зависимости от ситуации.
ВОПРОС ДВАДЦАТЬ ВТОРОЙ.
ОСНОВАТЕЛИ КОСТРОМСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ И ИХ ВКЛАД