Критика проекта «Ё-мобиль»

История проекта «Ё-мобиль»

Разработка городского гибридного автомобиля первоначально была начата силами компании «ЯРОВИТ МОТОРС».

Год

12 апреля 2010 года российская инвестиционная Группа «ОНЭКСИМ» и российско-белорусский «ЯРОВИТ МОТОРС», проведя первую презентацию проекта совместного выпуска легковых городских автомобилей, объявили о старте проекта. Для его реализации была создана компания ООО «Городской автомобиль», в которой участие Группы «ОНЭКСИМ» составляло 51%, участие ЗАО «Автомобильный завод «ЯРОВИТ МОТОРС» – 49%. Оценочный бюджет проекта (до начала серийного выпуска) планировался на уровне– 150 млн. Евро.

12 октября 2010 года состоялась вторая презентация проекта новых автомобилей. В сравнении с первоначальными эскизами их компоновочное и дизайнерское решения получили заметное развитие. Было показано два четырёхместных варианта, исполненных на одной платформе. Первый – городской хэтчбек, предназначенный для семейного использования. Второй – компактный внедорожный кросс-спорт-купе, ориентированный на молодёжь. Разработкой экстерьера и интерьера автомобилей занимался Андрей Трофимчук. Подобно проекту пятилетней давности фирмы «Русский Автомобильный Дизайн», в окраске кузовов известный белорусский дизайнер Владимир Цеслер предложил использовать два цвета, один из которых неизменен – слоновая кость. Это должно было стать фирменным стилем и символизировать философию «гибридности» – использования различных видов топлива для достижения одной цели: получения электрической энергии.

9 ноября 2010 года были подведены итоги конкурса «Моё название городского автомобиля» и назван окончательный вариант – «Ё-мобиль». Также был обнародован фирменный логотип. Автором названия и логотипа стал уже упомянутый Владимир Цеслер.

13 декабря 2010 года, как и планировалось ранее, были представлены три самоходных опытных образца, изготовленные российскими кузовными ателье – «Ё-микровэн» и «Ё-фургон» (кузовное ателье «CARDI»), а также «Ё-кросс-купе» (фирма «Русский Автомобильный Дизайн»). Поскольку опытные кузова создавались исключительно в презентационных целях, они были установлены на простые стальные рамы, а в качестве двигателей использованы поршневые двухцилиндровые четырёхтактные моторы «MPE 750» немецкой компании «Weber Motor». Одновременно было продемонстрировано слайд-шоу, детализирующее проект «Ё-мобиля».

Год

8 февраля 2011 года в Клубе главных редакторов РСПП Михаил Прохоров заявил, что сертификацию «Ё-мобилей» ориентировочно планируется осуществить в мае 2012 года. Отметив, что новинки на 90% будут состоять из отечественных комплектующих, он подчеркнул, что производство основных компонентов (двигателя, шасси и пр.) компания «Ё-Авто» будет контролировать сама или в кооперации с подконтрольными партнёрами. Также Михаил Прохоров озвучил новый диапазон цен на будущие гибриды: от 320 тыс. руб. до 12 тыс. Евро (на тот момент – около 480 тыс. руб.). Таким образом, первоначально озвученный разброс стоимости проектируемых машин расширился примерно на 30 тыс. руб. в обе стороны.

21 февраля 2011 года в официальном блоге «Ё-Авто» был представлен «оптимизированный вариант «Ё-кросс-купе», в компоновке которого были учтены замечания посетителей презентации «Ё-мобилей». Основное внимание при переработке кузова было уделено повышению удобства размещения пассажиров: автомобиль, сохранив первоначальную колёсную базу, стал (несмотря на статус «купе») пятидверным и пятиместным. Объём багажного отделения был доведён до 450 л (против прежних 400 л), со сложенными спинками задних сидений он увеличивался до 1100 л. Длина кузова была увеличена до 4100 мм, высота – до 1550 мм, клиренс – до 210 мм (прежние показатели: 4062 мм, 1495 мм и 200 мм соответственно). Значительно (с 20° до 27°) вырос угол переднего свеса, и незначительно – заднего (с 28° до 30°). Для учёта общественного мнения о предпочтениях между трёх- и пятидверными вариантами в блоге «Ё-Авто» был открыт соответствующий опрос, с самого начала показавший результаты в пользу обновлённого «Ё-купе», хотя и при заметной поддержке начального варианта (около 25-30% респондентов). Поэтому в последствие момент производство трехдверной модификации уже не планировалось.

1 апреля 2011 года машину (прототип с двухцилиндровым двигателем «Weber Motor») опробовал Председатель Правительства России Владимир Путин. Он совершил на нём поездку из своей подмосковной резиденции «Ново-Огарёво», где проходило заседание Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, в государственную резиденцию «Горки-9», чтобы показать его Президенту России Дмитрию Медведеву.

13 апреля 2011 года в Смольном дворце было подписано соглашение с Правительством Санкт-Петербурга, из которого следует, что в индустриальном парке «Марьино» должен был появиться завод «Ё-Авто». Было запланировано, что первая очередь завода, предполагаемая к запуску1 сентября 2012 года, позволит выпускать 45 тыс. «Ё-мобилей» в год. После же запуска второй очереди завода объём производства предполагалось удвоить. На выбранной площадке было предусмотрено строительство заводов по трём направлениям: «Ё-Авто», гибридные грузовики «ЯРОВИТ МОТОРС», завод агрегатов для автомобилей (в последующей перспективе). С помощью последнего компания рассчитывала в будущем заменить закупаемые части машин на собственные и довести локализацию машины в пределах Союзного государства России и Белоруси до заявленных ранее 90%.

16 мая 2011 года был запущен сайт компании «Ё-Авто», где начался приём ни к чему не обязывающих предварительных заказов на автомобили из модельного ряда «Ё-мобилей». За первые сутки приёма заявок их число превысило 50 тыс., что на тот момент было больше всего предполагаемого годового объёма производства в 2012 году. Как пояснили тогда представители компании, предзаказ не являлся договором на покупку «Ё-мобиля» и поэтому вносить оплату не нужно. Однако оформление предзаказа гарантировало направление заказчикам уведомления о возможности подписания контракта на приобретение автомобиля перед началом их серийного производства. За неделю общее число заявок перевалило за 100 тыс. По типу машин они распределились так: 84% – на модель кроссовера, 14% – на микровэн, 2% – на фургоны.

В мае 2011 года Михаил Прохоров сообщил, что первые краш-тесты «Ё-мобиля» запланированы на осень того же 2011 года. Он отметил, что к осени 2011 года будут произведены 40 гибридных автомобилей, которые отправят на первые краш-тесты. Уже летом 2011 года должны были быть завершены первые ресурсные испытания двигателя «Ё-мобиля». Но вскоре в июле 2011 года Генеральный директор компании «Ё-Авто» Андрей Бирюков заявил, что на тот момент были завершены лишь компьютерные краш-тесты, а физическое «уничтожение» могло происходить только тогда, когда по окончательной технологии будет собран автомобиль, предназначенный для серийного производства, и это тогда планировалось к концу 2012-го года.

8 июня 2011 года началось строительство в индустриальном парке «Марьино» Петродворцового района г. Санкт-Петербурга первого завода по производству 45 тыс. «Ё-мобилей». В будущем было предусмотрено появление в России до пяти дополнительных сборочных площадок. Также планировалось строительство нового предприятия по производству автокомпонентов, призванного обеспечить деталями до 100 тыс. машин в год. В закладке первого камня участвовали сам Михаил Прохоров и Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Инвестиции в первую очередь завода составили около 142 млн. Евро. Генеральный директор компании «Ё-Авто» Андрей Бирюков при этом сообщил, что второй производственной площадкой для сборки «Ё-мобилей» мог бы стать столичный завод АМО «ЗИЛ».

В августе 2011 года была анонсирована презентация обновлённой модели компактного кроссовера, которая должна была состояться на Международном автосалоне во Франкфурте. Накануне презентации обновлённой модели кроссовера было объявлено, что автомобили кросс-купе первыми сойдут с конвейера завода «Ё-Авто».

13 сентября 2011 года на Франкфуртском автосалоне были показаны новый концепт «Ё-мобиля» и обновлённый, после анализа полученных замечаний и пожеланий, «Ё-кроссовер». Также был представлен экземпляр «Ё-фургона». Фирма «Ё-Авто» оказалась на этом салоне единственным представителем от России. Одновременно на сайт «Ё-Авто» добавили информацию о «Ё-концепте» и убрали информацию о «Ё-микровэне». По завершении Франкфуртского автосалона показанные на нём три «Ё-мобиля» были отправлены в качестве передвижной экспозиции по городам 23 субъектов Российской Федерации, расположенным в европейской части.

Год

3 февраля 2012 года были показаны изображения интерьера салона «Ё-кроссовера». В сентябре 2012 года новым Генеральным директором «Ё-Авто» вместо Андрея Бирюкова был назначен Андрей Гинзбург, ранее занимавший пост Главного конструктора компании. По словам Председателя Совета директоров компании «Ё-Авто» и Генерального директора Группы «ОНЭКСИМ» Дмитрия Разумова, эти изменения были связаны со срывом сроков осуществления проекта «Ё-мобиль». При этом Дмитрий Разумов также пообещал, что серийное производство автомобиля должно начаться через 2-2,5 года.

Год

14 февраля 2013 года, по итогам деловой встречи с руководителями автомобильных концернов на VII ежегодной международной конференции в области автокомпонентной промышленности «Автоинвест», Максим Мейксин, ПредседательКомитета по промышленной политике и инновациям правительства Санкт-Петербурга, сообщил, что первый серийный «Ё-мобиль» может быть выпущен в марте 2015 года. Присутствовавший при этом Андрей Бирюков добавил, что на тот момент испытания электрической трансмиссии завершились успешно.

21 июня 2013 года Михаил Прохоров показал новый «Ё-мобиль» широкой общественности. Это случилось во время Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Одновременно в СМИ попали фотографии и видеоролик первого предсерийного образца.

4 и 5 июля 2013 года в центре испытаний «НАМИ» в Подмосковье, как и планировалось ранее, состоялась презентация гибридного кроссовера «Ё-мобиль». Было представлено пять прототипов, в качестве ДВС которых использовался поршневой двигатель объёмом 1,4 л и мощностью 75 л. с. производства итальянской фирмы «FIAT».

Год

20 февраля 2014 года, из-за недостаточного финансирования, начало производства «Ё-мобилей» было отложено на неопределённый срок. Об этом заявил на VIII конференции «Автоинвест» ранее уже упомянутый Председатель Комитета по промышленной политике и инновациям правительства Санкт-Петербурга Максим Мейксин.

21 февраля 2014 года анонимный источник сообщил о закрытии проекта «Ё-мобиль», однако на тот момент официально эта информация не была подтверждена.

3 марта 2014 года представители Группы «ОНЭКСИМ» сообщили, что сертификация автомобиля должна пройти осенью 2014 года.

7 апреля 2014 года проект «Ё-мобиль» был официально закрыт и все наработки переданы в «НАМИ».

11 апреля 2014 года Генеральный директор «НАМИ» Максим Нагайцев заявил, что институт, как новый правообладатель нематериальных активов проекта «Ё-мобиль», в ближайшем будущем не имеет планов возобновлять реализацию данного проекта.

1 декабря 2014 года Михаил Прохоров передал лидеру партии ЛДПР Владимиру Жириновскому экземпляр «Ё-мобиля». Данная машина, получившая название «Ё-Crossback EV», была изготовлена в четырех экземплярах, по конструкции она заметно отличалась от прежних версий «Ё-мобиля». Данный «Ё-Crossback EV» имел не пятидверный, а трёхдверный кузов с оригинальным внешним видом, силовая установка была не гибридной, а электрической.

Критика проекта «Ё-мобиль»

Заявления о начале серийного производства гибридных автомобилей отечественной разработки некоторыми обозревателями и экспертами воспринимались ранее, да и сейчас воспринимаются как неосуществимые, а всю затею они считают лишь эффектным пиар-ходом, связанным с избирательной кампанией ключевого стейкхолдера проекта Михаила Прохорова. Так, например, эксперты журнала «За рулём» утверждали, что заявления конструкторов проекта «Ё-мобиль» были слишком амбициозными по замыслу и по времени воплощения для столь малоопытного и малобюджетного коллектива, которым являлся «Ё-Авто».

С самого начала проект «Ё-мобиль» вызывал скепсис, граничащий с недоверием даже у высших чиновников государства. Так, ещё в 2012 году Заместитель Министра промышленности и экономики Российской Федерации Андрей Дементьев высказал сомнение в возможности осуществления проекта «Ё-мобиль». В своём интервью порталу «Газета.ру» он в частности заявил: «Ощущения, что в 2012 году обещанный автомобиль за обещанную цену появится, у меня, к сожалению, нет… Все красиво, все симпатично, но пока мало реально… И я был бы рад, если бы в своих прогнозах ошибся».

Критики проекта «Ё-мобиль», помимо прочего, неоднократно указывали на следующие обстоятельства и моменты:

§ Низкая пассивная безопасность в связи с невозможностью создать зоны программируемой деформации в монококе (корпусе автомобиля).

§ Анонсируемые ходовые характеристики автомобиля были рассчитаны для идеальных случаев, в реальных же условиях ёмкости конденсатора может не хватать, что приведёт к заметному дефициту мощности и снижению скорости. В ходовых характеристиках не были должным образом учтены расходы энергии на питание системы управления, фар, кондиционера и других внутренних систем.

§ Отказ от дешёвых комплектаций, что, по мнению критиков, выводит «Ё-мобиль» из категории «доступных» городских автомобилей.

§ Использование двигателя зарубежного производства идёт вразрез с идеей создания российского автомобиля, на 90% состоящего из отечественных комплектующих.

§ Возможные проблемы, которые могут быть выявлены при испытании серийного образца полипропиленового кузова и решение которых усложнится из-за использования купленной под ключ технологии производства.

§ Серьёзное изменение внешнего вида «Ё-кроссовера», показанного во Франкфурте, по сравнению с изначальным дизайном.

§ Отказ от выпуска «Ё-микровэна» (его описание исчезло с сайта производителя во время проведения Франкфуртского автосалона).

§ Разработка роторно-лопастного двигателя, который рассматривался в качестве будущего силового агрегата была прекращена за малоперспективностью.

§ Смещение сроков открытия первого завода и запуска серийного автомобиля. Таким образом, вместо многократно обещанной даты начала серийного выпуска автомобилей с осени 2012 года, первых моделей стали ожидать не ранее 2015 года.

Планы и их выполнение