III.4.J. СПЕЦИФИКА ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ (ДЦП).

СТРУКТУРА НАРУШЕНИЯ. ФОРМЫ ДЕТСКОГО

ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА

Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппара­та» носит собирательный характер и включает в себя двигатель­ные расстройства, различные по происхождению и проявлениям.

По степени тяжести нарушений двигательных функций и по степени сформированности двигательных навыков дети делят­ся на три группы:

1) дети с тяжелыми нарушениями: у некоторых из них не сфор­
мировано прямостояние и ходьба, захват и удержание предметов,
навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с по­
мощью ортопедических приспособлений и навыками самообслу­
живания владеют частично;

2) дети со средней степенью выраженности двигательных на­
рушений (наиболее многочисленная группа): большая часть детей
может самостоятельно передвигаться на ограниченное расстоя­
ние, они владеют навыками самообслуживания, которые, одна­
ко, недостаточно автоматизированы;

3) дети с легкими двигательными нарушениями: они ходят
самостоятельно, уверенно себя чувствуют и в помещении, и на
Улице; навыки самообслуживания сформированы, но вместе с тем
могут наблюдаться патологические позы, нарушения походки, на­
сильственные движения и др.

В настоящей главе рассматриваются в основном клинико-фи-зиологические и психологические особенности развития детей с Детскими церебральными параличами, поскольку именно эта ка-


тегория составляет основную массу детей с нарушениями one но-двигательного аппарата.