III.3.7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

И КОРРЕКЦИЯ ПРИ ТЯЖЕЛЫХ НАРУШЕНИЯХ

РЕЧИ У ДЕТЕЙ

Необходимо отграничивать общее недоразвитие речи (ОНР) °т задержки темпа ее формирования. Причинами задержки разви­тия речи обычно являются педагогическая запущенность, недо­статочность речевого общения ребенка с окружающими, двуязы­чие в семье. Наиболее точное разграничение этих состояний воз-^ожно в процессе диагностического обучения. Отличительными при­знаками, говорящими о более тяжелом речевом диагнозе, будет


наличие органического поражения центральной нервной систе» более выраженная недостаточность психических функций, нет можность самостоятельного овладения языковыми обобщения Одним из важных диагностических критериев является возм^ ность усвоения ребенком с замедленным темпом развития грамматических норм родного языка — понимание значения: матических изменений слов, отсутствие смешения в понима| значений слов, имеющих сходное звучание, отсутствие нару ний структуры слов и аграмматизмов, столь характерных и ких при общем недоразвитии речи (Н.С.Жукова, Е.М.Маст ва, Т.Б.Филичева, 1990).