III.3.7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
И КОРРЕКЦИЯ ПРИ ТЯЖЕЛЫХ НАРУШЕНИЯХ
РЕЧИ У ДЕТЕЙ
Необходимо отграничивать общее недоразвитие речи (ОНР) °т задержки темпа ее формирования. Причинами задержки развития речи обычно являются педагогическая запущенность, недостаточность речевого общения ребенка с окружающими, двуязычие в семье. Наиболее точное разграничение этих состояний воз-^ожно в процессе диагностического обучения. Отличительными признаками, говорящими о более тяжелом речевом диагнозе, будет
наличие органического поражения центральной нервной систе» более выраженная недостаточность психических функций, нет можность самостоятельного овладения языковыми обобщения Одним из важных диагностических критериев является возм^ ность усвоения ребенком с замедленным темпом развития грамматических норм родного языка — понимание значения: матических изменений слов, отсутствие смешения в понима| значений слов, имеющих сходное звучание, отсутствие нару ний структуры слов и аграмматизмов, столь характерных и ких при общем недоразвитии речи (Н.С.Жукова, Е.М.Маст ва, Т.Б.Филичева, 1990).