Мониторинг и измерение продукции

«Организация должна осуществлять мониторинг и измерять характеристики продукции с целью верификации соблюдения требований к продукции. Это должно осуществляться на соответствующих стадиях процесса жизненного цикла продукции согласно запланированным мероприятиям (7.1).

Свидетельства соответствия критериям приемки должны поддерживаться в рабочем состоянии. Записи должны указывать лицо(а), санкционировавшее(ие) выпуск продукции (4.2.4).

Выпуск продукции и предоставление услуги не должны осуществляться до тех пор, по все запланированные действия (7.1), не будут удовлетворительно завершены, если не утверждено иное соответствующим уполномоченным органом и, где это применимо, потребителем» (ГОСТ Р ИСО 9001-2008).

Эти два пункта стандарта требуют определить, как организация намерена проверять свои процессы и продукцию или услуги. Зачастую эти две задач в значительной степени пересекаются, и во многих случаях одни и те же методики мониторинга и измерений подходят как для процессов, так и для продукции.

В редакции 1994 года для обозначения любых действий по проверке соответствия чего-либо установленным требованиям применялись терми­ны «проверки» и «испытания». Используемые в редакциях 2000 и 2008 гг. тер­мины «мониторинг» и «измерение» обозначают более широкие понятия, включающие в себя проверки и испытания. К числу операций по монито­рингу и измерениям можно отнести, например:

 

- измерение размеров;

- корректуру публикаций;

- снятие проб с блюд;

- подбор цветов;

- выполнение химического анализа;

- осмотр изделий и принятие решения, соответствуют ли они тому,
что было заказано.

Необходимо определить свои требования к мониторингу и измере­ниям и правила их выполнения. Люди, занимающиеся этой работой, долж­ны быть компетентными, то есть подготовленными к тому, что им пред­стоит делать и иметь необходимый опыт.

Нужно решить и записать в отчете, кто в организации уполномочен заявить о завершении работ и готовности поставить продукцию потребителям.

Компетентные работники должны быть способны сами проверять качество своей работы без повторной проверки другими лицами. Подобная гибкость важна для малых предприятий, где излишнее дублирование функций следует исключить.

Верификация, то есть проверка соответствия чего-либо установлен­ным требованиям, также является одной из операций мониторинга и изме­рений. В некоторых отраслях, таких, например, как издание книг, визуаль­ная проверка может быть основной формой мониторинга и измерений.

Мониторинг и измерения покупных изделий и услуг рассмотрен в п. 7.4.3. Репутация ресторана зависит от качества подаваемых блюд и качества предоставляемого сервиса. Проверка и мониторинг закупаемых рес­тораном продуктов имеет жизненно важное значение для постоянного ус­пеха


ФОРМА ПЛАНА ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

 

УТВЕРЖДАЮ

Ответственный за СМК _____________

Наименование организации

_____________________ _____________

ФИО

«___»_________200__ г.

 

 

ПЛАН

аудита системы менеджмента качества_____________________

Наименование организации

 

1. Подразделение ______________________________________________________________

2. Основание __________________________________________________________________

3. Дата (сроки) проведения аудита ________________________________________________

4. Цель аудита:

4.1 Соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (пп._________________________

_____________________________________________________________________________)

4.2 Соответствие требованиям Руководства по качеству (пп._________________________),

документированных процедур (_________________________________________________),

_____________________________________________________________________________

5. Объекты, подлежащие проверке _______________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6. Группа по аудиту:

 

Фамилия, имя, отчество Должность Примечание
Руководитель группы:      
Члены группы:    
     
     

 

7. План аудита передается:

1 экз. – руководителю проверяемого подразделения ________________________________

2 экз. – ответственному за СМК___________________________

 

 

Рисунок 14.2 – План внутреннего аудита системы менеджмента качества


этого бизнеса. Ресторан служит типичным примером предприятия, в котором необходимы не только мониторинг и измерения качества поку­паемых продуктов, но и непрерывный мониторинг процесса приготовле­ния блюд и наблюдение за финальной стадией реализации продукции и ус­луг.

Мониторинг в процессе обработки продуктов и приготовления пищи должен охватывать не только качество блюд, но и соблюдение требований чистоты и гигиены на рабочих местах. Существуют различные нормы и правила, регламентирующие деятельность ресторанов, и процессы мониторинга и измерений должны распространяться на их выполнение.

Перед тем как сервировать блюдо для подачи клиенту, оно должно быть проверено на соответствие заказу и фирменным стандартам приго­товления и сервировки. Такая проверка должна быть проведена шеф-поваром или официантом.

В организации должен быть ответственный за реальное проведение мониторинга и измерений. Этот человек необязательно должен распола­гать штатом сотрудников или иметь статус менеджера. Например, в не­больших механических мастерских, где работают всего несколько рабочих, общепринятой практикой является та, при которой каждый станочник сам контролирует выполненную им работу перед тем, как передать ее на сле­дующую операцию. Каждое изделие сопровождает операционная карта, в которой каждый оператор делает отметку о выполненной работе. Такой подход себя оправдывает, поскольку работа оператора на технологической линии зависит от правильности выполнения предыдущих операций. Стадия приемки готовой продукции включает в себя не только проверку изготовленной продукции или услуги, но и проверку того, действи­тельно ли выполнены все надлежащие проверки и испытания, а все сопро­водительные документы подготовлены и правильно оформлены. Иными
словами, с точки зрения потребителя, должно быть выполнено все, что полагается, и до того, как он принял продукцию или услуги. |

Перечень мероприятий, подлежащих выполнению в рамках монито­ринга и измерений, может быть оформлен разными способами, включая:

- план обеспечения качества;

- план выборочного контроля;

- план проверок и испытаний;

- методики;

- инструкции;

- заказы потребителей.

В организации должна существовать методология ведения постоян­ной отчетности о проведении мониторинга и измерений. Например, в гос­тиницах персонал, обслуживающий номера, должен отмечать, что уборка номера проведена, и скреплять пометку своею подписью. В рассмотренном выше примере механической мастерской старший мастер должен ставить свою подпись на операционных картах, подтверждая выполнение всех тре­буемых проверок.

Более формализованный подход к отчетности может предусматри­вать наличие заранее подготовленных формуляров контрольных листов, в которые заносят результаты всех проверок и измерений, например, разме­ры деталей, температуру, физические свойства, результаты химических анализов.

Порой бывает сложно определить, в какой точке технологического процесса производится окончательная приемка продукции. Например, в ресторане менеджер может получить информацию от клиента о качестве блюд и обслуживания, когда тот покидает ресторан. Такой контроль мож­но считать (по отношению к блюдам) запаздывающим, но ею можно рас­сматривать как мониторинг деятельности ресторана, проводимый менед­жером, с точки зрения проверки общей эффективности сервиса.

Бывают случаи, когда продукцию отправляют потребителю до того, как завершена её приемка или получены результаты всех испытаний. На­пример, продукты питания могут быть поставлены в холодильник потре­бителя, чтобы предотвратить их порчу, до того, как станут известны ре­зультаты их проверки. В таких случаях система менеджмента качества должна обладать возможностями идентификации выполненных работ и содержать процедуру отзыва изделий, признанных дефектными после их отгрузки.

Необходимо располагать системой сохранения отчетов о проверке и испытании или использовать другие средства, доказывающие, что требуемые проверки имели место. Более подробно вопросы отчетности рассмот­рены в п. 4.2.4 стандарта. Отчеты должны содержать сведения, обо всех выявленных отказах и предпринятых в связи с ними действиях. Действия, связанные с отказами, выявленными при проверках и испытаниях, описа­ны в п. 8.3, который посвящен обращению с дефектной продукцией.

Поиск неисправностей путем проверок и испытаний не следует смешивать с нормальной производственной деятельностью, направленной на приведение значений параметров готовой продукции в соответствие с заданными. В качестве типичного примера можно привести работу инженера, занимающегося кондиционированием воздуха, который регулирует скорость вентиляторов и воздушные потоки до тех пор, пока не добьется требуемых параметров работы системы. Такой итеративный подход не за­меняет собой поиск неисправностей. Однако, если инженер подписал за­ключение о соответствии системы установленным требованиям и о сдаче ее в работу, а затем будет установлено ее несоответствие техническим ус­ловиям, такая система признается.