Управление производством и обслуживанием
«Организация должна планировать и осуществлять производство и обслуживание в управляемых условиях. Управляемые условия должны включать там, где это приемлемо:
а) наличие информации, описывающей характеристики продукции;
б) наличие рабочих инструкций в случае необходимости;
в) применение подходящего оборудования;
г) наличие и применение контрольных и измерительных приборов;
д) проведение мониторинга и измерений;
е) осуществление выпуска, поставки и действий после поставки продукции» (ГОСТ Р ИСО 9001-2008).
Возможно, самым правильным названием данного раздела стандарта могло бы быть «Управление процессами». Следует помнить, что данный раздел относится как к услугам,так и к материальной продукции.
Этот раздел описывает различные типы и способы управления, которыми организация должна располагать, чтобы реально производить продукцию или предоставлять услуги. Он вытекает из требований подп. 7.1, а и б, согласно которым выявляются и планируются цели предприятия, требования к продукции, процессам и ресурсам.
Необходимо помнить, что каждый из этих процессов влияет на конечную продукцию или услуги.Поэтому следует обеспечить наличие всех соответствующих средств управления с тем, чтобы иметь возможность удовлетворять установленные потребителем требования. Во многих компаниях управление производством осуществляется посредством внутренних приказов, чертежей, графиков выпуска продукции, инструкций по обслуживанию, рабочих инструкций и т. д.
Необходимо располагать ясными техническими условиями и рабочими инструкциями, содержащими информацию, необходимую для обеспечения соответствия производимой продукции или предоставляемых услуг установленным потребителем требованиям. Здесь одна из ключевых проблем — отказ от написания подробных документов, содержащих те детали, которые опытный оператор обязан знать сам. Например, нет необходимости описывать для подготовленного водителя, как ему следует управлять вилочным автопогрузчиком. Если он не способен им правильно управлять, то дело не в отсутствии инструкций, а в его недостаточной подготовке (п. 6.2.2). Вместе с тем инструкция должна детально описывать организацию складирования грузов, устанавливать ограничения при их погрузке и перемещении, правила технического обслуживания оборудования.
Если качество продукции зависит от предупреждения любых отклонений в техническом состоянии оборудования, то необходимо установить порядок технического обслуживания. Например, оборудование для точечной сварки обеспечивает постоянное качество сварки только при наличии периодического контроля за состоянием электродов.
Для того, чтобы обеспечить соответствие оборудования его назначению и отсутствие проблем на рабочих местах, необходим контроль за выполнением технологических операций. Например, в пекарне печи должны обеспечивать равномерное пропекание изделий, а состояние рабочей зоны не должно угрожать соблюдению, гигиенических требований.
Многие требования в отношении контроля оборудования и производственных условий могут быть установлены потребителем или контролирующими органами, и их не следует повторять в документах организации по управлению производством.
Документы по контролю производственных процессов должны также содержать методы мониторинга параметров процессов и продукции. Например, пекарь должен следить за температурой в печи или за цветом корки на буханках хлеба или за тем и другим одновременно. В помощь ему могут быть составлены карты допустимых интервалов температуры в печи или фотографии, на которых показаны предпочтительные цвета и формы буханок. Многие товары и услуги поставляют с обязательством проведения послепродажного обслуживания и поддержки в качестве составной части общего контракта. Этот пункт стандарта распространяется и на такой случай. Необходимо помнить о том, что гарантийные обязательства также входят в контракт и подпадают под действие данного пункта.
В отношении послепродажных действий производственный процесс должен учитывать следующие аспекты:
- общие положения программы сервиса;
- планирование сервисных мероприятий;
- потребность в обслуживающем персонале и требования к его подготовке:
- управление поставками запасных частей:
- разработку инструкций по послепродажному обслуживанию;
- отчетность по выполненным сервисным мероприятиям.
При проведении послепродажного обслуживания следует помнить о том, что информация обо всех отклонениях параметров продукции или услуг от установленных требований должна передаваться в систему учета мероприятий по устранению дефектов с тем, чтобы причина отказов могла быть, выявлена. Следует помнить о том, что продукция, требующая гарантийного ремонта, не работает так, как следует, и это также является одним из проявлений ее несоответствия установленным требованиям.
Как всегда, требуется отчетность, которая показывает, как осуществляется контроль за управляемыми производственными процессами.