Внутренний обмен информацией
«Высшее руководство должно обеспечивать разработку в организации соответствующих процессов обмена информацией, в том числе по вопросам результативности системы менеджмента качества» (ГОСТ Р ИСО 9001-2008).
Для эффективного функционирования системы менеджмента качества важны хорошие информационные связи. Высшее руководство нуждается в установлении таких процессов, которые поощряют обращение людей на все уровни управления организации, не опасаясь, что будет применен известный принцип «убивать гонца, приносящего дурные вести».
Система внутренних коммуникаций должна обеспечивать для руководства и подчиненных возможность:
- быстро получать информацию и действовать на ее основе;
- строить доверительные отношения друг с другом;
- выявлять возможности бизнеса и возможности для его совершенствования.
Эффективность системы менеджмента качества оценивают в процессе анализа со стороны руководства (п. 5.6).
Известно, что потребности в обмене информацией в большой организации распространяются с верхних уровней управления на нижниедля сообщения решений, планов, приказов, распоряжений и получения адекватной информации об их реализации; с нижних уровней управления на верхний уровень, включая персонал, которые имеют потребности в получении информации о деятельности верхних уровней управления и организации в целом. Обмен информацией снизу вверх: сотрудники также испытывают потребности в передаче своей информации на вышестоящие
Таблица 10.1 – Матрица распределения ответственности между руководителями и специалистами строительной организации функций управления качеством (фрагмент)
отделы и службы)
Процессы (функции) СМК в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2008 | Директор (ген. директор) | Зам. директора (главный инженер) | Руководитель отдела качества | Производственно-технический отдел | Служба главного механика | Отдел снабжения | Отдел кадров | Бухгалтерия | Инженер по охране труда | Линейные руководители | Бригады рабочих | ||
Управление системой менеджмента качества | Р | У | У | У | У | У | У | У | О | У | |||
Разработка и поддержание в рабочем состоянии РК | У | У | О | У | И | И | У | И | И | И | И | ||
Управление документацией | И | У | Р | У | И | У | У | И | У | И | |||
Управление записями | И | У | Р | У | У | У | У | У | О | У | |||
Обязательства руководства | Р | У | О | И | И | И | И | У | И | И | И | ||
Ориентация на потребителя | Р | У | О | У | И | И | И | И | И | ||||
Политика в области качества | Р | У | О | У | У | У | У | У | И | У | И | ||
Цели в области качества | Р | У | О | У | У | У | У | У | У | У | У | ||
Планирование и создание развития СМК | Р | У | О | У | У | У | У | У | У | У | У | ||
Представитель руководства | О | ||||||||||||
Внутренний обмен информацией | О | У | Р | И | И | И | У | И | И | У | У | ||
Процесс анализа СМК со стороны руководства | Р | У | О | У | У | У | У | У | У | У | У | ||
Управление ресурсами | Р | У | У | У | У | У | У | У | И | У | У | ||
Процесс управления персоналом | О | У | У | У | И | И | Р | И | И | У | У | ||
Процесс управления объектами инфраструктуры | У | И | И | ||||||||||
Процесс управления производственной средой | И | О | И | У | И | У | И | У | Р | У |
где - Р - руководитель (оперативный управляющий), принимает решения;
О - ответственный за разработку, организацию и исполнение работ (владелец процесса);
У - участник процесса;
И – получает информацию (взаимодействует).
уровни управления, например, оценки результатов деятельности или ее улучшения. Обмен информации в горизонтальном направлении:работники, мастера, инженеры, начальники цехов, отделов и служб обмениваются между собой информацией и, при необходимости, могут предавать обобщенную информацию на вышестоящие уровни.
Действенным инструментом для организации внутреннего обмена информацией о функционировании СМК является создание в организации структуры уполномоченных по качеству в каждом подразделении. В Инструкции по деятельности уполномоченного по качеству структурного подразделения в число его обязанностей включено обеспечение обмена информацией.