Внутренний обмен информацией

«Высшее руководство должно обеспечивать разработку в организации соответствующих процессов обмена информацией, в том числе по вопросам результативности системы менеджмента качества» (ГОСТ Р ИСО 9001-2008).

Для эффективного функционирования системы менедж­мента качества важны хорошие информационные связи. Высшее руково­дство нуждается в установлении таких процессов, которые поощряют об­ращение людей на все уровни управления организации, не опасаясь, что будет применен известный принцип «убивать гонца, приносящего дурные вести».

Система внутренних коммуникаций должна обеспечивать для руко­водства и подчиненных возможность:

- быстро получать информацию и действовать на ее основе;

- строить доверительные отношения друг с другом;

- выявлять возможности бизнеса и возможности для его совершенст­вования.

Эффективность системы менеджмента качества оценивают в процес­се анализа со стороны руководства (п. 5.6).

Известно, что потребности в обмене информацией в большой организации распространяются с верхних уровней управления на нижниедля сообщения решений, планов, приказов, распоряжений и получения адекватной информации об их реализации; с нижних уровней управления на верхний уровень, включая персонал, которые имеют потребности в получении информации о деятельности верхних уровней управления и организации в целом. Обмен информацией снизу вверх: сотрудники также испытывают потребности в передаче своей информации на вышестоящие

Таблица 10.1 – Матрица распределения ответственности между руководителями и специалистами строительной организации функций управления качеством (фрагмент)

 

 
Должностные лица (руководители, специалисты,

отделы и службы)

 

Процессы (функции)

СМК в соответствии

с ГОСТ Р ИСО 9001-2008

Директор (ген. директор) Зам. директора (главный инженер) Руководитель отдела качества Производственно-технический отдел Служба главного механика Отдел снабжения Отдел кадров Бухгалтерия Инженер по охране труда Линейные руководители Бригады рабочих
Управление системой менеджмента качества Р У У У У   У У У О У
Разработка и поддержание в рабочем состоянии РК У У О У И И У И И И И
Управление документацией И У Р У И У У   И У И
Управление записями И У Р У У   У У У О У
Обязательства руководства Р У О И И И И У И И И
Ориентация на потребителя Р У О У И И И И   И  
Политика в области качества Р У О У У У У У И У И
Цели в области качества Р У О У У У У У У У У
Планирование и создание развития СМК Р У О У У У У У У У У
Представитель руководства     О                
Внутренний обмен информацией О У Р И И И У И И У У
Процесс анализа СМК со стороны руководства Р У О У У У У У У У У
Управление ресурсами Р У У У У У У У И У У
Процесс управления персоналом О У У У И И Р И И У У
Процесс управления объектами инфраструктуры   У И   И            
Процесс управления производственной средой И О И У И У И   У Р У

где - Р - руководитель (оперативный управляющий), принимает решения;

О - ответственный за разработку, организацию и исполнение работ (владелец процесса);

У - участник процесса;

И – получает информацию (взаимодействует).

уровни управления, например, оценки результатов деятельности или ее улучшения. Обмен информации в горизонтальном направлении:работники, мастера, инженеры, начальники цехов, отделов и служб обмениваются между собой информацией и, при необходимости, могут предавать обобщенную информацию на вышестоящие уровни.

Действенным инструментом для организации внутреннего обмена информацией о функционировании СМК является создание в организации структуры уполномоченных по качеству в каждом подразделении. В Инструкции по деятельности уполномоченного по качеству структурного подразделения в число его обязанностей включено обеспечение обмена информацией.