Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей (ГОСТ Р ИСО 9000-2008)

Системный подход к менеджменту тесно связан с вышерассмотренным процессным подходом. С помощью последнего мы строим «чертеж» системы менеджмента качества организации, состоящий из взаимодействующих динамичных процессов. Системный подход, прежде всего, ведёт к увязыванию задач, возникающих в рамках концепции качества, с миссией организации, её видением, стратегическими целями и Политикой в области качества. Используя системный подход, высшее руководство организации направляет сформированную, прозрачную систему менеджмента качества на реализацию выбранной цели. Исходя из выбранной цели, определяются наиболее важные процессы и необходимые ресурсы. Но известно, что система управления, кроме планирования действий, их реализации и контроля результатов, обязательно должна включать обратную связь – принятие решений по улучшению деятельности. Поэтому СМК организации обязательно должна включать все эти этапы.

Системный подход требует координации всех аспектов деятельности, применения проектного стиля работ организации, вовлечения людей в управление, делегирования им полномочий и оказания им доверия. Это – процессный, гуманистический подход к менеджменту, разрушающий барьеры между подразделениями. Системный подход ведёт к пересмотру наших представлений об организации и изменению логики бизнеса.

Применение этого принципа предполагает:

· формирование системы на основе определения или разработки процессов, влияющих на достижение поставленной цели;

· структурирование системы для достижения цели самым эффективным способом;

· понимание взаимозависимостей процессов в системе, разрушающих барьеры между подразделениями;

· постоянное улучшение системы на основе измерения, анализа процессов и оценки их результатов;

· установление ограничений на ресурсы до начала действий.

Успешное применение принципа дает следующие преимущества;

· при формулировке политики и стратегии - создание исчерпывающих и способствующих улучшению планов, которые связывают функциональный и процессный подходы;

· при установлении целей и показателей - цели и показатели отдельных процессов согласуются с ключевыми целями организации;

· при оперативном управлении - получение возможности широкого обзора эффективности процессов, ведущего к пониманию причин проблем и к своевременным действиям по улучшению;

· при управлении людскими ресурсами - обеспечение лучшего понимания ролей и ответственности при достижении общих целей путем организации командной работы, ведущей к устранению барьеров между подразделениями.