Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

(ГОСТ Р ИСО 9000-2008)

Все виды действий, совершаемых в организации, имеет смысл рассматривать как процессы - логически упорядоченные последовательности (алгоритмы) этапов (шагов, элементов), преобразующих входы в выходы. Процессный подход открывает широкие возможности для визуализации, а значит и для вовлечения сотрудников.

Ключевым аспектом этого подхода является описание процессов для обеспечения наглядности («прозрачности») объекта управления (организации или системы). Все виды действий, совершаемых в вузе, имеет смысл рассматривать как процессы – логически упорядоченные последовательности (алгоритмы) этапов, преобразующих входы в выходы. В оригинале стандарта ИСО 9000:2000 предлагается изображение процесса и сети процессов в следующем виде (рисунки 5.1-5.2).

Изображение системы менеджмента качества организации (или более логичнее - системы менеджмента по критерию качества) дает возможность сделать объект управления более прозрачным, так как можно определить внутренних и внешних потребителей, поставщиков каждого процесса; определить и измерить входы и выходы процесса; установить ответственности, полномочия и взаимодействия для управления процессом. При разработке процесса возможно рассмотрение его этапов, действий, потоков, методов контроля, потребностей в обучении, технологии, информации, материалов и других ресурсов, требуемых для достижения запланированного результата.

Следует также рассмотреть и другой аспект использования процессного подхода. Он связан с именем А.Файоля – основоположника школы административного менеджмента. Практически весь ХХ в., с начала появления системы Тейлора, доминировал функциональный (бюрократический) подход к менеджменту. Но в конце ХХ в. получил распространение процессный подход.

О.В. Глудкин выделяет следующие отличия процессного подхода от функционального (рисунок 5.3):

 

 

 
 

 


Рисунок 5.1 - Процесс (ИСО 9000:2000)

 
 

 


Рисунок 5.2- Система процессов (ИСО 9000:2000)

 

 
 

 


Рисунок 5.3 - Интегрированный и межфункциональный процессы

1. Основное внимание функционального подхода концентрируется на самостоятельных функциях, выполняемых различными подразделениями и должностными лицами, а процессный подход ориентирован на межфункциональные процессы.

2. Для функционального подхода главное - вертикальные связи в организации (которые традиционно отлажены), для процессного – горизонтальные (наиболее слабые и представляющие реальную опасность для прочности организационной структуры и эффективности менеджмента).