Лекционные занятия (теоретический курс)

В процессе преподавания дисциплины «Суд, правосудие судебная система» используются следующие методы обучения студентов: лекции и практические занятия. Данные методы позволяют реализовать компетенции путем формирования знаний об ориентировочной основе выполнения деятельности, обобщенных способах и частных методах, приемах, правилах решения ее задач.

В лекции дается последовательное изложение определенной темы. Основу лекции составляют определенные вопросы, сущность и содержание предмета исследования. Лекция помогает уяснить основные идеи, показать возможные пути и средства использования материалов, содержащихся в лекции. Методика проведения лекции включает: использование приемов активизации познавательной деятельности студентов, приемов управления вниманием аудитории, обеспечение наглядности обучения, обеспечение доходчивости изложения, систематичность и последовательность изложения, влияние на процесс конспектирования лекции.

В лекции дается стройное, последовательное и концептуальное изложение определенной проблемы. Именно на лекции надо разобраться с наиболее трудными положениями, непонятными идеями.

При проведении лекций необходимо обращать внимание на следующие основные моменты.

1. Вводная часть лекции (организованное начало лекции и установление контакта с аудиторией, постановка темы, формулирование цели занятия, сообщение плана лекции, определение роли и места занятия в изучаемой дисциплине).

2. Содержание лекции (соответствие лекции утвержденной программе, связь данной темы с профилем студентов, со смежными дисциплинами и с ранее изученным материалом, использование на лекции фактов из истории данной науки, точность формулировок, оригинальность объяснения, обоснованность аргументов).

3. Структура занятия (выделение узловых вопросов и проблем, формы перехода от одного вопроса к другому, обобщения и выводы в конце лекции, постановка задач для самостоятельной работы студентов).

4. Методика проведения лекции (использование приемов активизации познавательной деятельности студентов на лекции, приемов управления вниманием аудитории, обеспечение наглядности обучения, обеспечение доходчивости изложения).

5. Элементы педагогической техники (культура речи, эмоциональность лектора, приемы работы с наглядными пособиями и у доски).

В процессе проведения лекционных и семинарских занятий применяются активные и интерактивные формы проведения занятий с целью:

- сформировать интегральные профессиональные компетенции бакалавров;

- перейти от преимущественной активности преподавателя к активности обучающегося;

- сформировать учебную автономность студента, его ответственность за процесс и результат обучения;

- обеспечить обучение в сотрудничестве, взаимодействии обучающихся друг с другом;

- обеспечить комфортные условия обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность;

- овладение студентом максимального объема высококачественных и хорошо усвоенных знаний.

При преподавании дисциплины используются преимущественно следующие типы лекционных занятий: лекция - беседа, лекция - дискуссия, лекция-визуализация.

Лекция-беседапозволяет привлекать внимание слушателей к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов. Беседа – это самый простой способ индивидуального обучения, построенный на непосредственном контакте сторон. Групповая беседа позволяет расширить круг мнений сторон, привлечь коллективный опыт и знания, что имеет большое значение в активизации мышления студентов. Участие студентов в лекции-беседе можно привлечь различными приемами, так, например, постановка вопросов перед студентами в начале лекции и по ее ходу. Вопросы могут быть информационного и проблемного характера, для выяснения мнений и уровня осведомленности студентов по рассматриваемой теме, степени их готовности к восприятию последующего материала. Вопросы адресуются всей аудитории. Студенты отвечают с мест. Если преподаватель замечает, что кто-то из слушателей не участвует в ходе беседы, то вопрос можно адресовать лично тому студенту, или спросить его мнение по обсуждаемой проблеме. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы. С учетом разногласий или единодушия в ответах преподаватель строит свои дальнейшие рассуждения, имея при этом возможность, наиболее доказательно изложить очередное понятие лекционного материала. Вопросы могут быть как простыми для того, чтобы сосредоточить внимание студентов на отдельных аспектах темы, так и проблемными. Студенты, продумывая ответ на заданный вопрос, получают возможность самостоятельно прийти к тем выводам и обобщениям, которые преподаватель должен был сообщить им в качестве новых знаний, либо понять важность обсуждаемой темы, что повышает интерес, и степень восприятия материла слушателями.

Лекция-дискуссия - преподаватель при изложении лекционного материала организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами. Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых студентов. По ходу лекции-дискуссии преподаватель приводит отдельные примеры в виде ситуаций или кратко сформулированных проблем и предлагает студентам коротко обсудить, сделать краткий анализ, выводы. Данный метод позволяет преподавателю видеть, насколько эффективно студенты используют полученные знания в ходе дискуссии. Отрицательным является то, что студенты могут неправильно определять для себя область изучения или не уметь успешно обсуждать возникающие проблемы.

Лекция-визуализация - передача аудио-информации сопровождается показом различных рисунков, структурно-логических схем, опорных конспектов, диаграмм, с помощью мультимедиа (слайды, видеофильмы). Такая наглядность компенсирует недостаточную зрелищность учебного процесса. Основной акцент в этой лекции делается на более активном включении в процесс мышления зрительных образов, то есть развития визуального мышления. Процесс визуализации лекционного материала, а также раскодирования его слушателями всегда порождает проблемную ситуацию, решение которой связано с операциями активной мыслительной деятельности. Форма лекции представляет собой своеобразную имитацию профессиональной ситуации, в условиях которой необходимо воспринимать, осмысливать, и оценивать большое количество информации. Методика чтения подобной лекции предполагает предварительную подготовку визуальных материалов в соответствии с ее содержанием. В подготовке к лекции-визуализации могут участвовать не только преподаватели, но и обучающиеся, поставленные в положение не только воспринимающих, но и «создающих информацию». С этой целью преподаватель может дать задание студентам подготовить наглядные материалы по прочитанной лекции, определив их количество и способы представления информации. После этого целесообразно прочитать эту же лекцию с использованием наиболее интересных визуальных материалов и представить эту ситуацию для анализа и разбора.