Установление миссии предприятия.

Миссия предприятия в узком смысле - это основное предназначение предприятия, определяющее какой деятельностью должно заниматься предприятие. В широком смысле миссию следует рассматривать как совокупность стратегических установок, целей и задач, сфер деятельности, философии, стиля поведения и способа действия, отличительные особенности предприятия.

Миссия предприятия формулируется для того, чтобы дать направление процессу планирования и стратегии предприятия, в том числе маркетинговой деятельности. Миссия предприятия определяется:

- кругом удовлетворения потребностей;

- совокупностью потребителей;

- продукцией;

- конкурентными преимуществами;

- экономической деятельностью и положением на рынке.

На втором этапе определяются или создаются стратегические хозяйственные подразделения, которые представляют собой самостоятельные мини-фирмы, имеющие свои стратегические планы, цели, а иногда и внешнего конкурента. Число СХП зависит от миссии предприятия и ее ресурсов.

СХП обладают собственной стратегией, контролируют свои ресурсы, имеют конкретную ориентацию и целевой рынок. Программы развития СХП являются составляющим элементом стратегического плана маркетинга.

На третьем этапе осуществляется ситуационный анализ . На его основе определяются возможности фирмы и выявляются проблемы, возникшие в процессе деятельности. Ситуационный анализ позволяет получить ответ на два важных вопроса: каково положение предприятия и в каком направлении оно развивается.

На четвертом этапе осуществляется формирование целей и разработка маркетинговых стратегий.

Цели предприятие может устанавливать количественные и качественные, их может быть несколько, поэтому возникает необходимость их ранжировать, т.е. выделять главную цель и цели, которые определяются ею. Для достижения главной цели формируются цели второго уровня, для их достижения - цели третьего уровня, могут быть промежуточные цели, подцели. В конечном счете получается “дерево целей” предприятия.

При построении дерева целей следует руководствоваться тремя принципами:

- построение по временным интервалам (глобальная долгосрочная цель, определяющая другие долгосрочные цели, среднесрочные цели, краткосрочные цели);

- построение по функциональному признаку (главная цель всего предприятия, цели структурных подразделений, цели функциональных подразделений предприятия);

- построение по функционально-временному принципу, объединяющее оба изложенных выше принципа.

Основой разработки портфеля маркетинговых стратегий является SWOT-анализ (рис.8.2).


 

 

Рис. 8.2- Блок-схема процесса формирования портфеля