Конкурентоспособность товара и методы ее оценки

Конкурентоспособность товара – это преимущество его на рынке, обеспечивающее успешный сбыт в условиях конкуренции.

Конкурентоспособность товара отражает его отличия от товара-конкурента по степени соответствия конкретной потребности и по затратам на ее удовлетворение.

При определении уровня конкурентоспособности исходят из:

1) показателей качества товара;

2) цены потребления.

Качество товаров – совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять определенные потребности покупателей в процессе использования, потребления товаров.

О качестве товаров в маркетинге судят по их полезности, потребительской ценности, которая тем выше, чем больше соответствуют показатели качества товара (функциональные характеристики, надежность, долговечность товара, цвет, дизайн, упаковка, эргономические особенности) требованиям потребителей.

Чтобы стимулировать процесс обмена продавцы товаров увеличивают их привлекательность для потребителя, добавляя им полезность или ценность. Существует четыре типа полезности.

Полезность формы связана с изменением свойств товара – его формы, размеров, цвета, функций, что позволяет лучше удовлетворить потребности человека.

Полезность места – дополнительная потребительская полезность товара, создаваемая благодаря его предложению в удобном для покупателя месте.

Полезность времени – дополнительная потребительская полезность товара, создаваемая благодаря его своевременному предложению.

Полезность приобретения – это удовлетворение покупателей, которое они испытывают после реального приобретения товара.

По уровню качества продукция подразделяется на 4 группы:

- высший уровень качества (продукция рыночной новизны, принципиально новая);

- средний уровень качества (конкурентоспособный уровень);

- пониженный уровень;

- неконкурентоспособный уровень.

Цена потребления – это цена покупки товара и расходов покупателей в процессе его эксплуатации в течение всего срока службы и на утилизацию.

Поэтому центральной задачей предприятия является постоянное повышение совокупной полезности товара и снижение цены потребления.

Методы оценки конкурентоспособности товаров:

1) по параметрическим показателям, которые могут быть единичными, групповыми, интегральными. Технические параметры: конструкционные, нормативные, эргономические, эстетические. Экономические: составляющие цены потребления (цена товара и затраты на транспортировку до места использования, на энергию, послегарантийный сервис, страховка изделия, налоги, расходы на утилизацию).

 

1. Единичный параметрический показатель:

p – величина параметра реального изделия;

p100 – величина параметра гипотетического изделия, удовлетворяющего потребность на 100%

2. Обобщенный групповой показатель конкурентоспособности:

Iт – групповой технический показатель (по техническим параметрам)

qi – единичный параметрический показатель по i-му параметру

ai – вес i-го параметра

n – число параметров, подлежащих рассмотрению

 

3. Интегральный показатель конкурентоспособности

 

2) по списку главных параметров: когда отбираются главные параметры, каждому параметру экспертами присваивается определенное количество баллов, сравнивается изделие с идеальным образцом.

3) на основе опросов действительных и потенциальных покупателей.