Сферы использования маркетинга
Маркетинг не однороден. В его структуре можно выделить следующие 7 сфер деятельности( рис 2.3.): маркетинг потребительских товаров, маркетинг средств производства, маркетинг услуг, маркетинг организаций, маркетинг отдельных лиц, маркетинг идей, маркетинг мест, маркетинг на внешнем рынке. Хотя общие принципы и функции сохраняются, однако каждые из этих направлений отличаются своеобразием.
1. Маркетинг потребительских товаров связан с широким кругом различных потребителей, имеющих разные требования и вкусы. Здесь большое внимание уделяется изучению мотивов его поведения и т.д. Например, типология потребителей, реклама, организация продажи - все это ключевые вопросы маркетинговой деятельности на рынке потребительских товаров. Так современные формы самообслуживания покупателей в магазинах - это порождение маркетинга потребительских товаров, когда необходимо было существенно сократить время продвижения товара.
2. В основе маркетинга средств производства лежит учет прежде всего требований производства. Отсюда рациональность, оптимальность, жесткая согласованность и т.д.
Сферы использования маркетинга |
Внутринациональный маркетинг | Международный маркетинг |
Маркетинг потребительских товаров |
Маркетинг средств производства |
Маркетинг услуг |
Маркетинг идей |
Маркетинг организаций |
Маркетинг отдельных лиц |
Маркетинг мест |
Рис. 2.3 - Основные сферы применения маркетинга
3. Маркетинг потребительских услуг отличается во многих случаях наличием самой непосредственной связи производителя и потребителя, значительная часть услуг носит все более комплексный характер. Так, порождением маркетинга является понятие о так называемом совокупном «туристическом продукте», включающем услуги транспорта, гостиниц, общественного питания, экскурсионного обслуживания, продажу сувениров и т.д. Поэтому можно говорить о многоаспектном характере маркетинга в области услуг. Характерными признаками услуг являются: неосязаемость, непостоянство качества, несохраняемость, неотделимость от источника.
Фирмы услуг, как правило, отстают от фирм-производителей в восприятии и использовании концепции маркетинга. Однако рост издержек и обострение конкуренции вынуждают фирмы услуг изыскивать пути повышения производительности своей деятельности. Маркетинг вносит свой вклад, требуя более системного подхода к планированию замысла услуг, установлению цен, организации системы распределения и стимулирования.
4. Маркетинг организаций - это деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения позиций и/или поведения целевых аудиторий по отношению к конкретным организациям. Он требует оценки существующего образа организации и разработки плана маркетинга по улучшению этого образа.
5. Маркетинг отдельных лиц - это деятельность, предпринимаемая для создания, поддержания или изменения позиций и/или поведения по отношению к конкретным лицам. Двумя наиболее распространенными формами маркетинга отдельных лиц являются маркетинг знаменитостей и маркетинг политических кандидатов.
6. Маркетинг идей - это деятельность по предложению на рынке идей. Если речь идет об идеях общественного характера, такой маркетинг называют общественным, и заключается он в разработке, претворении в жизнь и контроле за выполнением программ, имеющих целью добиться восприятия целевой группой общественной идеи, движения или практики. Общественный маркетинг идет дальше рекламы с обращениями к общественности, поскольку он координирует усилия рекламы и всех остальных составляющих комплекса маркетинга. Деятель общественного маркетинга формулирует цели общественных перемен, анализирует отношения потребителей и факторы конкурентного противодействия, разрабатывает и опробует варианты замысла, формирует соответствующие каналы распространения коммуникации и, наконец, постоянно контролирует достигнутые результаты. Общественный маркетинг нашел применение в таких сферах, как планирование семьи, защита окружающей среды, борьба с курением и прочие проблемы общественной жизни.
7. Маркетинг мест - это деятельность, предпринимаемая для создания, поддержания или изменения позиций и/или поведения, касающихся конкретных мест. Четырьмя наиболее часто встречающимися типами маркетинга мест являются маркетинг жилья, маркетинг зон хозяйственной застройки, маркетинг инвестиций в земельную собственность и маркетинг мест отдыха.
Особое место занимают сегодня вопросы маркетинга на внешнем рынке. Во внешнеэкономической сфере требуются знание и использование не только отдельных элементов маркетинговой деятельности, но и всей системы маркетинга в таком виде, как она получила свое развитие в зарубежных странах. Между тем первый опыт ряда наших предприятий в области внешнеэкономической деятельности говорить не в их пользу.
Расширение сфер и областей применения маркетинга в 70-х годах потребовало уточнения и корректировки самого понятия «маркетинг». С целью более четкого выделения особенностей проявления его функций в различных областях и уровнях управления, были введены такие понятия, как «микромаркетинг», «макромаркетинг», «метамаркетинг», некоммерческий и коммерческий маркетинг.
Микромаркетинг - это рыночная деятельность на уровне предприятия (непосредственно товаропроизводителя). Что же касается макромаркетинга, то такая деятельность выходит за рамки предприятия и осуществляется на уровне различного рода объединений, ассоциаций, концернов и даже отраслей в целом. Различаются и инструменты маркетинговой деятельности, применяемые на разных уровнях. Предприятиями используются в основном элементы маркетинга - «микс», а на уровне объединений и отраслей, кроме того - политика инвестиций, регулирование структуры цен, финансирование НИОКР, а также госзаказы, налоги и др.
Метамаркетинг (промежуточный уровень) охватывает область управленческой деятельности некоммерческий организаций.
Некоммерческий маркетинг осуществляется организациями и отдельными лицами, которые действуют в общественных интересах или выступают за какую-либо идею и не стремятся к получению финансовых прибылей.
Между некоммерческим маркетингом и маркетингом, ориентированным на прибыль существует ряд важных схожих моментов, а также различий.
Как в некоммерческом, так и в коммерческой маркетинге потребители могут в принципе выбирать между предложениями различных организаций; преимущества, предлагаемые конкурирующими организациями, различаются; потребительские сегменты могут иметь различные причины для своего выбора; потребители могут испытывать либо удовлетворение, либо неудовлетворение.
Одновременно существует ряд принципиальных маркетинговых различий между некоммерческими и коммерческими организациями. Эти различия указаны в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Основные различия между коммерческим и некоммерческом маркетингом
Некоммерческий маркетинг | Коммерческий маркетинг |
1. Некоммерческий маркетинг связан с организациями, территориями и идеями, а также товарами и услугами | 1. Коммерческий маркетинг главным образом связан с товарами и услугами |
2. Обменивается голосование на лучшее правительство или использование почтового кода на лучшее обслуживание и снижение роста расходов | 2. Обмениваются доллары на товары или услуги |
3. Цели являются более сложными, поскольку успех или неудача не может измеряться с чисто финансовых позиций | 3. Цели обычно касаются сбыта, прибылей и получения наличных денег |
4. Преимущества некоммерческого маркетинга часто не связаны с выплатами потребителей | 4. Преимущества коммерческого маркетинга обычно связаны с платежами потребителей |
5. От некоммерческих организаций могут ожидать или требовать обслуживания экономически невыгодных сегментов рынка | 5. Коммерческий маркетинг ориентируется на обслуживание только прибыльных сегментов рынка |
6. Некоммерческие организации обычно имеют две категории клиентов: потребителей и спонсоров | 6. Коммерческий маркетинг имеет только одну категорию клиентов - потребителей |
Резюме
Принципы маркетинга раскрывают сущность маркетинга, выплывают из|с| его современной концепции и допускают|припускать| эффективное достижение целей маркетинговой деятельности. Выделяют три принципа маркетинговой деятельности: знание рынка, гибкое приспособление к|до| изменениям|смена| рынка, активное влияние на рынок и покупателя.
Содержание функции маркетинга зависит от масштабов производства и сбыта, условий конкуренции, товарного ассортимента, особенностей потребления и спроса на продукцию предприятия, характеристики связей предприятия с товаропроводящей сетью.
Основными функциями маркетинга является: маркетинговые исследования, разработка и планирование ассортимента продукции, сбыт и деление|распределение| продукции, реклама и стимулирование сбыта.
Для эволюции маркетинга имеют особенное значение определенные тенденции в развитии современного рынка: растущее|вырастающее| значение качества, цены и удовлетворения потребителей; объективная необходимость построения эффективных взаимоотношений с потребителями; осложнение|усложнение| управления процессами бизнеса и интеграции управленческих функций; растущее|вырастающее| значение глобального мышления и планирование местных рынков; последующее развитие стратегических альянсов и сетей, отраслей с высокими технологиями, а также маркетингу услуг; повышение значимости прямого и онлайнового маркетинга; растущее|вырастающее| значение этической маркетингового поведения.
В зависимости от характера существующего|существующий| в данный момент на рынке состояния|стан,состояние| спроса и уровня желаемого|желанный,желательный,угодный| спроса можно выделить типы маркетинга: конверсионный маркетинг, стимулирующий маркетинг, маркетинг, который развивается, ремаркетинг|, синхромаркетинг|, поддерживающий маркетинг, демаркетинг|, противодействующий маркетинг.
В структуре маркетинга можно выделить следующие сферы деятельности: маркетинг потребительских товаров, маркетинг средств производства, маркетинг услуг, маркетинг организаций, маркетинг отдельных личностей, маркетинг идей, маркетинг места, международный маркетинг.
Маркетинг следует рассматривать как методологию рыночной деятельности, которая|какой| определяет стратегию и тактику предприятий в условиях конкуренции. Ключевой задачей предприятий торговли на современном этапе становится|ставать| ориентация на потребителя.
Для того, чтобы использование|употребление| теории маркетинга в практической|практичный| деятельности предприятий дало необходимый эффект, необходимо, чтобы ею завладели руководители, специалисты и другие рабочие. Рабочие же производственных и торговых предприятий на современном этапе не имеют достаточной подготовки в области теории и практического|практичный| использования|употребление| маркетинга. Потому|оттого| в современных условиях повышается необходимость углубленной профессиональной подготовки в области маркетинга, а именно в области маркетинговых исследований, их информационного обеспечения, планирования ассортимента и качества товаров, организации сбыта и деления|распределение|, продвижении|продвижение| товаров, рекламы и стимулирования сбыта.
Контрольные вопросы
1.Назовите и раскройте сущность принципов маркетинга.
2.Охарактеризуйте функции маркетинга.
3.В чем состоит цель маркетинга.
4. Перечислите задачи маркетинга.
5.Раскройте сущность микромаркетинга, макромаркетинга и метамаркетинга.
6. Назовите и охарактеризуйте типы маркетинга.
7. Перечислите задачи управления маркетингом в зависимости от состояния спроса на товары.
8. Дайте характеристику некоммерческому маркетингу.
9. В чем разница между коммерческим и некоммерческим маркетингом.
10. Назовите и охарактеризуйте сферы использования маркетинга.
ТЕСТ
1. Основные черты, исходные положения маркетинга, как системы управления производственно-торговой деятельностью – это:
1.1. задачи маркетинга;
1.2. принципы маркетинга;
1.3. функции маркетинга;
1.4. элементы маркетинга.
2. Какой из принципов маркетинга предполагает систематический, всесторонний тщательный учет потребителей, состояния и динамики спроса, конъюнктуры рынка, условий деятельности предприятия при обосновании и принятии хозяйственных решений?
2.1. маркетинговые исследования;
2.2. знание рынка;
2.3. гибкое приспособление к изменениям рынка;
2.4. активное воздействие на рынок и покупателя.
3. Какому принципу маркетинга соответствует девиз: "Производить то, что продается, а не продавать то, что производится"?
3.1. маркетинговые исследования;
3.2. знание рынка;
3.3. гибкое приспособление к изменениям рынка;
3.4. активное воздействие на рынок и покупателя.
4. Какой из принципов маркетинга предполагает воздействие на рынок, покупателя с помощью всех доступных средств (товарная и ценовая политика, реклама, контроль за сферой товародвижения и т.д.)?
4.1. маркетинговые исследования;
4.2. знание рынка;
4.3. гибкое приспособление к изменениям рынка;
4.4. активное воздействие на рынок и покупателя.
5. Перечислите основные функции маркетинга:
5.1. маркетинговые исследования, разработка ассортимента и качества продукции, распределение продукции, реклама и стимулирование сбыта;
5.2. разработка и планирование ассортимента и качества продукции, сбыт и распределение продукции, реклама и стимулирование сбыта;
5.3. маркетинговые исследования, разработка и планирование ассортимента и качества продукции, сбыт и распределение продукции, реклама и стимулирование сбыта;
5.4. маркетинговые исследования, разработка и планирование ассортимента и качества продукции, сбыт и распределение продукции, реклама.
6. Что является целью маркетинга?
6.1. создание условий для приспособления производства к спросу, требованиям рынка;
6.2. разработка системы организационно-технических мероприятий по изучению рынка, интенсификации сбыта, для получения максимальной прибыли
6.3. разработка системы организационно-технических мероприятий по изучению рынка, интенсификации сбыта, повышению конкурентоспособности товаров для получения максимальной прибыли;
6.4. Ваш вариант.
7. Вид маркетинга, цель которого – изменить негативное отношение потребителей к товару на позитивное – это:
7.1. конверсионный маркетинг;
7.2. стимулирующий маркетинг;
7.3. развивающий маркетинг;
7.4. ремаркетинг.
8. Вид маркетинга, который используют в условиях скрытого спроса, задачей которого является претворение потенциального спроса в реальный – это:
8.1. синхромаркетинг;
8.2. стимулирующий маркетинг;
8.3. развивающий маркетинг;
8.4. ремаркетинг.
9. Вид маркетинга, задачей которого является поиск путей сглаживания колебаний спроса – это:
9.1. синхромаркетинг;
9.2. поддерживающий маркетинг;
9.3. развивающий маркетинг;
9.4. ремаркетинг.
10. Макромаркетинг – это:
10.1. рыночная деятельность на уровне предприятия (непосредственно товаропроизводителя);
10.2. деятельность, которая выходит за рамки предприятия и осуществляется на уровне различного рода объединений, ассоциаций, концернов и даже отраслей в целом;
10.3. вид маркетинга, целью которого является поддержка существующего уровня спроса;
10.4. деятельность по предложению на рынке идей.