Основные принципы и функции маркетинга
Маркетинг предполагает максимально широкое и полное использование рыночных условий, всех факторов коммерческого успеха во имя достижения основной цели - получение прибыли. Такова общая направленность стратегии маркетинга, которая с учетом складывающихся условий предопределяет совокупность тактических приемов /комплекс маркетинга/ по внедрению на рынки, укреплению конкурентных позиций, оптимизации сбыта активному воздействию на сферу реализации. Отсюда следует и основные принципы рыночной ориентации управления, которые являются и основными принципами этой стратегии.
Можно выделить 3 основных девиза маркетинговой деятельности:
1. Потребитель - "король".
Это значит, что необходим систематический, всесторонний, тщательный учет потребностей, состояния и динамики общественного спроса, потребления, особенностей рынка, условий предпринимательской деятельности в целях принятия обоснованных хозяйственных решений.
2. "Производить то, что продается, а не продавать то, что производится".
Т.е. необходимо создание условий для максимального приспособления производства, ассортимента и качества продукции, всей системы управления производственно-сбытовой деятельностью к требованиям рынка, структуре и динамике общественного спроса.
3. Создавая товар, "создавай и потребителя". Этот девиз предполагает активное воздействие на спрос, рынок и другие условия реализации с помощью всех доступных средств (реклама, товарная и ценовая политика, контроль за сферой товародвижения и т.д.).
Из указанных девизов следуют основные принципы маркетинга (рисунок 2.1).
Изложенные принципы и предопределяют конкретные направления деятельности фирм, осуществляемой в рамках маркетинга, содержание и направленность его основных функций. Рассмотрим эволюцию функций маркетинга на предприятиях (рисунок 2.2).
Ориентация на потребителя |
Адаптивность и гибкость |
Нацеленность на перспективу |
Воздействие на потребителя |
Комплексность |
Системность |
Свобода потребителя и производителя |
Ограничение потенциального ущерба |
Удовлетворение базовых потребностей |
Экономическая эффективность |
Инновации |
Обучение и информирование потребителя |
Защита потребителя |
Рис. 2.1 - Основные принципы маркетинга
В современной специальной зарубежной и отечественной литературе нет общепринятой классификации функций, входящих в комплекс маркетинга. В конечном счете, содержание функций маркетинга предопределяется масштабами производства и сбыта, условиями конкуренции, товарным ассортиментом, особенностями потребления и спроса на продукцию фирмы, характером связей с товаропроводящей сетью и т.д.
В соответствии с вышеизложенными девизами и принципами маркетинга осуществляется ряд основных функций:
· маркетинговые исследования рынка,
· разработка и планирование ассортимента,
· сбыт и распределение (организация товародвижения и продажи),
· стимулирование сбыта и реклама.
а) Маркетинг как одна из функций | б) Маркетинг как одна из важных функций |
в) Маркетинг как основная функция | г) Потребитель выполняет функцию контроля |
д) Потребитель выполняет функцию контроля
через интегрирующую функцию маркетинга
Рис 2.2 - Эволюция функций маркетинга на предприятиях
Каждая из этих функций представляет определенный интерес и имеет большое практическое значение. Однако только в тесной взаимосвязи они обеспечивают успешную реализацию принципов маркетинга.
Каждая из перечисленных функций важна сама по себе, но именно взятые в совокупности они обеспечивают условия достижения целей корпорации, представляя собой конкретное практическое преломление основных идей маркетинга как рыночной ориентации управления.
Огромную роль среди функций маркетинга играет исследовательская работа, очень важно выработать хорошо скоординированную программу изучения и оценки многообразных факторов, от которых зависит успех производственной и рыночной деятельности фирмы. Ни одна из жизненно важных для любого предприятия проблем не может быть решена без тщательного анализа рынка, условий рыночной конкуренции. Тот, кто хочет выйти в ней победителем, должен максимально приспособить объем и структуру своего производства к сложившимся на конкретных рынках условиям, знать какие требования предъявляет покупатель к данному товару, каковы тенденции и динамика общественного спроса.
На базе рекомендаций исследовательского отдела планируется товарный ассортимент; определяются производственные, технические, финансовые потребности и источники их обеспечения; разрабатывается детализированная программа производства и реализации; общие стратегические задачи рыночной политики, а результаты исследований воплощаются в программу маркетинга, которая, по существу, является планом проведения сбытовой компании.
Рассмотрим, какие основные виды деятельности охватывает каждая из функций (таблица 2.1).
Таблица 2.1 - Основные функции маркетинга
Функции | Виды деятельности |
Маркетинговые исследова-ния | Сбор и обработка информации в экономической, торговой, производственной, потребительской, товарной, сбытовой и рекламной сферах Изучение рынка и конъюнктуры Исследование и анализ полученной информации Исследование маркетинговых мероприятий Исследование конкурентоспособности товаров разных товаропроизводителей Изучение мотивации покупок, закономерностей поведения покупателей на рынке Типология потребителей и сегментация рынка |
Разработка и планирова-ние ассортимен-та и качества товаров и услуг | Формирование и представление заявок и заказов на производство и поставку товаров Разработка предложений по обновлению ассортимента, совершенствованию выпускаемой продукции Формирование торгового ассортимента Участие в комиссиях и художественно-технических советах по аттестации товаров по категориям качества Осуществление контроля качества товаров Закупка товаров Изыскание дополнительных товарных ресурсов Определение текущих и перспективных потребностей покупателей Участие в формировании ассортиментной политики товаропроизводителей с ориентацией на рынок с учетом жизненного цикла изделий Формирование торгового ассортимента с обеспечением приоритета потребителей Закупка товаров с учетом потребительских свойств, цен, устойчивости характеристик, конкурентоспособности Интеграция торговой и производственной политики |
Сбыт и распреде-ление | Реализация товаров Планирование товарооборота в ассортиментном разрезе Установление хозяйственных связей и осуществление договорных отношений Маневрирование товарными ресурсами Оказание дополнительных услуг Транспортировка Складирование Осуществление правовой и претензионной работы Планирование и управление торговой деятельностью: составление и осуществление планов реализации, подготовка прогнозов конъюнктуры, ведение отчетности, анализ продаж, управление торговым персоналом, подготовка финансовой сметы, выбор каналов сбыта, составление и осуществление планов организации продажи, организация торговой коммуникации |
Реклама и стимулиро-вание сбыта | Осуществление рекламной политики посредством использования средств массовой информации, проспектов, буклетов, каталогов Стимулирование работников сбыта: материальное поощрение, конкурсы на лучшее профессиональное значение и мастерство и т.д. Стимулирование спроса: организация выставок, витрин; демонстрация образцов товаров, упаковка; поощрение покупателей – скидка с цены; вручение сувениров, премий, купонов; проведение конкурсов; поставка части товаров бесплатно; субсидирование рекламы и т.д. Отклики в прессе |
Таким образом, маркетинг содержит целый ряд рациональных элементов. Он аккумулировал важнейшие достижения социальной психологии, конкретной экономики, теории управления, математической статистики, программирования, разработал богатый арсенал форм и методов организации сбыта промышленной продукции, тесной увязки внутренних ресурсов компании с реальным рыночным спросом, координации деятельности всех подразделений фирмы с целью выполнения общей хозяйственной задачи.
Функция маркетинга тесно связана с другими функциями бизнеса.
Маркетинг играет ведущую роль в деятельности фирмы в сочетании с другими функциями бизнеса. Финансовая служба устанавливает маркетинговым менеджерам критерии прибыльности для оценки эффективности производства товара. Бухгалтерия относит
затраты на товары, что позволяет определять прибыль. Производство обеспечивает готовность товара к отправке в соответствии с запланированными сроками. Служба НИОКР разрабатывает новые товары.
Основными объектами маркетинговой деятельности являются рынок, потребитель, товар, цена, товародвижение, реклама, стимулирование в результате исследований в каждом из указанных направлений осуществляются конкретные разработки, которые используются затем при формировании стратегии и тактики маркетинговой деятельности предприятия.