Стили управления

В зависимости от направленности руководителя на интересы дела или на заботу о взаимоотношениях с людьми можно построить «управленческую матрицу» (Р. Блейк, Д. Мутон, 1985), выделив пять типов руководства: организатор, манипулятор, пессимист, диктатор, либерал По вертикали (0-9) откладываются характеристики руководителя по учёту интересов персонала. По горизонтали количественно отражает ориентированность руководителя на достижение производственных целей, опору на формальную организацию и власть руководителя.

Эта модель также получила название «решетка менеджмента», или «решетка лидерства».

Известный социальный психолог Курт Левин (1890 – 1947) выделял следующие стили управления:

- демократический;

- авторитарный;

- либеральный.

Демократический

Для демократического (или коллегиального) стиля управления характерно:

- управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников («максимум демократии»);

- выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками («максимум контроля»);

- руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудни­ков, учитывает их интересы, потребности, особенности.

Демократический стиль является наиболее эффективным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских и коммуникативных способностях руководителя. Этот стиль стремится к идеалу (9.9)