Стили управления
В зависимости от направленности руководителя на интересы дела или на заботу о взаимоотношениях с людьми можно построить «управленческую матрицу» (Р. Блейк, Д. Мутон, 1985), выделив пять типов руководства: организатор, манипулятор, пессимист, диктатор, либерал По вертикали (0-9) откладываются характеристики руководителя по учёту интересов персонала. По горизонтали количественно отражает ориентированность руководителя на достижение производственных целей, опору на формальную организацию и власть руководителя.
Эта модель также получила название «решетка менеджмента», или «решетка лидерства».
Известный социальный психолог Курт Левин (1890 – 1947) выделял следующие стили управления:
- демократический;
- авторитарный;
- либеральный.
Демократический
Для демократического (или коллегиального) стиля управления характерно:
- управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников («максимум демократии»);
- выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками («максимум контроля»);
- руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учитывает их интересы, потребности, особенности.
Демократический стиль является наиболее эффективным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских и коммуникативных способностях руководителя. Этот стиль стремится к идеалу (9.9)