Причины возникновения конфликтов
Причинами конфликта могут быть:
- распределение ресурсов,
- различия в целях,
- взаимозависимость задач,
- различия в представленных ценностях,
- различия в манере поведения и жизненном опыте;
- неудовлетворительные коммуникации (связь).
В менеджменте различают модели взаимопроникновения:
1. «Дополняющее взаимодействие» – при общении с другим человеком я получаю то, что ожидаю от него получить.
2. «Пересекающаяся» – люди не понимают друг друга, находясь в различных состояниях, например, родитель-кормилец и восставший ребёнок. Это конфликтная ситуация, требующая перехода во взрослое состояние.
3. Третья модель – «скрытое взаимодействие» – слова не совпадают с мыслями. Например, подчинённый, боясь вызвать критику со стороны руководителя, внешне выглядит нормально, но внутренне напряжён.
Стадии развития конфликтов. Типичные конфликтные ситуации
Управленческая ситуация
↓
Источник конфликта
↓
Возможность разрастания конфликта
↓
Реакция на ситуацию
↓ ↓
Конфликт происходит Конфликт не происходит
↓
Управление конфликтом
↓
Последствия конфликта
Рис. 26. Схема конфликта