Цикл менеджмента

Термин «функции» (лат. Fuctio – исполнение, совершение) в менеджменте обозначает набор взаимосвязанных действий, объединённых в относительно самостоятельное направление управленческих действий). Функции управления – это вид деятельности, с помощью которой управляющая подсистема воздействует на объект управления.

Процесс управления состоит из функций планирования, организации, мотивации и контроля, они объединены в «цикл менеджмента». Это четыре первичные функции управления, объединенные связующими процессами коммуникации и принятия решений.

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели предприятия (организации) и что нужно сделать чтобы достичь этих целей. По сути своей, эта функция отвечает на три следующие основные вопроса: где мы находимся, куда мы хотим двигаться и как мы собираемся сделать это?

Планирование непрерывный процесс установления и конкретизации целей развития всей организации и её структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения ресурсов. Исследования показывают, что качество планирования является важнейшим фактором успеха. Его недостатки снижают потенциал организации на 20–30%. Почему роль планирования в современном мире бизнеса так велика?

1. Грамотное планирование позволяет наиболее рационально распределить ограниченные ресурсы организации, поддержать наиболее доходные направления деятельности, вложить средства в те товары, которые пользуются наибольшим спросом.

2. Планирование даёт возможность скоординировать деятельность персонала и направлять его усилия на реализацию единых целей организации.

3. Без планов невозможно осуществление контроля, так как непонятно с чем сравнивать полученные результаты.

Функция организации. Организация – это процесс создания структуры организации, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения целей (Майкл Мескон). Организация это функция управления, создающая условия для эффективной деятельности людей на основе координации усилий.

Организовать, значит создать некую структуру для достижения цели предприятия. Сюда входит распределение работ между работниками, делегирование заданий и полномочий. При помощи функции организация достигается организованность, дисциплина и ответственность в трудовом коллективе предприятия.

Мотивация. Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленный план и самая совершенная структура предприятия не имеют никакого смысла, если работники не выполняют фактическую работу или выполняют ее некачественно, безынициативно. Задача функции мотивации заключается в том, чтобы работники предприятия выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями. Для этого необходимо создать на предприятии условия материальной и моральной заинтересованности работников в выполнении работ. Созданию на предприятиях условий для внутреннего побуждения к действию служит функция мотивация. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Различают содержательные теории мотивации: теория Маслоу, теория МакКлелланда, теория Герцберга; процессуальные – теория справедливости, теория ожидания, Портера-Лоулера.

Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Контроль это процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.

Слово «контроль», как и слово «власть», рождает, скорее всего, отрицательные эмоции. Существуют три аспекта управленческого контроля. Установление стандартов, измерение того, что было фактически достигнуто за соответствующий период, сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Контроль может быть предварительный, текущий, заключительный. Чтобы планы были реализованы, кто-то должен фактически выполнять каждую из задач, вытекающих из целей организации. Контроль обеспечивает проверку достижения поставленных целей.

Координация обеспечивает согласованность действий во времени и пространстве органов управления и должностных лиц, а также между системой в целом и внешней средой.

Функция координации играет в управлении производством роль, которую образно можно сравнить с ролью дирижера в оркестре. Объектом функции координирования является как управляемая, так и управляющая подсистемы. Координация деятельности органов управления призвана обеспечить единство действий всех управленческих подразделений, работников управления и специалистов для наиболее эффективного воздействия на процесс производства.

2.1.2. Организация. Принципы построения
организационной структуры управления:
цели и задачи организации

Организация – это процесс создания структуры организации, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения целей (Майкл Мескон).

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. (Тейлор).

Если бы люди не объединялись в организации, то не возникла бы потребность в менеджменте. Однако чтобы считаться организацией, некая группа людей должна соответствовать хотя бы трем обязательным требованиям:

- наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы;

- наличие, по крайней мере, одной цели, т.е. желаемого конечного результата, которую принимают как общую все члены данной группы;

- наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Организации могут быть формальные и неформальные.

Все формальные организации подразделяются на простые и сложные. Простые организации имеют одну цель, сложные –многоцелевые.

Одной из самых главных черт организации является ее взаимосвязь с внешней средой, откуда она пополняет свои ресурсы и где сбывает произведенные блага или оказывает услуги.

Второй, очень важной чертой организации является разделение труда.

Поэтому третьей чертой организации является управление. В малых организациях четко выраженной линии управления нет. Координация деятельности организации осуществляется совместно, чередуясь с неуправленческими функциями. По мере укрупнения организации возрастает количество различных функций, что приводит: к затруднению ориентации подчиненных. Поэтому в сложных организациях работа по управлению четко отделена от неуправленческой работы. Такие организации назначают руководителей и им определяют круг обязанностей и ответственности.

Построение организации – важный аспект организации как функции управления, который предполагает создание аппарата управления, в максимальной степени соответствующего стратегическим планам организации и обеспечивающего её эффективное взаимодействие с окружающей средой, а также достижение намеченных целей.

 

При выборе организационной структуры необходимо знать принципы построения:

1. Оперативность – управляющее решение должно достигнуть управляемого объекта раньше, чем наступит очередное изменение состояния производства. В противном случае решение окажется не нужным.

2. Надёжность, т.е. структура аппарата управления должна обеспечивать абсолютную достоверность и бесперебойность передачи информации.

3. Оптимальное число звеньев в структуре управления для обеспечения наилучшего эффективности управления.

4. Чёткость распределения функций.

5. Гибкость – возможность реагировать на изменения внутренней и внешней среды.

6. Экономичность, т.е. наибольший эффект должен быть при наименьших затратах.

Построение организации включает задачи:

1. Разработку определённой структуры, т.е. целесообразное распределение элементов организации, и последующее её совершенствование по мере развития.

2. Постановку целей.

3. Разработку системы взаимодействия лиц, ответственных за принятие решений (менеджеров) и исполнителей решений (специалистов-управленцев).

4. Учёт масштаба управляемости, т.е. соотношение между управляющей способностью органа управления и сложностью объекта управления.