Межгрупповые конфликты

Организации состоят из множества групп, как формальных, так и не­формальных. Даже в самых лучших организациях между такими группа­ми могут возникать конфликты.

Неформальные организации, которые считают, что руководитель от­носится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности труда. Еще одним примером межгруппового конфликта может служить непрекращающийся конфликт между профсоюзом и администрацией.

К сожалению, частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между линейным и штабным персоналом. Штабной персонал обычно более молодой и образованный, чем линейный, и при общении любит пользоваться техническим жаргоном. Эти отличия приводят к столкновению между людьми и затруднениям в общении. Линейные ру­ководители могут отвергать рекомендации штабных специалистов и вы­ражать недовольство по поводу своей зависимости от них во всем, что связано с информацией. В экстремальных ситуациях линейные руководи­тели могут намеренно выбрать такой способ выполнения предложения специалистов, что вся затея закончится провалом. И все это для того, что­бы поставить специалистов «на свое место». Штабной персонал, в свою очередь, может возмущаться, что его представителям не дают возможно­сти самим провести в жизнь свои решения, и стараться сохранить инфор­мационную зависимость от них линейного персонала. Это — яркие при­меры дисфункционального конфликта.

Часто из-за различия целей начинают конфликтовать друг с другом функциональные группы внутри организации.


12.3. Конфликты в организации

Например: отдел сбыта, как правило, ориентируется на покупате­ля, в то время как производственное подразделение больше заботится о соотношении затрат и эффективности, а также об экономии на мас­штабах. Держать большие товарные запасы, чтобы быстро выполнять заказы, как предпочитает отдел сбыта, значит, увеличивать затраты, а это противоречит интересам производственных подразделений. Днев­ная смена медицинского персонала может обвинить ночную смену в том, что та плохо ухаживает за больными. В крупных организациях од­но подразделение может попытаться увеличить свою прибыльность, продавая готовую продукцию внешним потребителям вместо того, что­бы удовлетворить потребности других подразделений компании в своей продукции по более низкой цене.

Противоборствующие стороны — группы (малые, средние и микро­группы). В основе такого типа конфликтов лежит столкновение противо­положно направленных групповых мотивов. Происхождение объясняется враждебностью к «чужим» и привязанностью к «своим».

Межгрупповой конфликт имеет некоторую специфику.

Образ конфликтной ситуации (и без того всегда субъективный) носит характер групповых взглядов, мнений, оценок. Характеристика типично­го субъективного содержания конфликтной ситуации межгруппового конфликта сводится к следующим явлениям:

• Деиндивидуализация взаимного восприятия. Члены конфликтующих групп воспринимают друг друга по схеме «Мы — Они».

• Неадекватное социальное, групповое сравнение. В групповых мнени­ях своя группа всегда оценивается выше.

• Групповая атрибуция. Позитивное поведение своей группы и негатив­ное поведение чужой группы объясняется внутренними причинами, а соответственно негативное поведение своей группы и позитивное по­ведение чужой группы объясняются внешними обстоятельствами.

• Агрессия. В межгрупповых конфликтах индивид склонен вести себя более агрессивно, нежели в случае, когда от него требуется принятие индивидуального решения. Причины заключаются в так называемом эффекте толпы, который, с одной стороны, обеспечивает «заразитель­ность агрессии», а с другой — заметно снижает чувство персональной ответственности за происходящее. В группе всегда существует лидер, на которого, по мнению рядовых сотрудников, в случае наказания и будет направлена энергия. Поэтому ответственность за свое поведе­ние заметно снижается. Кроме того, агрессивные проявления в группе


Глава 12. Стрессы и конфликты

обеспечивают ощущение анонимности, что также снижает чувство персональной ответственности. И наконец, агрессивное поведение в группе людей, таким же агрессивным образом себя ведущих, воспри­нимается как социальное одобрение и поддержка. К межгрупповым конфликтам относятся трудовой конфликт, межэт­нический конфликт и внутриполитический конфликт. Причины трудового конфликта:

• неудовлетворительные условия труда;

• система распределения ресурсов;

• выполнение договоренностей. Формы трудового конфликта:

• забастовка;

• демонстрация;

• обращение к общественности через СМИ;

• пикеты и т.д.

Условия межэтнических конфликтов:

• заниженный или завышенный уровень национального самосознания;

• наличие в обществе «критической массы» проблем, оказывающих давление на все стороны национального бытия;

• наличие политических сил, способных использовать в борьбе за власть два первых фактора.

Особенность внутриполитического конфликта — борьба того или ино­го слоя общества за свой политический интерес. Среди внутриполитических конфликтов выделяют классовые конфликты, конфликты между политиче­скими партиями, конфликты между политическими группировками.