ОСНОВНЫЕ СТРЕССОРЫ

В качестве стрессоров — факторов, влияющих на возникновение со­стояния стресса, выступают жизненные ситуации, события, которые


Глава 12. Стрессы и конфликты

можно систематизировать по интенсивности негативного воздействия и времени, требуемому на адаптацию. В соответствии с этим различают:

• повседневные сложности, неприятности, трудности. Время на адапта­цию к ним составляет от нескольких минут до нескольких часов;

• критические жизненные, травматические события. Время на адапта­цию — от нескольких недель до нескольких месяцев;

• хронические стрессоры, которые могут длиться годами.

В соответствии с выделенными видами профессиональных стрессов стрессогенные факторы трудовой деятельности можно классифицировать следующим образом:

I. Производственные, касающиеся условий труда и организации рабо­чего места:

• перегрузки;

• однообразная работа;

• микроклимат рабочего помещения (шум, вибрация, освещенность);

• интерьер, дизайн помещения;

• организация индивидуального рабочего места;

• неудобный график работы, сверхурочные;

• безопасность труда.

П. Факторы, связанные с профессией:

• понимание целей деятельности (ясность, противоречивость, реальность);

• профессиональный опыт, уровень знаний;

• профессиональная подготовка, переподготовка;

• возможность проявления творческих способностей;

• ролевой статус;

• психологический климат в коллективе (взаимоотношения с коллега­ми, клиентами, межличностные конфликты);

• социальная ответственность;

• обратная связь о результатах деятельности; III. Структурные:

• управление организацией (централизация, возможность участия в управлении сотрудников);

• соотношение структуры и функции, целей организации;

• нарушение субординации, неправильно выстроенная иерархия;

• специализация и разделение труда;

• кадровая политика, продвижение по службе (слишком быстрое или слишком медленное);

• межличностные отношения с руководством, конфликты;
508


12.1. Стресс

IV. Личностные:

, нравственная зрелость и устойчивость;

а целеустремленность и дисциплинированность, аккуратность;

а удовлетворенность ожиданий и результатов деятельности (соотнесе­ние ожиданий и целей);

а фрустрация, невозможность удовлетворения потребностей;

а особенности личности (эмоциональная неустойчивость, неадекватная самооценка, тревожность, агрессивность, склонность к риску и т.д.);

а особенности психического состояния (наличие утомления);

• особенности физиологического состояния (наличие острых и хрони­ческих заболеваний, биологические ритмы, вредные привычки, воз­растные изменения).

ПСИХОДИАГНОСТИКА СТРЕССА

Ключевая роль в процессе управления стрессами принадлежит кон­тролю их уровня, построенному на отслеживании характерных признаков стресса. Хотя стресс проявляется внешне на телесном и поведенческом уровне, часто бывает невозможно только по внешним признакам опреде­лить наличие стрессового состояния, так как напряжение у некоторых людей даже в критические моменты может быть не выраженным.

Изменения в результате стресса проявляются во всех сферах психики. В эмоциональной сфере возникает чувство тревоги, обостренное воспри­ятие значимости происходящего. В когнитивной — восприятие угрозы, оценка ситуации как неопределенной, осознание опасности ситуации. В мотивационной сфере — резкая мобилизация или полная демобилизация всех сил и ресурсов. В поведенческой сфере — изменение привычных тем­пов и ритма деятельности, появление «зажатости» в движениях. Все эти изменения имеют нечто общее: для всех них характерно изменение интен­сивности процессов данной сферы в сторону уменьшения или увеличения.

Контроль и оценку стресса можно провести с помощью различных тестов, одним из которых может являться тест по «инвентаризации сим­птомов стресса».

Для эффективного управления предприятием или фирмой необходимо Учитывать организационный стресс, т.е. психическое напряжение, связан­ное с выполнением профессиональных обязанностей в структуре организа­ции. Для оценки и измерения стрессоустойчивости к организационному


Глава 12. Стрессы и конфликты

стрессу, связанному с умением общаться, адекватно реагировать и оцени­вать ситуацию и т.д., можно воспользоваться шкалой организационного стресса. Чем меньше суммарный показатель организационного стресса, тем выше устойчивость к нему, а чем он выше, тем сильнее предрасположен­ность к переживанию дистресса и различным синдромам, возникающим вследствие стрессовой ситуации таким, как синдром профессионального выгорания.

Для оценки нервно-психического напряжения можно воспользоваться шкалой психологического стресса, целью которой является измерение стрессовых ощущений по соматическим, поведенческим, эмоциональным признакам. Первоначально методика разработана во Франции и широко использовалась в практике психологических исследований в Канаде, Англии, США, Японии. Разработанный тест детально исследует состоя­ние человека, подвергшегося воздействию стрессовой ситуации.

Используя приведенную ниже шкалу, можно дать оценку общему со­стоянию организма. Лучше выбирать те значения, которые наиболее точ­но соответствуют состоянию последних 4 — 5 дней. Ошибочных или не­правильных ответов здесь нет.

ТАБЛИЦА 12.1 Шкала психологического стресса

 

  Утверждения                
Я напряжен и взволнован (взвинчен)  
У меня ком в горле, и (или) я ощущаю су­хость во рту  
Я перегружен работой. Мне совсем не хватает времени  
Я проглатываю пищу или забываю поесть  
Я обдумываю свои идеи снова и снова; я меняю свои планы; мои мысли постоянно повторяются  
Я чувствую себя одиноким, изолирован­ным и непонятым  
Я страдаю от физического недомогания: болит голова, напряжены мышцы шеи, боли в спине, спазмы в желудке  
Я поглощен мыслями, измучен или обес­покоен  
Меня внезапно бросает то в жар, то в хо­лод  

12.1. Стресс

 

 

Утверждения                
Язабываю о встречах или делах, которые
  должен сделать или решить                
Я легко могу заплакать
Я чувствую себя уставшим
Я крепко стискиваю зубы
Я не спокоен
Мне тяжело дышать, и (или) у меня вне­запно перехватывает дыхание
~16 Я имею проблемы с пищеварением, ки­шечником
Я взволнован, беспокоен, смущен
Я легко пугаюсь; шум или шорох застав­ляют меня вздрагивать
Мне необходимо более чем полчаса, что­бы уснуть
Я сбит с толку; мои мысли спутаны; мне не хватает сосредоточенности, я не могу сконцентрировать внимание
У меня усталый вид; мешки или круги под глазами
Я чувствую тяжесть на своих плечах
Я встревожен. Мне необходимо постоян­но двигаться; я не могу устоять на одном месте
Мне трудно контролировать свои поступ­ки, эмоции, настроение, жесты
Я напряжен

Значение баллов:
1) никогда; 2) крайне редко; 3) очень редко; 4) редко;

5) иногда; 6) часто; 7) очень часто; 8) постоянно.

Чем выше суммарный показатель, тем выше уровень стресса:

• Менее 99 баллов — низкий уровень стресса;

• 100 — 125 баллов — средний уровень;

• больше 125 баллов — высокий уровень стресса.

Диагностика по индивидуальным различиям по отношению к реаги­рованию на стрессовые ситуации нашла свое выражение в диагностике типов реагирования на стресс. Выделяется шесть позиций, типов лично­стного реагирования на стресс.

Честолюбивый тип. Для людей этого типа характерна сильно выражен­ная потребность в достижении успеха и ориентация на положительный ко-


Глава 12. Стрессы и конфликты

нечный результат. В основном — это энергичные, подвижные, доминант­ные, агрессивные, ориентированные на дело люди (менеджеры, управляю­щие торговых сетей и точек, начальники отделов). Причины стресса: пере­грузки, большая интенсивность деятельности, межличностных отношений недостаточное понимание себя. Основные симптомы стресса, характерные для людей этого типа: бессонница, высокое давление, проблемы с сердечно­сосудистой системой, чрезмерное курение и злоупотребление алкоголем.

Спокойный тип. Это в основном безмятежные, спокойные люди; ори­ентированные на прошлое, они мечтательны и малоактивны. Хорошо вы­держивают баланс между работой и домом, обладают низкой уязвимо­стью к стрессу. Причинами для возникновения стрессогенной ситуации для них могут служить или другие люди, или профессиональные требо­вания, способные разрушить или внести хаос в размеренное и стабильное течение жизни.

Совестливый тип. Люди этого типа, как правило, мелочны, педантич­ны, дотошны, догматичны и стабильны, вплоть до консерватизма, обяза­тельны. Соблюдают традиции, исполняют все необходимые формально­сти и предписания. Причины стресса для них кроются в других людях, разрушающих укоренившиеся стереотипы поведения и нарушающих ста­бильность. Степень уязвимости к стрессам для таких людей характерна средняя, хотя они болезненно чувствительны к малейшим изменениям их привычной жизнедеятельности.

Не отстаивающий тип. Такие люди не могут ни постоять за себя, ни отстоять свои права и достижения. Они боятся конфликтов и конфронта­ции, поэтому стремятся избегать межличностных трудностей и обостре­ний в процессе коммуникации, предпочитая угождать другим. Причина стресса для них кроется в их постоянном внутреннем напряжении, возни­кающем на почве сложных межличностных коммуникаций.

Жизнелюбивый тип. Сильные, энергичные, жизнелюбивые люди, жи­вущие полноценной жизнью, испытывающие жажду новых впечатлений и событий. Для таких людей причиной стресса может послужить рутина, скучная, монотонная работа, чрезмерное внутреннее напряжение.

Тревожный тип. Люди этого типа обладают очень высокой уязвимо­стью кть рутина, скучная, монотонная работа, чрезмерное внутреннее напряжение.

Тревожный тип. Люди этого типа обладают очень высокой уязвимо­стью к стрессу, так как постоянно испытывают волнение и беспокойство по поводу возможных негативных ситуаций, живут ожиданием возмож­ных неудач и потерь. Для них характерно чрезвычайно высокое внутрен­нее напряжение и одновременно — низкая самооценка. Причины стресса 512


12.1. Стресс

для них — ситуации, вынуждающие их принять на себя ответственность, особенно на работе, резкие изменения в жизни.

Стресс проявляется в зависимости от того, на сколько личность пси­хологически и морально оказывается устойчивой к перегрузкам и как долго она может их выдерживать. У каждого человека есть свой индиви­дуальный временной предел стресса.

Различают три типа личностей по устойчивости к стрессу:

«волы»— лица, которые могут выдерживать большие длительные перегрузки, адаптируясь к стрессу;

«кролики»— лица, которых даже небольшая длительная нагрузка может выбить из колеи, они избегают стресса;

«львы»— лица, которых стресс мобилизует и они могут долго с пол­ной отдачей работать на пределе своих возможностей.