ОСНОВНЫЕ СТРЕССОРЫ
В качестве стрессоров — факторов, влияющих на возникновение состояния стресса, выступают жизненные ситуации, события, которые
Глава 12. Стрессы и конфликты
можно систематизировать по интенсивности негативного воздействия и времени, требуемому на адаптацию. В соответствии с этим различают:
• повседневные сложности, неприятности, трудности. Время на адаптацию к ним составляет от нескольких минут до нескольких часов;
• критические жизненные, травматические события. Время на адаптацию — от нескольких недель до нескольких месяцев;
• хронические стрессоры, которые могут длиться годами.
В соответствии с выделенными видами профессиональных стрессов стрессогенные факторы трудовой деятельности можно классифицировать следующим образом:
I. Производственные, касающиеся условий труда и организации рабочего места:
• перегрузки;
• однообразная работа;
• микроклимат рабочего помещения (шум, вибрация, освещенность);
• интерьер, дизайн помещения;
• организация индивидуального рабочего места;
• неудобный график работы, сверхурочные;
• безопасность труда.
П. Факторы, связанные с профессией:
• понимание целей деятельности (ясность, противоречивость, реальность);
• профессиональный опыт, уровень знаний;
• профессиональная подготовка, переподготовка;
• возможность проявления творческих способностей;
• ролевой статус;
• психологический климат в коллективе (взаимоотношения с коллегами, клиентами, межличностные конфликты);
• социальная ответственность;
• обратная связь о результатах деятельности; III. Структурные:
• управление организацией (централизация, возможность участия в управлении сотрудников);
• соотношение структуры и функции, целей организации;
• нарушение субординации, неправильно выстроенная иерархия;
• специализация и разделение труда;
• кадровая политика, продвижение по службе (слишком быстрое или слишком медленное);
• межличностные отношения с руководством, конфликты;
508
12.1. Стресс
IV. Личностные:
, нравственная зрелость и устойчивость;
а целеустремленность и дисциплинированность, аккуратность;
а удовлетворенность ожиданий и результатов деятельности (соотнесение ожиданий и целей);
а фрустрация, невозможность удовлетворения потребностей;
а особенности личности (эмоциональная неустойчивость, неадекватная самооценка, тревожность, агрессивность, склонность к риску и т.д.);
а особенности психического состояния (наличие утомления);
• особенности физиологического состояния (наличие острых и хронических заболеваний, биологические ритмы, вредные привычки, возрастные изменения).
ПСИХОДИАГНОСТИКА СТРЕССА
Ключевая роль в процессе управления стрессами принадлежит контролю их уровня, построенному на отслеживании характерных признаков стресса. Хотя стресс проявляется внешне на телесном и поведенческом уровне, часто бывает невозможно только по внешним признакам определить наличие стрессового состояния, так как напряжение у некоторых людей даже в критические моменты может быть не выраженным.
Изменения в результате стресса проявляются во всех сферах психики. В эмоциональной сфере возникает чувство тревоги, обостренное восприятие значимости происходящего. В когнитивной — восприятие угрозы, оценка ситуации как неопределенной, осознание опасности ситуации. В мотивационной сфере — резкая мобилизация или полная демобилизация всех сил и ресурсов. В поведенческой сфере — изменение привычных темпов и ритма деятельности, появление «зажатости» в движениях. Все эти изменения имеют нечто общее: для всех них характерно изменение интенсивности процессов данной сферы в сторону уменьшения или увеличения.
Контроль и оценку стресса можно провести с помощью различных тестов, одним из которых может являться тест по «инвентаризации симптомов стресса».
Для эффективного управления предприятием или фирмой необходимо Учитывать организационный стресс, т.е. психическое напряжение, связанное с выполнением профессиональных обязанностей в структуре организации. Для оценки и измерения стрессоустойчивости к организационному
Глава 12. Стрессы и конфликты
стрессу, связанному с умением общаться, адекватно реагировать и оценивать ситуацию и т.д., можно воспользоваться шкалой организационного стресса. Чем меньше суммарный показатель организационного стресса, тем выше устойчивость к нему, а чем он выше, тем сильнее предрасположенность к переживанию дистресса и различным синдромам, возникающим вследствие стрессовой ситуации таким, как синдром профессионального выгорания.
Для оценки нервно-психического напряжения можно воспользоваться шкалой психологического стресса, целью которой является измерение стрессовых ощущений по соматическим, поведенческим, эмоциональным признакам. Первоначально методика разработана во Франции и широко использовалась в практике психологических исследований в Канаде, Англии, США, Японии. Разработанный тест детально исследует состояние человека, подвергшегося воздействию стрессовой ситуации.
Используя приведенную ниже шкалу, можно дать оценку общему состоянию организма. Лучше выбирать те значения, которые наиболее точно соответствуют состоянию последних 4 — 5 дней. Ошибочных или неправильных ответов здесь нет.
ТАБЛИЦА 12.1 Шкала психологического стресса
Утверждения | |||||||||
Я напряжен и взволнован (взвинчен) | |||||||||
У меня ком в горле, и (или) я ощущаю сухость во рту | |||||||||
Я перегружен работой. Мне совсем не хватает времени | |||||||||
Я проглатываю пищу или забываю поесть | |||||||||
Я обдумываю свои идеи снова и снова; я меняю свои планы; мои мысли постоянно повторяются | |||||||||
Я чувствую себя одиноким, изолированным и непонятым | |||||||||
Я страдаю от физического недомогания: болит голова, напряжены мышцы шеи, боли в спине, спазмы в желудке | |||||||||
Я поглощен мыслями, измучен или обеспокоен | |||||||||
Меня внезапно бросает то в жар, то в холод |
12.1. Стресс
Утверждения | |||||||||
Язабываю о встречах или делах, которые | |||||||||
должен сделать или решить | |||||||||
Я легко могу заплакать | |||||||||
Я чувствую себя уставшим | |||||||||
Я крепко стискиваю зубы | |||||||||
Я не спокоен | |||||||||
Мне тяжело дышать, и (или) у меня внезапно перехватывает дыхание | |||||||||
~16 | Я имею проблемы с пищеварением, кишечником | ||||||||
Я взволнован, беспокоен, смущен | |||||||||
Я легко пугаюсь; шум или шорох заставляют меня вздрагивать | |||||||||
Мне необходимо более чем полчаса, чтобы уснуть | |||||||||
Я сбит с толку; мои мысли спутаны; мне не хватает сосредоточенности, я не могу сконцентрировать внимание | |||||||||
У меня усталый вид; мешки или круги под глазами | |||||||||
Я чувствую тяжесть на своих плечах | |||||||||
Я встревожен. Мне необходимо постоянно двигаться; я не могу устоять на одном месте | |||||||||
Мне трудно контролировать свои поступки, эмоции, настроение, жесты | |||||||||
Я напряжен |
Значение баллов:
1) никогда; 2) крайне редко; 3) очень редко; 4) редко;
5) иногда; 6) часто; 7) очень часто; 8) постоянно.
Чем выше суммарный показатель, тем выше уровень стресса:
• Менее 99 баллов — низкий уровень стресса;
• 100 — 125 баллов — средний уровень;
• больше 125 баллов — высокий уровень стресса.
Диагностика по индивидуальным различиям по отношению к реагированию на стрессовые ситуации нашла свое выражение в диагностике типов реагирования на стресс. Выделяется шесть позиций, типов личностного реагирования на стресс.
Честолюбивый тип. Для людей этого типа характерна сильно выраженная потребность в достижении успеха и ориентация на положительный ко-
Глава 12. Стрессы и конфликты
нечный результат. В основном — это энергичные, подвижные, доминантные, агрессивные, ориентированные на дело люди (менеджеры, управляющие торговых сетей и точек, начальники отделов). Причины стресса: перегрузки, большая интенсивность деятельности, межличностных отношений недостаточное понимание себя. Основные симптомы стресса, характерные для людей этого типа: бессонница, высокое давление, проблемы с сердечнососудистой системой, чрезмерное курение и злоупотребление алкоголем.
Спокойный тип. Это в основном безмятежные, спокойные люди; ориентированные на прошлое, они мечтательны и малоактивны. Хорошо выдерживают баланс между работой и домом, обладают низкой уязвимостью к стрессу. Причинами для возникновения стрессогенной ситуации для них могут служить или другие люди, или профессиональные требования, способные разрушить или внести хаос в размеренное и стабильное течение жизни.
Совестливый тип. Люди этого типа, как правило, мелочны, педантичны, дотошны, догматичны и стабильны, вплоть до консерватизма, обязательны. Соблюдают традиции, исполняют все необходимые формальности и предписания. Причины стресса для них кроются в других людях, разрушающих укоренившиеся стереотипы поведения и нарушающих стабильность. Степень уязвимости к стрессам для таких людей характерна средняя, хотя они болезненно чувствительны к малейшим изменениям их привычной жизнедеятельности.
Не отстаивающий тип. Такие люди не могут ни постоять за себя, ни отстоять свои права и достижения. Они боятся конфликтов и конфронтации, поэтому стремятся избегать межличностных трудностей и обострений в процессе коммуникации, предпочитая угождать другим. Причина стресса для них кроется в их постоянном внутреннем напряжении, возникающем на почве сложных межличностных коммуникаций.
Жизнелюбивый тип. Сильные, энергичные, жизнелюбивые люди, живущие полноценной жизнью, испытывающие жажду новых впечатлений и событий. Для таких людей причиной стресса может послужить рутина, скучная, монотонная работа, чрезмерное внутреннее напряжение.
Тревожный тип. Люди этого типа обладают очень высокой уязвимостью кть рутина, скучная, монотонная работа, чрезмерное внутреннее напряжение.
Тревожный тип. Люди этого типа обладают очень высокой уязвимостью к стрессу, так как постоянно испытывают волнение и беспокойство по поводу возможных негативных ситуаций, живут ожиданием возможных неудач и потерь. Для них характерно чрезвычайно высокое внутреннее напряжение и одновременно — низкая самооценка. Причины стресса 512
12.1. Стресс
для них — ситуации, вынуждающие их принять на себя ответственность, особенно на работе, резкие изменения в жизни.
Стресс проявляется в зависимости от того, на сколько личность психологически и морально оказывается устойчивой к перегрузкам и как долго она может их выдерживать. У каждого человека есть свой индивидуальный временной предел стресса.
Различают три типа личностей по устойчивости к стрессу:
• «волы»— лица, которые могут выдерживать большие длительные перегрузки, адаптируясь к стрессу;
• «кролики»— лица, которых даже небольшая длительная нагрузка может выбить из колеи, они избегают стресса;
• «львы»— лица, которых стресс мобилизует и они могут долго с полной отдачей работать на пределе своих возможностей.