Управление знаниями
11.1. ЗНАЧЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
Новая роль науки в решающий фактор развития экономики и общества — закономерное следствие научно-технической революции, ее нового этапа — информационной революции и связанного с ней формирования и развития информационного общества. Научный и информационный потенциал стал главным индикатором современного уровня социально-экономического развития. Этим и обусловлено особое внимание к науке и знаниям во всем мире. Научно-образовательный, информационный и интеллектуальный потенциал, на котором только и могут базироваться высокие технологии XXI в. во всех сферах жизни общества, невозможно создать в короткий срок, даже располагая значительным капиталом. Необходима стабильная работа системы научных учреждений, образования, предприятий, профессиональных управленческих структур, оснащенных современными информационными технологиями.
Наиболее перспективные теоретические разработки связаны в последние годы с решающим значением знаний для развития организаций, деятельность которых во все большей степени зависит от накопления и анализа информации, обучения персонала и усвоения новшеств. Многочисленные и разномасштабные обследования предприятий показывают, что материальные активы образуют лишь видимую, относительно небольшую часть достояния предприятий, их рыночной стоимости.
«Незримое» достояние предприятий составляют интеллектуальные активы, способные приносить и приносящие компаниям реальные дивиденды. Это патенты и авторские права, знания и профессиональные качества сотрудников, торговые марки, клиентская база, сеть надежных 470
11.1. Значение знаний для развития организаций
поставщиков и партнеров, культура внедрения нововведений, корпоративная память и базы данных, качество рабочих процессов и т.п.
В последнее время в условиях рыночной экономики именно знания начинают играть решающую роль в достижении эффективного использования потенциала организаций. В связи с этим необходимо ознакомиться с основными понятиями, связанными с современными представлениями о знаниях. С этой целью можно рассмотреть следующий исторический пример.
Когда управление компании British Petroleum (BP) решило проанализировать, почему уровень добычи нефти на одинаково технически оснащенных глубоководных скважинах значительно различается, обнаружилось, что дело в различном уровне знаний работников этих скважин. Причем эти знания не были задокументированы, т.е. находились главным образом в головах сотрудников компании. Обнаружив это, менеджмент ВР принял решение распространить ценные знания среди сотрудников отстающих скважин. Результатом стал значительный подъем уровня производительности труда и прибыльности компании. В дальнейшем ВР разработана программа управления знаниями {Knowledge Management — KM).
Управление знаниями — это создание и управление ценными знаниями (интеллектуальными активами) компании.
В сфере изучения управления знаниями находятся следующие основные вопросы:
1) определение ценных знаний (интеллектуальных активов) компании;
2) распространение ценных знаний (ЦЗ) среди сотрудников компании и передача этих знаний новым сотрудникам;
3) концентрация ЦЗ для решения нестандартных, в том числе и инновационных задач;
4) повышение уровня знаний компании и генерирование новых знаний. Временем зарождения программы управления знаниями как нового
направления в управленческих науках можно считать 1993 г., когда состоялась первая конференция в Бостоне, специально посвященная проблематике управления знаниями в компаниях и организациях. В настоящий момент — это одно из самых перспективных и бурно развивающихся направлений менеджмента, как науки, так и практики.
Исторические причины и теоретические предпосылки возникновения программы управления знаниями: • глобализация и обострение конкуренции, побуждающие корпорации
искать конкурентные преимущества;
Глава 11. Управление знаниями
• быстрое развитие и внедрение информационных технологий;
• повышение общего технологического уровня производства. Организуя работу со знаниями, необходимо провести их дифференциацию.
Знания, устанавливающие цель, отвечают на вопрос «зачем?» и используются для определения возможностей формирования целей и ценностей.
Систематические знания представляют собой ответ на вопрос «что?» и применяются для анализа причин и синтезирования новых методов и альтернатив.
Прагматичные знания отвечают на вопрос «как?», используются в процессах принятия решений и являются фактическими знаниями.
Автоматические знания применяются при выполнении заданий автоматически, без осознанного обоснования. Большая часть таких знаний является подсознательной.
Выделяют три основных типа знаний:
• «Укоренившиеся знания» проявляются только в их влиянии на поведение.
• «Выраженные знания» могут быть сформированы на основании поведения.
• «Точные знания» — это знания, которые сформулированы.
В условиях ускоренных изменений в технике и экономике производства, конкурентной борьбе, информационных технологиях и методах управления необходимо понимание механизмов овладения знаниями, использования интеллектуальных, нематериальных активов. Именно знания и компетентность персонала лежат в основе развития организаций и позволяют находить решения технических, экономических и организационно-управленческих проблем, как текущих, так и перспективных.
Управление знаниями становится важным инструментом повышения эффективности деятельности организаций. Современные информационные и коммуникационные технологии обеспечивают постоянный и надежный обмен идеями и информацией. К тому же управленческие решения принимаются более быстро и обоснованно, укрепляется сотрудничество с помощью самоорганизующихся групп. Знания о потребителях повышают степень результативности отношений с ними, а знания, полученные совместно с потребителем, открывают дорогу для внедрения нововведений, товаров и услуг более высокого качества. Обучающиеся организации становятся действенной формой управления постоянными изменениями. 472
11.1. Значение знаний для развития организаций
Именно названные условия дают новые импульсы развитию научных исследований и технических разработок, маркетинга и формированию долгосрочной стратегии организаций.
Многие организации готовы инвестировать капитал в образование, инфраструктурные и организационные изменения, не требуя моментальной отдачи от подобных инвестиций. Они убеждены, что будущая способность удовлетворить потребности клиента в новых, улучшенных продуктах (и обеспечить выживание фирмы) основана на подобных инициативах. Признавая знания капиталом, они убеждены, что цена, которую надо будет заплатить за нежелание управлять знаниями, может оказаться недопустимо высокой.
Растущая доля стоимости продукции и услуг приходится на знания, которые их создают, и знания, которые в них содержатся. Программное обеспечение, например, представляет собой наиболее яркий пример нового вида продукта, характеризуемого как «застывшие знания», в противоположность традиционным промышленным товарам, называемым «застывшими ресурсами». Знания составляют все большую часть себестоимости и цены многих традиционных товаров. Рост сферы услуг способствует сдвигу стоимости бизнеса в сторону знаний, а не «застывших ресурсов». Все в большей мере успех организаций зависит от всестороннего знания запросов потребителей и уровня предлагаемых им специализированных услуг.
Знания — ценный ресурс, который многие организации во все большей степени создают, продают и приобретают. Предприятиям приходится решать сложные задачи, которые заставляют их развивать передовые знания и максимально эффективно использовать их. Это продиктовано рядом условий:
• быстрое, непредсказуемое изменение рыночного спроса предполагает, что организации должны научиться адаптироваться к внешней среде и заниматься обучением на постоянной основе;
• глобальная конкуренция требует такого уровня эффективности и новаторства, который может быть обеспечен только при наиболее полном использовании знаний;
• современные информационные технологии сделали возможным вовлечение в хозяйственный оборот небольших сегментов рынка и индивидуальных потребителей, создавая жесткую конкурентную среду Для удовлетворения специфических запросов потребителя.
Глава 11. Управление знаниями
Конечно, организации в своей работе всегда опирались на знания того что делать и как делать, но часто считали это само собой разумеющимся. Возрастают экономическое значение знаний и их основополагающая роль для корпорационного выживания. Современные организации заинтересованы в управлении знаниями, осуществлении значительных инвестиций в создание, сохранение и использование знаний, ставших важнейшим ресурсом.
Крупные организации, оперирующие в глобальном масштабе, рассчитывают с помощью знаний решить проблемы, возникающие из-за их размеров и сложности. Работники подобных организаций обладают большими знаниями, чем те, которые организация может эффективно использовать. Географическая разбросанность, организационные и культурные барьеры, огромное число групп, субкультур и разнообразие проектов затрудняют обеспечение получения и распространения знаний. Во многих организациях глубоко укоренившиеся организационные представления и методы работы нередко не дают пробиться новым идеям.
Несмотря на то, что точный денежный эквивалент стоимости знаний в организации не может быть рассчитан, существуют некоторые критерии измерения их экономического значения. Разница между рыночной стоимостью организации и стоимостью ее материальных активов — один из показателей стоимости нематериальных активов, большинство из которых представляют собой организационные знания.
Например, в США только от 6 до 30% стоимости компании приходится на активы, упоминаемые в традиционных балансовых отчетах; остальная стоимость — нематериальные активы. Вследствие этого 50% инвестиций производственных компаний приходится на нематериальные сферы: научные исследования и разработки, обучение и др. Многие крупные компании затрачивают на заработную плату большие средства, чем на другие статьи расходов, и платят определенным сотрудникам гораздо больше, чем остальным. Что же приобретает компания, неся такие высокие расходы? Профессиональный опыт и знания, которые вырабатывают эмпирические правила, формируют суждения и направляют поиск моделей и смысловых решений.
Управление знаниями имеет две основные задачи.
Первая задача — повышение эффективности, использование знании для роста производительности путем увеличения быстродействия или снижения затрат. 474
11.1. Значение знаний для развития организаций
Вторая — выдвижение инноваций, создание новых продуктов и услуг, новых предприятий и бизнес-процессов.
Первая задача получила название «сделай, как надо», или «знания для применения», а вторая — «придумай сам», или «знания для исследования».
Задача «сделай, как надо» должна систематизировать и передавать знания; она подразумевает создание технологической инфраструктуры для передачи определенных знаний. При этом принимаются во внимание такие процессы и проблемы, как разработка методов получения и группирования знаний, предоставление возможностей и поощрение обмена знаниями, работа с другими культурными и организационными факторами, которые могут влиять на обмен и использование знаний. Хранилища знаний, научные базы данных и программы управления активами знаний, такими, как патенты, обычно попадают в категорию «сделай, как надо». Они способствуют росту производительности путем сокращения времени, затрачиваемого на поиск знаний, исключения дублирования действий и поиска новых возможностей использования существующих знаний.
Задача «придумай сам» (поощряющая создание новых знаний) предполагает другой подход. Вероятность внедрения нововведений может быть увеличена, если создать условия для совместной работы людей, поощряя творческий риск. Совместное использование инновационных знаний часто подразумевает обмен сложной информацией между людьми, долгое время работающими вместе. Любой обмен знаниями может привести к инновациям. Делая существующие знания широко доступными в организации, можно прийти как к инновациям, так и к повторениям — отдельные личности, впервые получившие доступ к существующим знаниям, могут создать новые комбинации идей.
Большинство теоретиков и практиков в области знаний считает, что знания, ориентированные на инновации, имеют большую перспективную стоимость, чем знания, ориентированные на эффективность. Тем не менее большинство проектов в области знаний ориентировано в большей степени на эффективность и эксплуатацию, чем на исследовательские работы. Такой парадокс нетрудно объяснить. Управление определенными активами знаний кажется проще и конкретнее, чем создание творческой среды обучения. Ориентация на немедленное действие и практический результат способствует применению существующих знаний, а не созданию новых.
Преуспевающие компании за рубежом предпочитают концентрировать усилия на том, что они делают лучше всех (т.е. на эффективности),
Глава 11. Управление знаниями
чем на поиске нового продукта или новых методов его получения. Многие, однако, считают, что будущее принадлежит наиболее новаторским, а не наиболее эффективным компаниям. Для создания будущего потенциала организации необходимо ориентироваться не только на решение текущих проблем и получение краткосрочной прибыли. Исследователи управления знаниями в США, ссылаясь на материалы опросов, отмечают, что 42% корпоративных знаний «заперты» в головах сотрудников и лишь 24% существуют в виде бумажных документов. Обращается внимание и на то, что суммарные потери 500 ведущих компаний США из-за неэффективного управления знаниями составляют 12 млрд. долл. в год.
Особое значение имеет подход к управлению знаниями, который уравновешивает и интегрирует организационные, человеческие и технологические компоненты знаний. Игнорирование элементов человеческого фактора, производственного процесса и технологий порождает различного рода ошибки и провалы.
Культура — важнейшая проблема в сфере знаний, поскольку человеческий фактор (т.е. поведение, ценности, уровень связей или изолированности внутри организации) определяет уровень управления знаниями. Любая инициатива, пренебрегающая данным фактором, вполне вероятно, окажется неосуществимой.
Человеческие отношения и доверие некоторые исследователи называют «социальным капиталом». Доверие, определяемое как «ожидаемая взаимность», дает уверенность, что усилия, направленные на помощь другим, будут признаны и оплачены. Доверие позволяет снижать операционные затраты и является основой экономического роста. Когда доверие теряется, его трудно восстановить.
Время, проведенное вместе, укрепляет доверие и помогает людям развивать сплоченность, что необходимо для создания социального капитала. Единый язык общения и общее понимание содержания и направления деятельности позволяют людям работать вместе. Какая-то часть этой общности может быть обеспечена руководством и глубинными корпоративными убеждениями, но сплоченность людей зависит от непосредственно разделяемых ими мыслей и опыта. Здоровая среда обмена знаниями принимает все ошибки и учится на них, вместо того чтобы наказывать за них или скрывать их. Культура, в основе которой лежит страх, не поощряет ни творчество, ни сотрудничество.
Говоря о человеческих компонентах знаний, следует обратить внимание на организационное обучение, ставшее частью работы. 476
11.1. Значение знаний для развития организаций
За рубежом компании, будучи децентрализованными, с жестокой внутренней конкуренцией и противостоянием учатся в настоящее время коммуникации и сотрудничеству. Они создают долгосрочные университетские программы. Имеются примеры превращения университетов в виртуальную систему, обеспечивающую доступное для всех обучение в глобальном масштабе.
Велико влияние лидеров на организационную культуру и обучение. Руководители высшего звена должны постоянно проводить в жизнь культурные перемены. Они должны быть проводниками перемен, ответственными за то, чтобы компания стала ведомой знаниями. Лидеры могут иметь мощное влияние на организационную культуру, если они будут доводить до своих сотрудников планы в области развития и распространения знаний. Современные системы управления знаниями, по существу, пересекают организационные границы, усиливая коммуникации и трансформируя местное знание в организационное.
Доступность информации (особенно в больших организациях) главная проблема совершенствования процесса доступа к знаниям. Поэтому их распространение — цель многих проектов. Несмотря на то, что доступность информации подразумевает необходимость стандартного подхода к знанию, слишком близкая похожесть несет угрозу нестандартному знанию. С другой стороны, ценность знания часто заключена в его специфическом содержании и особой точке зрения. Чтобы сохранить эффективность управления знаниями, процессы управления должны быть гибкими и способными уравновешивать эти противоположности.
Что касается технологических компонентов знаний, то технология не может одна разрешить возникающие проблемы или создать среду обмена знаниями. Вместе с тем существует соблазн сконцентрировать внимание на материальной, технической части управления знаниями и игнорировать трудные организационные проблемы. Внедрить технику для групповой работы гораздо легче, чем развивать культуру сотрудничества, а отдельные менеджеры до сих пор полагаются на то, что необходимая технология выполнит большую часть работы.
Поскольку эффективность управления знаниями зависит от успешной интеграции людей, процессов и технологий, недостаточный уровень развития любой из этих областей может ограничить распространение и использование знаний. В результате могут возникнуть проблемы — от некоторого снижения эффективности работы до катастрофы государственного уровня.
Глава 11. Управление знаниями
Существенное расширение доступа к знаниям, ставшее возможным благодаря информационной революции, меняет саму природу отношений между специалистом и непрофессионалом, между организацией и работником, между источником и получателем благ. Знания исключают статичность, поскольку создают основу для непрерывного обмена информацией с участием как ее создателей, так и пользователей. Базовое образование, профессионально-техническая подготовка и квалификация, повышение уровня профессиональных навыков и знаний в соответствии с потребностями рынка труда, а также поддержка развития новаторского мышления имеют большое значение для экономического и технического прогресса в процессе создания информационного общества, основанного на знаниях.
Специально выделим так называемые организационные знания, на которых основаны способности организации к изменениям с целью выживания и развития. Организационные знания развиваются благодаря знаниям каждого сотрудника и включают набор принципов, правил, методов и навыков, обеспечивающих деловую активность организации и ее кадровый потенциал.
Структура организационных знаний включает практические, теоретические, стратегические, коммерческие и производственные знания. Они составляют интеллект организации, основанный на информационных технологиях, технологиях принятия решений и скорости восприятия нововведений. Организация собирает информацию, выстраивает умозаключения и генерирует новые знания с целью повышения качества выпускаемых изделий и удовлетворения запросов потребителя.
В результате использования новых информационных и телекоммуникационных технологий скачкообразно повысился уровень взаимосвязей в рыночной среде. Резко «сжалось» время удовлетворения любых общественных потребностей. Научно-технический прогресс стал реальной движущей силой развития производства, в крупных масштабах нарастают инвестиции в наукоемкие отрасли. Происходит интеграция материального и нематериального производства, поскольку высокие технологии во все большей степени распространяются в сфере услуг, а материальная сфера является крупнейшим потребителем специализированных услуг. Лавинообразно расширяется электронная коммерция — договорные отношения (купля-продажа, поставки, соглашения, факторинг, лизинг, инвестиционные контракты, банковские услуги и др.), осуществляемые только в электронной форме, без посредства бумажных носителей. Новые 478
11.1. Значение знаний для развития организаций
стратегии корпораций (деловое партнерство и кооперация) нередко вытесняют ожесточенную конкуренцию.
Под влиянием этих и других факторов в управлении происходят новые, нередко революционные изменения. В разных масштабах и модификациях рождаются горизонтальные структуры, сетевые организации, «внутренние рынки» корпораций, виртуальные системы. Значительно возрастают требования к профессиональной подготовке и роли руководителей, их поведению, умениям и интеллектуальному потенциалу. В этих условиях овладение знаниями, их распределение и использование становятся главным источником и ключевым фактором развития материального и нематериального производства, обеспечения устойчивого экономического роста. Управление новыми знаниями и новые знания в области управления являются взаимосвязанными факторами, призванными фундаментально изменить организацию человеческой деятельности и резко повысить ее эффективность в XXI в.
На знаниях базируются хозяйственные и управленческие отношения, выявляются предпочтения хозяйствующих субъектов, происходит обмен и поставляется информация на рынки. Отсутствие информации приводит к краху рынков и препятствует их созданию. Вот почему обеспечение приспособляемости управления знаниями к новым условиям является одной из важных задач современного менеджера.
Источниками мобильности становятся способность к перемене профессии, культурной и общественной среды, образование и пожизненное обучение индивида. На первый план выходит использование образовательных технологий, например, с помощью дистанционного обучения.
В последние годы в ряде индустриально развитых стран осуществлялись программы управления знаниями в компаниях разного масштаба и разных отраслей экономики. Результаты осуществления этих программ, реализация функции управления знаниями открывают новые возможности для повышения эффективности производства и удовлетворения динамично меняющегося потребительского спроса. Об этом свидетельствуют данные социологических опросов. Подобный опрос, проводившийся в США в 1998—1999 гг. журналом Management Review и исследовательской организацией АМА Research, показал, что более 1/3 американских компаний осуществляют программы управления знаниями. Обследованием охвачено 1626 управляющих компаниями. Результативность программ по отдельным элементам управления знаниями отражена в табл. 11.1.
Глава 11. Управление знаниями
ТАБЛИЦА ll.i Основные элементы управления знаниями
Сущность мероприятий по управлению знаниями | Доля компании с позитивными результатами, % |
Управление интеллектуальным капиталом (авторскими правами, патентами, лицензиями, использование дохода и др.) | |
Выявление, организация и распространение имеющейся в компании информации и реальных знаний | |
Создание рабочего климата для распространения и передачи знаний | |
Передача в компанию знаний от акционеров для создания инновационной корпоративной стратегии |
О влиянии, которое оказали программы управления знаниями на основные показатели деятельности компаний, свидетельствуют данные табл. 11.2.
ТАБЛИЦА 11.2 Цели и результаты программ управления знаниями
Показатели | Доля компаний с позитивными результатами,% |
Рост удовлетворенности потребителей Повышение удовлетворенности сотрудников Инновации в производстве и сервисе Повышение уровня рентабельности Повышение уровня годового дохода Помощь потребителей в достижении позитивных результатов Сокращение текучести кадров Снижение потребительских цен Ускорение выхода на рынок | 78 60 59 56 45 37 36 30 |
Центральная задача функции управления знаниями — выявлять и дополнительно использовать ресурсы, имеющиеся в организации, путем постоянного поиска передового опыта. Организации обычно используют такие виды знаний, как профессиональные знания и практический опыт работников, творческие решения и др.
Чтобы стать компанией, основанной на знаниях, организация должна создать «спираль знаний», где неизвестные (неявные) знания должны 480
11.1. Значение знаний для развития организаций
быть выявлены и распространены, чтобы стать частью индивидуализированной базы знаний каждого работника. Спираль возобновляется всякий оаз для подъема на новый уровень, расширяя базу знаний, применимых к разным областям организации. Важную роль в этом играют современные информационные технологии. В отличие от информационного управления управление знаниями направлено на придание дополнительной ценности информации с помощью ее фильтрации, синтеза, обобщения и представления в необходимом виде. Этому должны содействовать открытость управления и доверие.
Способность организации воспринимать знания, распространять их и действовать согласованно на основе этих знаний определяет ее способность обучаться. Потенциальное использование организационного обучения или системы распространения знаний часто ограничены как техническими факторами, так и культурными условиями. В последние десятилетия широкое распространение в мире получила практика непрерывного образования как комплекс мер, дающий возможность человеку учиться на протяжении жизни по принципу «ценно любое образование, в любом месте, в любое время и любого содержания».
Целесообразным является распределение образовательных ресурсов индивида в течение всей жизни, а не их концентрация в строго определенный период. Это предполагает формирование системы непрерывного образования с учетом самообучения при консультационно-методической поддержке (организация сети открытых университетов, дистанционного обучения и др.).
Обобщение опыта управления знаниями, его всесторонний анализ, выявление возможностей использования новых организационных моделей и методов с учетом конкретных ситуаций и особенностей хозяйствующих субъектов становятся одними из ключевых задач организации и управления.
Вопросы для проверки
1. Какова роль знаний для развития организаций в эпоху информационной революции?
2. Какие вопросы находятся в сфере изучения управления знаниями?
3. Что явилось историческими причинами и теоретическими предпосылками возникновения программы управления знаниями?
4. Перечислите три основных типа знаний.
ДО 1
16 Менеджмент
Глава 11. Управление знаниями
5. Какие условия диктуют необходимость развивать и эффективно использовать знания?
6. Какие задачи решает управление знаниями?
7. Что понимается под организационным обучением?
8. Каковы основные элементы управления знаниями?
11.2. ФУНКЦИИ И ЭТАПЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ
Знания — источник производительности, инноваций и конкурентных преимуществ. Накопление знаний и информации ведет к образованию интеллектуального капитала, который становится главным источником создания устойчивых конкурентных преимуществ организаций и предприятий, усиления их потенциальной ценности и удовлетворения динамично развивающегося потребительского спроса. В отличие от информации знания не принадлежат целиком организации (так как находятся не только в формализованном виде, но и в значительной мере в головах сотрудников). Поскольку корни знаний заложены в опыте и интеллектуальных возможностях человека в его социальном контексте, успешное управление ими возможно только при внимательном отношении к человеку, к культуре страны и организационной культуре.
По сути знания представляют собой концентрированную и общественно (а иногда и личностно либо коллективно) апробированную информацию, формирующую своеобразную микромодель окружающего мира. Вот почему управление предприятием, компанией на основе манипулирования знаниями изначально связано с существенной сложностью. Каждая модель строится исходя из определенных предпосылок, собственного взгляда и опыта исследователя, соорудить из разнородных компонент целостную модель предприятия и окружающей его среды — задача столь же трудная, сколь и необходимая.
В настоящее время у многих российских руководителей начал происходить качественный скачок в мышлении. Проявляется понимание того, что внедрение автоматизированных систем, программ, сетевого и телекоммуникационного оборудования должно сопровождаться перестройкой всей внутренней функциональной структуры организации.
11.2. Функции и этапы управления знаниями
Управление знаниями — это создание таких условий, при которых нужные люди получают нужные им знания и информацию в нужное время для достижения своих стратегических и тактических задач. Управление знаниями — это организация управленческих решений на основе информационных технологий.
Для эффективного управления знаниями важны как технологическая инфраструктура (хранилища информации, средства коммуникации и совместной работы, дискуссии и форумы, информационные продукты), так и организационные инструменты (обучающие мероприятия, система мотивации и оценки труда работников, встречи и собрания, тесты, стажировки и практики, деловые игры и конкурсы). Чтобы знания действительно работали на конкретную организацию, целесообразно сохранить те знания, информацию и опыт, которые уже известны; передать свой опыт и знания тем, кому они необходимы; работать совместно и создавать новые знания; хорошо ориентироваться в источниках знаний и информации.
По мере развития российского бизнеса менялись как задачи, так и набор инструментов управления знаниями. Например, в середине 90-х годов, когда ученые-аналитики начали работать со знаниями и информацией в России, речь шла о преодолении информационной перегруженности. Через несколько лет, когда были накоплены определенный опыт и знания, задачи менеджеров по управлению знаниями изменились. Наряду с выполнением функций, связанных с преодолением информационной перегруженности, перед ними встали задачи сохранения уже полученного опыта и более глубокого использования внешних и внутренних ресурсов:
• разработка так называемых профилей знаний — специальных информационных продуктов, содержащих только необходимые для целевой группы пользователей информацию и знания;
• структуризация имеющихся знаний и накопленного опыта;
• информационная поддержка бизнеса — работа с запросами внутренних клиентов.
В этот период все большее число компаний становятся обучающимися организациями, развивающими свои интеллектуальные активы и нанимающими высших должностных лиц по управлению знаниями.
Неравномерное распределение технологических знаний среди работников и организаций считается дефицитом знаний. Трудности же, обусловленные неполнотой социально-экономических знаний, представляют собой информационные проблемы.
Глава 11. Управление знаниями
Дефицит знаний и информационные проблемы неразрывно связаны. Чтобы высвободить заключенный в знаниях потенциал, организации должны решать и те, и другие задачи одновременно.
Научно-образовательная деятельность состоит из следующих трех функций:
• создание и получение знания как такового и проверка его ценности;
• накопление, усвоение и сохранение знания;
• передача знаний другим.
Осуществление каждой из этих функций базируется на определенной технологии и экономике и выполняется определенными общественными институтами. Если меняется технология и экономика, меняются и эти институты.
Функция первая: создание и получение знания как такового и проверка его ценности.
С точки зрения организации, эта функция означает использование уже имеющихся в мире знаний и их приспособление для нужд предприятия (например, при помощи режима открытой торговли, привлечения иностранных инвестиций и заключения лицензионных соглашений), а также получение новых знаний путем ведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Что касается самого образовательного аспекта — первоначала получения знаний, то здесь можно выделить следующие тенденции, наблюдаемые в настоящее время:
1. В большинстве областей науки наблюдается экспоненциальный
рост исследований. По утверждениям американских аналитиков он со
ставляет от 4% до 8% в год с периодом удвоения от 10 до 15 лет.
Реакцией образования на бурно возросший объем информации стало улучшение ее обработки такими методами:
• более качественное обучение;
• возросший объем персонала;
• внутренняя реорганизация;
• вложения в информационные технологии.
2. Главной стратегией учебных заведений становится более узкая
специализация. Неумолимо наступающая специализация ученых означа
ет, что даже крупным университетам становится не под силу покрывать
все области науки, если, конечно, не увеличивать персонал по мере нако
пления нового знания. Но невозможно же как по экономическим, так и
484
11.2. Функции и этапы управления знаниями
организационным причинам удваивать персонал каждые пять — десять лет. В результате университеты все еще держат марку в главных академических дисциплинах, но сильны только в весьма ограниченном количестве необходимых специальностей.
Специалисты определенного профиля находят в своем учебном заведении все меньше коллег и вынуждены больше общаться с коллегами сходных специальностей вне родных стен. Профессиональная, а не географическая близость становится решающим фактором объединения ученых.
По мере того как это происходит, уменьшается преимущество, даваемое личным общением ученых-коллег в учебных заведениях.
Функция вторая: накопление, усвоение и сохранение знания.
Означает обеспечение всеобщего начального образования, создание возможностей для обучения на протяжении жизни и развитие системы высшего образования.
Существует мнение, что университет силен в той степени, в которой сильна его библиотека. Но и здесь экономика и технологии все меняют.
По мере экспоненциального роста знаний экспоненциально растет стоимость сбора и поиска информации.
В то время как для университетских библиотек печатные издания становятся не по карману, их электронные конкуренты по объему хранимой информации, широте охвата и удобству поиска выдвигаются на первое место. Учебные заведения постепенно переносят вложения средств вместо пополнения библиотек на обеспечение электронного доступа к информации.
Таким образом, подрывается традиционная роль университетов как накопителей специализированных знаний, и основную роль здесь скоро будет играть качество доступа к информации.
Функция третья: передача знаний другим.
Здесь подразумевается использование новых информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующее нормативно-правовое регулирование и обеспечение доступа к информационным ресурсам.
В условиях революционных изменений в производственных и информационных технологиях формируется новая функция управления, в задачу которой входит аккумулирование интеллектуального капитала, выявление и распространение имеющейся информации и опыта, создание предпосылок для распространения и передачи знаний.
Глава 11. Управление знаниями
Существуют следующие этапы получения, усвоения и передачи знаний:
• Определить.
• Собрать.
• Выбрать.
• Хранить.
• Распределить.
• Применить.
• Создать.
• Продать.
На этапе «Определить» необходимо установить, какие основные знания имеют решающее значение для успеха. Например, каждой организации необходимы точные знания о запросах и ожиданиях потребителя, продукции и услугах, финансах, технологиях, руководстве, работниках и др. Затем определяются соответствующие стратегические возможности и домены знаний. Домены знаний — это специализированные предметные области знаний, в которых признанные специалисты могут продемонстрировать наилучшие результаты. После этого определяется имеющийся уровень компетенции работников в каждой области знаний. Когда определена разница между существующим и необходимым уровнем компетенции, специалисты в соответствующих областях знаний совместно со специалистами по обучению и информационным технологиям могут приступить к созданию обучающих программ и систем обеспечения.
Этап «Определить» нацелен на стратегические проблемы, например, какие из основных знаний важны для успеха. Основные знания — это совокупность экспертных знаний, инструментов и методов, необходимых для выработки соответствующих стратегических возможностей для производственной или сервисной специализации. Такие знания должны отражать, поддерживать и ориентироваться на задачи компании и ее ценности. После того как основные знания определены, можно принимать решение об источниках их получения. Базовые знания, выбранные для внутреннего развития, разделяются дальше на домены знаний. После того как определены соответствующие домены знаний, необходимые для обеспечения основных знаний, возникает вопрос о возможностях. Домены знаний обеспечивают такой рабочий уровень, на котором предприятия формируются не только вокруг структурных форм, называемых центрами экспертных знаний, но и вокруг электронной корпоративной памяти, называемой репозитарий знаний. 486
11.2. Функции и этапы управления знаниями
Кроме стратегического аспекта, данный этап также затрагивает оперативные вопросы, например обладает ли работник достаточными знаниями и опытом для достижения высокого результата. Должна быть произведена экспертная оценка профессиональных навыков (знаний, опыта). Существует два типа оценки: оперативная — рассматривающая текущие навыки и рабочие качества, необходимые для поддержки существующих основных знаний, и стратегическая — определяющая, что из практического опыта может быть передано для обеспечения будущих базовых знаний. Следующий шаг — начало создания репозитария знаний для доменов, необходимых каждой организации.
Переходя к этапу «Собрать», необходимо приобретать существующие знания, опыт, методы и квалификацию, необходимые для создания доменов выбранных базовых знаний. Чтобы стать пригодными к использованию, знания, опыт, компетенция должны быть упорядочены и уточнены. Кроме того, практики должны знать, где и как получить необходимые знания и опыт в виде баз данных и экспертных систем. Для овладения профессиональными знаниями необходимо установить эффективные источники знаний. Например, программы внесения работниками предложений, эксперты доменов и базы данных лучшего практического опыта могут представлять собой ценные источники знаний.
На этапе «Выбрать» рассматривается постоянный поток собранных, упорядоченных знаний и оценивается их полезность. Эксперты доменов должны оценивать и отбирать знания, которые необходимо добавить в память организации. Без механизма фильтрации ценные крупицы знаний потеряются в море данных и информации. Тем не менее важно, чтобы были представлены многообразные точки зрения специалистов доменов, когда это необходимо. Изначально должна быть определена единая структура как основа организации и классификации знаний, предназначенных для хранения в корпоративной памяти.
Этап «Хранить» выделяется, чтобы отобранные знания классифицировались и вносились в корпоративную память. Такая корпоративная память существует в трех формах: в человеческой памяти, на бумаге и в электронном виде. Чтобы использовать знания, хранящиеся в человеческой памяти, они должны быть четкими и упорядоченными. Это значит, что знания должны быть организованы и представлены в различных структурах внутри репозитария знаний, так же как данные и информация организуются и представляются в различных типах баз данных. Большая
Глава 11. Управление знаниями
часть таких знаний может быть представлена в электронной форме в виде экспертных систем.
На этапе «Распределить» знания извлекаются из корпоративной памяти и становятся доступными для использования. Работники вносят в корпоративную память свои запросы и данные о личных интересах Важно, чтобы такая потенциально полезная часть общения, обсуждений, дискуссий и сотрудничества была доступна на этапе получения информации в процессе управления знаниями. Например, разные точки зрения и их логические обоснования должны быть зафиксированы как часть любого процесса принятия решений, так же как метод, примененный для принятия окончательного решения.
В пределах этапа «Применить» находятся и применяются необходимые знания при осуществлении заданий, решении проблем, принятии решений, поиске идей и обучении. Для того чтобы легко найти, получить доступ и применить нужную часть знаний в нужное время и в правильной форме, необходим язык запросов. Интегрированные системы «обеспечения деятельности» применяются во многих ведущих компаниях для существенного повышения производительности и возможностей работающих.
Для облегчения доступа следует создать понятные системы классификации и навигации для быстрого просмотра и получения знаний. Для получения точных знаний необходимо, чтобы система понимала задачу пользователя и условия. Для своевременного получения знаний необходима система, которая отслеживает действия пользователя и определяет, когда необходима рабочая поддержка или использование учебного модуля. Пользователи также могут заказать формат, в котором будут представлены знания. Наконец, пользователи могут запросить справочный, консультационный, тестовый и аттестационный модули.
На этапе «Создать» выявляются новые знания с помощью многих средств, таких как наблюдение за клиентами, обратная связь с потребителем и ее анализ, причинный анализ, эталонное тестирование, лучшие практические примеры, опыт, полученный при модернизации бизнес-процессов и проектов по рационализации технологического процесса, исследования, экспериментирование, креативное мышление, автоматизированное получение знаний и разработка данных. Этот этап определяет также, как получить невербальные, неявно выраженные знания от экспертов доменов и превратить их в документальные, официальные знания. При этом новые источники знаний должны быть формализованы, зафиксированы в процессе управления знаниями и доступны для пользователей. 488
11.2. Функции и этапы управления знаниями
Последний этап — это этап «Продать». В его рамках на основе интеллектуального капитала создаются новые продукты, которые могут быть реализованы вне предприятия. Прежде чем этот этап становится возможным, другие этапы должны достичь определенной фазы зрелости.
Возрастание уровня компетенции — главное мерило объема знаний и степени овладения ими.
Компетенция — это основанная на имеющихся знаниях степень понимания того, что необходимо для выполнения работы. Именно на это нацеливается многообразная деятельность, связанная с выполнением функции управления знаниями на каждом из этапов.
Осуществление функции управления знаниями не может подчиняться стандартным рецептам и правилам. Несмотря на небольшой опыт использования механизмов управления знаниями, практика уже выработала некоторые базовые принципы, которые лежат в основе всего диапазона данного вида деятельности:
Интегрирующий подход. Усилия по работе со знаниями одновременно относятся к человеку, процессам и технологиям. Последние рассматриваются как единая система, а не только как отдельные элементы. Только корпоративные лидеры высшего уровня могут принимать решения об инвестировании в сферы, от которых зависит компетентное управление знаниями. Знание по своей природе обладает интеграционной способностью. Оно помогает человеку понять смысл сложной и иногда противоречивой информации. Управление знаниями стремится к объединению, коммуникации и сотрудничеству.
Структурная гибкость и простота. Крупные фирмы, пытающиеся создать и распространить знания, должны позаботиться о его структуре. Им необходимо иметь концептуальную систему, чтобы направлять свою деятельность и измерять процесс, разделять общие взгляды и использовать знания для того, чтобы дать возможность различным группам иметь общую основу для обмена знаниями и сотрудничества. Эти структуры в то же время должны быть достаточно гибкими, чтобы приспосабливаться к индивидуальным особенностям людей. Сложные процедуры и технологии, увеличивающие нагрузку на сотрудников, могут затруднить управление знаниями. Важно стремиться к понятной интерпретации креативных и коммуникативных знаний.
Центр внимания. Задачей управления знаниями является создание материальных и нематериальных благ. Недостаточно только наращивать
Глава 11. Управление знаниями
объем знаний, они должны стать эффективным инструментом деятельности. Знание не является ценным, пока оно не используется. Более того, оно должно быть использовано там, где оно будет обладать наивысшим экономическим потенциалом.
Важно использовать управление знаниями в тех процессах бизнеса, которые принесут существенную отдачу от инвестиций благодаря введенным усовершенствованиям. Многие значимые процессы создают вполне очевидную ценность для потребителя или усиливают связь знаний продавца и покупателя. В каких-то случаях отдачей от инвестиций в знания является быстрый рост производительности или эффективности. В других случаях, когда инвестиции в обучение и инновации не окупаются в короткий срок, они могут создать основу для будущего успеха иэкономического оздоровления фирмы.
Выше перечисленные положения для наглядности можно представить в виде следующих схем:
Функция управления знаниями |
Усвоение знаний |
Этапы получения, усвоения и передачи знаний |
Выбрать
Хранить
Продать
Создать
Применить "*— Распределить
Рис.29. Функции и этапы управления знаниями
Базовые принципы управления знаниями |
Центр внимания
Интегрирующийподход
Структурная гибкость ипростота
Рис. 30. Базовые принципы управления знаниями
11.3. Применение концепции управления знаниями
Управление знаниями с точки зрения стратегической перспективы развития бизнеса состоит в отчуждении всего того, что вы знаете до того, как это сделают другие, и получение выгоды, преимущества посредством создания благоприятных возможностей, о которых еще и не думали другие. Управление знаниями сосредоточено на постоянно меняющейся среде (окружении), в которой работают, адаптируются и выживают общества, организации, люди.
Управление знаниями может рассматриваться как мощное конкурентное преимущество только в фирме, ориентированной на постоянные изменения бизнес-процессов. Ни одна информационная технология или сами данные не могут ни обеспечить конкурентного преимущества на долгосрочный период, ни выполнить принятые решения (если решения вообще принимаются на основе понимания и способности проникновения в суть информации и данных). Конкурентные преимущества могут быть достигнуты только «переводом» информации в ценные, смысловые руководства к действию.
Вопросы для проверки
1. Что понимается под управлением знаниями?
2. Какие условия обеспечивают «работу» знаний на конкретную организацию?
3. Каковы функции научно-образовательной деятельности?
4. Перечислите этапы получения, усвоения и передачи знаний.
5. Что такое домены знаний?
6. Что понимается под основными знаниями?
7. Что такое репозитарий знаний?
8. Что понимается под компетенцией?
9. Какие базовые принципы лежат в основе каждого вида деятельности?
11.3. ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ
Управление знаниями — стратегия, трансформирующая все виды интеллектуальных активов в более высокую производительность и эффективность, в новую стоимость и повышенную конкурентоспособность; это
Глава 11. Управление знаниями
комбинация отдельных аспектов управления персоналом, инновационного и коммуникационного менеджмента, а также использования новых информационных технологий в управлении организациями. Управление знаниями — сплав различных дисциплин, разнообразных подходов и концепций. Оно применялось и прежде, но не называлось таким образом. Близкими концепциями являются реинжиниринг, обучаемые организации, человеческий капитал, информационные технологии. Сегодня открылись новые возможности в связи с развитием информационных технологий, созданием баз данных, появлением Интернета. В то же время управление знаниями не тождественно применению новых информационных технологий в управлении. Важнейшей частью управления знаниями выступают технологии распространения, адаптации, конвертации и использования неявных знаний, которые тесно переплетены с эмоциями, принципами, приверженностью и др. Наметился сдвиг от внутренней направленности управления знаниями, связанного с традиционной концепцией инновационного менеджмента, к внешней направленности, которая включает в себя маркетинг, взаимодействие с клиентами, бенчмаркинг, обмен информацией с внешними контрагентами и пр.
Организационное знание может быть определено как распределенный набор принципов, фактов, навыков, правил, которые информационно обеспечивают процессы принятия решений, поведение и действия в организации. Организационное знание развивается на основе знаний каждого в этой организации. Превосходное знание при соответствующем управлении должно приводить к превосходной деятельности и результату. Поэтому знание может рассматриваться как отдельный наиболее важный источник отличительных способностей организации.
Знание может быть явным или неявным. Явное знание — это знание, содержание которого выражено четко, детали которого могут быть записаны и сохранены. Неявное или мысленное знание чаще всего не выражается и является основанным на индивидуальном опыте, что делает его трудным для записи и хранения. Обе формы знания возникают изначально как индивидуальное знание, но для того, чтобы быть использованными для существенного улучшения деятельности организации, они должны быть преобразованы в организационное знание. Для неявного знания сделать это особенно трудно. Роль системы управления знаниями в организации — обеспечить превращение индивидуального обучения в организационное. 492
11.3. Применение концепции управления знаниями
Любое знание основано на определенной информации и ее наличии. Вместе с тем необходимо обладать способностью к рассуждению и логическому выводу, чтобы уметь извлекать знания из имеющейся информации. Чтобы выстроить новое знание, организация должна предпринять определенные действия, направленные на стимулирование приобретения информации и преобразования ее в знание. Главная цель управления знаниями — это создание новых и более мощных конкурентных преимуществ.
Управление знаниями — это не автономная, не самостоятельная активность, а неотъемлемая часть менеджмента любой организации. Такое управление — это модель, которая объединяет действия, связанные с формированием знаний, их кодификацией, распространением и использованием, а также с развитием инноваций и обучением. Управление знаниями можно определить, как искусство создавать стоимость из нематериальных активов организации, как целенаправленный процесс конвертации знаний в стоимость.
Управление знаниями — это не абсолютно новая парадигма, а лишь вновь осмысленные известные технологии управления, применяемые по-новому в современных условиях. Интерес к управлению знаниями в последние годы вызван прежде всего тем, что данная парадигма позволяет заново посмотреть на некоторые из направлений развития менеджмента. Управление знаниями становится ведущим направлением стратегического менеджмента, который обращает внимание на ресурсы, ставшие сегодня главными и в то же время менее эффективно используемыми.