МЕТОД ПОБУЖДЕНИЯ
Этот метод заключается в том, что человек нацеливается к деятельности, желательной трудовому коллективу. Формами побуждения являются различные приемы межличностного взаимодействия менеджера и отдельного работника. Такой формой может быть и приказ. В этом случае приказ выступает как средство управления и организации деятельности подчиненных, как средство осуществления взаимодействия между рабочими группами.
Воспитательная деятельность менеджера организуется на основе вполне определенных педагогических принципов. Естественно, принципы не могут декларироваться произвольно, они имеют закономерные связи и отношения воспитательного процесса, что отражается в цельной системе:
• воспитание работников в процессе деятельности;
• воспитание в коллективе и через коллектив;
• индивидуальный подход к членам коллектива;
• сочетание высокой требовательности и заботы о людях;
• опора на положительные примеры в процессе воспитания.
Целесообразно в процессе практической деятельности более подроб
но раскрыть и проиллюстрировать перечисленные принципы воспитания.
Как известно, качества работников формируются и развиваются в про
цессе практической деятельности. Причем труд воспитывает не сам по
себе, а лишь сочетаемый с общечеловеческой моралью.
9.2. Воспитательная функция менеджера
Целесообразно соблюдать ряд конкретных условий: , работники должны понимать целесообразность выполняемых ими действий и операций;
• труд должен быть хорошо организован, т.е. обеспечены определенный порядок, дисциплина, сроки выполнения работ, персональная ответственность за порученное дело;
• работники должны быть вовлечены в цивилизованную конкуренцию, что стимулирует их трудовое рвение.
Коллектив не только объект, но и субъект воспитания, он оказывает большое воспитательное влияние на работников. При этом коллектив нужно четко организовать, сплотить, привить у его членов принципиальность в отношениях друг с другом, не допускающую ложного товарищества и элементов круговой поруки. Индивидуальный подход в процессе воспитания состоит в том, чтобы на основе знания индивидуальных особенностей личности работника и специфики их проявления в той или иной конкретной обстановке применять такие средства воздействия на него, которые дают наибольший воспитательный эффект.
Процесс формирования у работников высоких профессиональных качеств может успешно проходить при условии высокой требовательности воспитателей к своим подчиненным. Требовательность к человеку и уважение его — это две стороны единого процесса. Уважение человека связано с верой в его возможности, его силы и способности.
Требовательность, предъявляемая менеджером к работникам, дает положительные результаты при соблюдении следующих условий:
• требовательность должна исходить из общечеловеческих интересов общества, из интересов выполнения производственных задач;
• требовательность несовместима с грубостью, оскорблением и унижением личного достоинства человека;
• требовательность должна распространяться на всех работников без исключения и на все стороны их жизни;
• требовательность должна доводиться до возможного предела и осуществляться не от случая к случаю, а постоянно, систематически и неуклонно;
• требовательность менеджера к другим обязательно должна сочетаться с его требовательностью к самому себе.
Требовательность ведет к достижению целей воспитания лишь в сочетании с заботой о людях. В процессе воспитания, особенно в преодоле-
Глава 9. Содержание деятельности менеджера
нии отрицательных черт характера, большое значение имеет опора на положительные качества работников. Опыт показывает, что даже у самого испорченного человека наряду с отрицательными чертами и искаженными взглядами на жизнь имеются положительные черты характера, привлекательные взгляды, чувства и устремления.
Оптимистический подход к человеку вызывает у него доверие и уважение к менеджеру. Опора на положительные примеры вызывает у подчиненного веру в возможность избавиться от своих недостатков, создает перспективу. Желательно, чтобы менеджер всячески рекламировал положительные примеры и на этой основе формировал у работников высокие профессиональные качества. Уверенность в себе крайне важна для менеджера. Доказано, что человек, который уверен в себе, действует решительно и целенаправленно. Неуверенность в себе снижает продуманность человеческой деятельности. Для практического использования в процессе подготовки или повышения квалификации менеджеров можно предложить упражнение для выработки уверенности.
Предлагаемое упражнение имеет целью настроить менеджера на решительное, уверенное поведение. Необходимое время: 1.5 часа.
Место: учебная аудитория или просторная комната.
Процедура тренировки: перед группой вызываются три человека: один из них получает задание высказаться агрессивно, второй — неуверенно и третий — уверенно. Для выполнения этого упражнения создаются предлагаемые обстоятельства, скажем человек «забыл» вернуть долг.
Примеры высказываний:
а) агрессивно: «Черт возьми! Я знал, что тебе нельзя доверять, когда ты
обещал, что вернешь деньги! Я хочу получить их!»
б) неуверенно: «Я знаю, что надоедаю тебе, но подумай, не можешь ли
ты вернуть мне деньги в ближайшее время?»
в) уверенно: «Я считал, что мы договорились, когда ты обещал вернуть
мне деньги сегодня. Я буду признателен, если ты вернешь мне их не
позднее среды!»
Можно предложить примерные ситуации для высказываний:
1. Друг продолжает занимать вас разговорами, а вы хотите уйти. Вы говорите...
2. В ресторане вам подается пережаренный бифштекс. Вы подзываете официанта и говорите ему...
3. Счет за ремонт вашей машины на значительную сумму превысил согласованный ранее договор. Вы обращаетесь к приемщику...
9.2. Воспитательная функция менеджера
4.Ваш коллега организовал встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас. Вы заявляете ему...
5. Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним...
6. ДРУГ приводит вас в смущение, рассказывая в компании истории из вашего поведения. Вы говорите ему...
Тренировку по созданию предлагаемых обстоятельств и рассмотрение трех вариантов высказываний можно провести по цепочке. В конце занятий проводится дискуссия по вопросам:
• Как способствует уверенность в себе служебному взаимодействию в группе?
• Какой вариант вам легче проиграть (агрессивный, неуверенный, уверенный)?
• Как определить намерение человека по его высказыванию?
• Какими жестами человек сопровождает свои высказывания?
Для эффективного влияния на подчиненных менеджеру необходимо воспитывать в себе следующие черты характера, от которых зависит его правильное поведение:
1. Чувство такта.
Человек воздерживается от вмешательства в чужие дела, он не демонстрирует своей неприязни к людям, не проявляет чрезмерной симпатии, которая может поставить в неловкое положение окружающих. Чтобы развить в себе чувство такта, нужно чаще ставить себя на место другого.
2. Скромность.
Скромный человек знает, что его заслуги не так важны, как успех коллектива. Он не выпячивает своего «Я», своих действительных или мнимых способностей, своего превосходства над другими, он никогда не навязывает своих взглядов и воли, он ищет пути для убеждения и только таким образом достигает своей цели.
3. Достоинство.
Человек с чувством достоинства ценит доверие. Он прекрасно осознает, что использование доверия коллектива или отдельного лица в своих личных целях — подлость.
Вопросы для проверки
1. Каковы меры педагогического воздействия менеджера на подчиненных?
Менеджмент
Глава 9. Содержание деятельности менеджера
2. Сущность и значение метода поощрения.
3. Сущность и значение метода порицания.
4. Сущность и значение метода убеждения.
5. Сущность и значение метода побуждения.
6. Каковы основные принципы воспитания?
7. Роль и значение требовательности менеджера к себе и своим подчиненным.
9.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА МЕНЕДЖЕРА
В понятие организации труда менеджера включают: учет и анализ затрат рабочего и нерабочего времени, планирование работ и затрат времени на их выполнение, разработку и принятие управленческих решений, подготовку и проведение служебных совещаний, организацию рабочих мест, совершенствование условий труда, повышение квалификации.
Результатом плохой организации труда менеджера, как правило, является постоянное увеличение его рабочего дня до 10, 12 и даже до 14 часов, а также перегрузка его подчиненных. Рациональная организация труда — это не личное дело каждого менеджера.
Совершенствование организации труда менеджеров подразумевает четкое соблюдение принципов научной организации труда управленческого персонала. К таким принципам относятся специализация, пропорциональность, прямоточность, непрерывность, ритмичность, системный и комплексный подход.
Принцип специализации предполагает углубленное разделение труда в аппарате управления в целях концентрации отдельных однородных работ в определенном функциональном подразделении.
Принцип пропорциональности предусматривает соблюдение определенных соотношений (в численности управленческого персонала, квалификации работников) между различными частями (звеньями) аппарата управления с тем, чтобы все функции и процедуры выполнялись своевременно и квалифицированно, а также сопрягались между собой гармонично без узких мест и штурмовщины.
Принцип прямоточности требует при организации трудовых процессов разработки кратчайшего пути движения информации и документации от места возникновения до места использования.
9.3. Организация труда менеджера
Принцип непрерывности предусматривает сведение до минимума различных технологических перерывов в процессах управления. Реализация этого принципа означает прежде всего сокращение потерь рабочего времени сотрудников (прежде всего самих менеджеров). Важную роль в обеспечении принципа непрерывности играет рационализация управленческих процедур, поскольку типичными причинами технологических перерывов (например, задержка принятия управленческого решения) являются недостаток или искажение управленческой информации.
Принцип ритмичности применительно к аппарату управления означает требование равномерной работы всех его звеньев, подчинение всего трудового процесса определенному планомерному режиму, который устанавливается плановыми и технологическими документами.
Непрерывность и ритмичность — важнейшие характеристики эффективности управленческого труда в каждом конкретном аппарате управления.
Принцип системного и комплексного подхода к исследованию трудовой деятельности работников управленческого труда и в первую очередь менеджеров требует привлечения к исследованию проблем организации широкого круга специалистов различного профиля — экономистов, психологов, социологов, юристов, физиологов и др. К сожалению, в настоящее время на промышленных предприятиях этим важнейшим принципам не уделяется должного внимания.
В связи с этим в организации труда менеджеров имеют место многие недостатки. Неупорядоченность рабочего дня, постоянная занятость менеджера решением мелких, частных проблем, штурмовщина создают во многих подразделениях предприятий обстановку нервозности и неопределенности. Никто из подчиненных не знает, когда он сможет попасть на прием к менеджеру, когда его вызовут для отчета о проделанной работе, и т.п. При этом возникает цепная реакция беспорядочного использования рабочего времени. Для того чтобы менеджер мог эффективно планировать свое время, надо знать, куда и на какие работы уходит рабочее и внерабочее время. В связи с этим менеджеру целесообразно периодически проводить специальные наблюдения, изучать собственные затраты времени в течение дня, недели, месяца.
Успех деятельности менеджера предприятия зависит не только от материально-технических условий, но и от того, как он распоряжается самым ценным своим достоянием — временем.
Можно рассмотреть основные правила, выполнение которых поможет менеджеру добиться экономии времени.
Глава 9. Содержание деятельности менеджера
1. Формируйте рабочие блоки, в которые вы будете включать вы
полнение крупных или сложных по характеру заданий.
Работа с перерывами требует больших затрат времени, чем непрерывная сосредоточенная работа по выполнению одного и того же задания. Перерывы в работе требуют дополнительных затрат времени и усилий для очередного «разбега» и «погружения» в работу. Если объединять выполнение нескольких небольших по объему, но схожих по характеру работ (например, телефонные разговоры, ответ на письма своих корреспондентов, обсуждение рабочих вопросов с сотрудниками) в рабочие блоки, то экономия времени будет налицо.
2. Намеренно уединяйтесь и устанавливайте неприемные часы.
Для выполнения чрезвычайно важных заданий необходимо иметь
возможность работать спокойно, без каких-либо помех извне. Недопустимо, чтобы двери вашего кабинета были открыты всегда и для каждого. Кроме того, все равно невозможно устроить так, чтобы вас всегда могли застать по телефону, так как время от времени приходится выезжать к клиентам, на переговоры и т.д.
Исходя из вышеизложенного менеджеру целесообразно при составлении распорядка своего рабочего дня предусмотреть порядка двух часов в первой половине рабочего дня на выполнение наиболее сложных (творческих) работ. Для этого в эти часы следует переключать телефон на секретаря, коллег или воспользоваться автоответчиком. Только в этом случае в вашем рабочем расписании появится промежуток времени, когда вы сможете, максимально сосредоточившись, добиться наивысшей производительности труда и результативности своей деятельности.
3. При проведении переговоров устанавливайте регламент, а
также определяйте необходимые затраты времени для выполнения
определенных заданий.
Ту или иную работу выполняют обычно столько, сколько времени имеется в распоряжении. Едва ли не каждый деловой человек жалуется на слишком затяжные и неэффективные переговоры. Обсуждать следует все что угодно, но не более часа. Этого времени вполне должно хватить для того, чтобы выслушать все точки зрения и принять основные решения.
4. Придерживайтесь принципа установления приоритетов при
выполнении всех видов работ.
Широко распространенным явлением и проблемой является стремление сделать сразу слишком много дел. Чтобы как-то растянуть свой рабо-388
9.3. Организация труда менеджера
чий день, некоторые прихватывают в случае крайней необходимости еще и часть ночи.
Единственная возможность справиться с потоком дел, заданий, деловых встреч, договоренностей — это четко и однозначно устанавливать приоритеты по системе дел, ориентируясь на достижение собственных целей и выполнение действительно важных задач.
5. По возможности выполняйте только действительно важные
дела (принцип Парето).
Вильфредо Парето в XIX в. обнаружил, что лишь небольшая часть какого-либо количества дел представляет собой действительную ценность. К примеру, 80% оборота достигается усилиями лишь 20% клиентов или лишь в 20% текста статьи или циркулярного письма содержится 80% всей информации. Если при чтении, на совещаниях, при занесении данных в компьютер и т.п. ограничиться тем, что является действительно важным, то, израсходовав лишь 20% своего рабочего времени, получим 80% результата. Главная трудность заключается в том, чтобы точно определить те самые 20%, определяющие успех дела. В данном случае малое решающим образом определяет многое.
6. В полной мере используйте делегирование как оплачиваемую ус
лугу.
Ни один деловой человек, дорожащий своим временем, не должен делать все сам. Те задания, выполнение которых могли бы взять на себя ваши подчиненные, непременно должны выполнить именно они. Тому, у кого совсем нет подчиненных или сотрудники не обладают достаточной квалификацией, следует набрать подчиненных с соответствующей подготовкой или позаботиться об обучении уже имеющегося персонала. Поскольку делегирование полномочий влечет за собой значительную экономию времени, выгоднее и дешевле всего длительное время пользоваться платными услугами вне своей фирмы, прибегая кпомощи различных агентств, консультационных фирм, фирм по оказанию различных услуг. В современных условиях на рынке услуг предлагается любая квалифицированная помощь. Затраты на использование платных услуг «на стороне» будут в большинстве случаев меньше, чем затраты работодателя на содержание нового штатного сотрудника.
7. Крупные задания целесообразно выполнять небольшими частями.
Еще Альберт Эйнштейн подметил, что большинству людей нравится
Рубить дрова потому, что при этом сразу за действием непосредственно следует результат. Именно по причине отдаленного по времени результата
Глава 9. Содержание деятельности менеджера
людям свойственно увиливать от выполнения крупных и непростых заданий или медлить с их выполнением, иначе говоря, «откладывать выполнение дел в долгий ящик». Цели и проекты следует также делить на небольшие порции и выполнять их втечение достаточно длительного времени. Для этого следует каждый день отводить на эту работу примерно по два часа. При достижении первой промежуточной цели выявятся и определенные результаты, которые будут мотивировать выполнение оставшихся задач.