Власть и влияние менеджера

8.1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА

Лидер — это человек, умеющий убедить других людей делать то, что он хочет, независимо от того, каковы были их собственные первоначаль­ные намерения. Более конкретно — это кто-то, кто может использовать качества и умения людей, работающих в группе, и направить группу к достижению целей лидера. Как правило, каждый человек так или иначе стремиться стать лидером. Актуализация роли управления в жизни со­временного общества обусловливает все возрастающий интерес к про­блеме лидерства.

Лидерство чаще всего связывают с такими понятиями, как интеллект, уровень образования, надежность, социальное участие, социально-экономический статус. Специалисты, которые анализируют понятие ли­дерства сегодня, обращают особое внимание на деловые качества и спо­собности, необходимые для эффективного лидерства.

С большой долей вероятности можно утверждать, что лидером не ро­ждаются, лидером становятся. Но чтобы стать лидером, нужно воспитать в себе личность. На формирование личности по-разному влияют семья, личность педагога, коллектив, средства массовой информации, общест­венные организации, стихийно образовавшиеся группы.

Существует множество теорий лидерства.

1. Весьма почитаема теория ситуационного лидерства американца Басса, согласно которой существует несколько типов лидерства:

• директивное;

• авторитарное;

• консультативное;

• делегирующее.


8.1. Основные теории лидерства

В зависимости от того, какой тип лидерства необходим для данной анизации, данног0 персонала и данной ситуации, развиваются у людей необходимые навыки. Тренинги, построенные на основе этого подхода, направлены на решение возникающих конкретных проблем, на развитие лидерства, необходимого в конкретной деловой ситуации. Среди упраж­нений преобладают бизнес-кейсы.

2. Не менее широко распространена теория американца Ричарда Бланшара. Его идея в том, что лидерские способности человека зависят от ситуации. В разных условиях он может быть или лидером, или ведо­мым. Тренинги, основанные на подходе Бланшара, ориентированы боль­ше на развитие личностных, психологических качеств человека. Практи­ческие занятия связаны с решением психологических проблем.

3. Теория британца Мередита Бельбина, который выделяет восемь ти­пов поведения в группе. Три из них он определяет как лидерские. Этот подход годится для тренингов по созданию команды. Выбор тренинговой компании — это выбор методов, которыми будет вестись тренинг. Выби­рая тренинговую компанию, необходимо не только узнать теоретические основы предлагаемых компанией тренингов, но и понять, насколько эти основы соответствуют поставленной задаче.

В настоящее время получили признание три подхода к теориям ли­дерства:

• личностный;

• поведенческий;

• ситуационный.

Личностный подход. Согласно личностной теории лучшие из менедже­ров обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Неко­торые из этих черт — это уровень интеллекта и знания, привлекательная внешность, честность, здравый смысл, инициативность, хорошее образова­ние, высокая степень уверенности в себе. Исследования показывают, что ли­деры, как правило, отличаются высоким интеллектом, стремлением к знани­ям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и ДР- С другой стороны, человек, как правило, не становится менеджером только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств.

Поведенческий подход создал основу для классификации стилей Управления. Согласно этому подходу к лидерству эффективность опреде­ляется не личными качествами менеджера, а его манерой поведения по отношению к подчиненным. Поведенческий подход углубил понимание лидерства, сосредоточив внимание на поведении менеджера, желающего


Глава 8. Власть и влияние менеджера

нацелить работающих на достижение целей организации. Его основной недостаток — в тенденции исходить из предположения, что существует какой-то один оптимальный стиль управления. Однако одного наилучше­го стиля не существует, эффективность того или иного стиля зависит от характера конкретной ситуации и от личности подчиненного.

Ситуационный подход основан на предположении, что для эффек­тивного управления стили поведения и личные качества менеджера должны соответствовать конкретным ситуациям. Результаты многих про­веденных исследований показывают, что менеджер-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.

Одним из основных составляющих лидерства является авторитет. Роль лидера основывается на определенной форме авторитета, который может иметь различное происхождение.

Различают следующие виды авторитета.

1. Харизматический авторитет. Он основан на сильных личностных качествах лидера. Здесь лидер — лицо, обладающее харизматическим ав­торитетом или, по меньшей мере, производящее такое впечатление, тип, о котором обычно говорят как о «врожденном лидере».

2. Традиционный авторитет. Другим общественным источником явля­ется традиция, которая основывается на почитании обычаев, условностей и определенных форм поведения. Иногда традиционный авторитет меша­ет росту и нововведениям.

3. Авторитет роли или положения. Авторитет может определяться по­ложением лица или ролью, которую оно играет, иногда несмотря на лич­ные качества обладателя. Это тип власти, которым люди наделены благо­даря своему титулу или положению. Часто на успех лидера смотрят, как на умение обладать властью, руководить другими.

4. Юридический (правовой) авторитет. Наиболее формальным являет­ся правовой авторитет, основанный на приемлемых рамках правил.

5. Авторитет квалификации. Существует авторитет квалификации, ко­торый строится на особом умении, опыте или знании обладателя.