Личность и авторитет менеджера
7.1. ТРЕБОВАНИЯ К МЕНЕДЖЕРАМ
За последние годы широкое внедрение получают новые методы хозяйствования, предъявляющие повышенные требования к менеджерам.
Менеджер — это член организации, осуществляющий руководство людьми, определяющий цели деятельности и принимающий управленческие решения.
Менеджеры субъекты управленческой деятельности и играют три группы ролей в организации.
Во-первых, менеджер выступает в качестве руководителя, который формирует отношения внутри и вне предприятия, мотивирует работников на достижение целей, координирует усилия своих подчиненных и выступает в качестве представителя предприятия. Менеджер должен исполнять роль руководителя, лидера для всех своих подчиненных. Эта роль определяется не только его положением в иерархии управления, но и особым типом отношений с подчиненным, а также стилем руководства.
Во-вторых, это информационные роли. Менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет ее в виде фактов и нормативных установок и разъясняет политику и основные цели деятельности предприятия. Быть «преобразователем» информации — вот вторая важная роль менеджера. Эта роль соответствует положению менеджера на предприятии и заключается в сложном творческом процессе преобразования получаемой разнообразной информации.
В-третьих, это роли по выработке и реализации управленческого решения. Менеджер определяет направление и перспективы развития пред-
7.1. Требования к менеджерам
приятия, решает вопросы распределения имеющихся ресурсов, осуществляет оперативные корректировки планов и т.п. Таким образом, еще одной ролью менеджера в организации является разработка, принятие и реализация управленческих решений. Выполняя эту роль, менеджер организует работу по выбору необходимых средств достижения установленных целей. В зависимости от позиции менеджеров на предприятии, решаемых ими задач, характера реализуемых функций, данные роли могут быть присущи им в большей или меньшей мере. Вместе с тем каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает в качестве руководителя по отношению к своим подчиненным.
Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:
• к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений предприятия;
• к руководителю предприятия в целом и его подразделений;
• к руководителю по отношению к подчиненным.
К менеджеру предприятия предъявляются следующие требования:
1) наличие общих знаний в области управления предприятием;
2) компетентность в вопросах экономики и технологии производства;
3) умение владеть ситуацией, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы предприятия в наиболее эффективных сферах деятельности;
4) разработка, принятие и реализация обоснованных и эффективных управленческих решений на основе согласования с нижестоящими менеджерами и подчиненными;
5) наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на предприятиях;
6) умение анализировать деятельность и действия предприятий-конкурентов.
И все же важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение руководить людьми. Это умение включает:
• знания в совершенстве своих непосредственных подчиненных, их
способностей и возможностей выполнения конкретной поручаемой
им работы;
знание условий, связывающих предприятие и работников, защита интересов тех и других на справедливой основе;
Глава 7. Личность и авторитет менеджера
• устранение неспособных работников с целью удержания единства и
четкости функционирования предприятия.
Успешность работы менеджера во многом зависит от его способностей, личностно-деловых качеств и опыта.
Эффективность управленческой деятельности менеджера определяется некоторой интегральной характеристикой, называемой общей способностью к управленческой деятельности (ОСУД).
Сильного менеджера можно отличать от слабого по степени разнородности используемых приемов и методов управления. Важным следствием ОСУД является умение менеджера решать нестандартные проблемы и успешно разрешать конфликтные ситуации. О наличии ОСУД свидетельствует умение менеджера масштабно мыслить; рационально решать кадровые проблемы; разрабатывать, принимать и реализовывать эффективные управленческие решения.
Знающий и уверенный в своих силах менеджер обычно подбирает себе способных и перспективных подчиненных. В то же время менеджер, не очень уверенный в своих силах и поэтому боящийся конкуренции, старается подбирать себе менее квалифицированных подчиненных.
В этом просматривается двойной вред для предприятия, где работает такой менеджер: невысока отдача от самого менеджера и крайне низка эффективность управленческой деятельности подобранных им работников.
Еще одним важным аспектом ОСУД можно назвать умение четко и объективно оценивать деятельность своих подчиненных, перераспределять функции и отдельные задания между ними, делегировать подчиненным отдельные свои полномочия.
Под личностно-деловыми качествами менеджера понимают устойчивые характеристики, оказывающие важнейшее влияние на управленческую деятельность. Эти качества определяются способностями и знаниями менеджера, психологической структурой личности, ее направленностью, особенностями характера, темпераментом, накопленным опытом работы.
Проведенные исследования и изучение деятельности эффективно работающих менеджеров предприятий позволяют утверждать, что важнейшими из названных качеств являются:
• компетентность;
• коммуникабельность;
• стрессоустойчивость;
• нравственность;
234
7.1. Требования к менеджерам
• способность творчески решать проблемы;
• смелость в принятии решений.
Компетентность подразумевает наличие у менеджера специального образования, широкой эрудиции в различных областях, постоянное повышение им своей профессиональной квалификации. К обязательным условиям компетентности следует отнести системность мышления менеджера и наличие у него соответствующих организаторских способностей.
Коммуникабельность зависит от темперамента (наилучшей коммуникабельностью обладают сангвиники), направленности активности, адаптивных качеств, поведения в экстремальных ситуациях. Важным проявлением коммуникабельности менеджера является умение выслушать собеседника и установить с ним деловые, а иногда и дружеские контакты.
Менеджер осуществляет три вида общения:
• субординационное;
• служебно-товарищеское;
• дружеское.
Выбор предпочтительного вида общения в конкретной ситуации во многом характеризует коммуникабельность менеджера.
Под стрессоустойчивостью понимают способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психологическую напряженность. К сожалению, стрессы — неизбежное зло в деятельности всех менеджеров. Стрессоустойчивость зависит от индивидуальных особенностей человека, в частности от его темперамента. Например, сангвиники значительно спокойнее реагируют на любые стрессовые ситуации, чем флегматики и тем более меланхолики.
В то же время надо помнить: стрессоустойчивость можно развивать при помощи аутогенной тренировки, используя методы психологической саморегуляции, а также психотерапевтическое воздействие.
К нравственным (морально-этическим) качествам менеджера следует отнести честность, порядочность, принципиальность.
Наряду с этими качествами менеджер должен быть справедливым, обязательным, доброжелательным, приветливым, сдержанным, уравновешенным. Если менеджер не обладает высокими морально-этическими качествами, у него чаще всего отсутствуют многие деловые качества, такие как объективность, организованность, дисциплинированность.
Морально-этические качества наряду с деловыми в значительной степени определяют стиль руководства менеджера. Наилучшим следует счи-
Глава 7. Личность и авторитет менеджера
тать стиль, характерными признаками которого являются: четкость, ясность, своевременность в постановке целей и задач; рациональное определение прав и обязанностей работников; совершенство применяемых методов управления; знание способностей и квалификации своих подчиненных; постоянный поиск резервов производства; оперативность и четкость в работе; умение маневрировать ресурсами; отработанная система эффективного контроля.
Способность менеджера творчески решать проблемы позволяет ему эффективно работать в ситуациях неопределенности, которые довольно часто возникают в современных условиях на предприятиях.
Как известно, все виды творческой работы, в том числе и работа менеджера, требуют выработки идей. Существует несколько способов генерирования таких идей. Наибольшее распространение получил метод «мозговой атаки», предусматривающий непринужденную обстановку, люди должны быть раскованными, не допускается никакой критики в отношении высказанных гипотез, т.е. мнение каждого участника считается ценным и не обсуждается. Рассмотрение проблемы длится, как правило, 30—40 мин., за это время выдвигается несколько идей, все записывается на магнитофон, а затем подвергается тщательному анализу.
Желательно, чтобы участники были представителями разных профессий, так как идеи из разных областей знаний могут натолкнуть на неожиданные решения.
Каждую высказанную идею анализируют исходя их трех критериев: насколько вероятна ее плодотворность, можно ли заставить ее «работать» в данной ситуации, является ли она лучшей среди других возможностей.
Смелость в принятии решений еще одно важное профессиональное качество менеджера. В процессе принятия решений менеджеру необходимо четко уяснить возникшую проблему, ясно сформулировать соответствующую цель, всесторонне рассмотреть альтернативные возможности, выбрать наиболее эффективный вариант решения.
Наряду с личностно-деловыми качествами успешность работы менеджера в значительной мере зависит от его опыта, под которым понимают управленческие знания, умения и навыки. Профессиональное мастерство менеджера растет, как правило, вместе со стажем его работы. Однако это утверждение справедливо, когда в процессе практической деятельности менеджеру приходится решать новые задачи, т.е. работать творчески. 236
7.1. Требования к менеджерам
Поскольку менеджер стремится управлять действиями и поведением других людей, он должен знать образ мышления сотрудников его организации и предвидеть их реакцию на свою деятельность.
Менеджер предприятия должен учитывать влияние на производственную деятельность так называемых факторов личного характера, к числу которых относятся:
• стремление к улучшению служебного положения;
• желание увеличить свои доходы;
• риск того, что в результате участия в процессе перемен человек может понести убытки или в самом крайнем случае даже лишиться работы;
• отрицательное отношение к изменениям, если, по мнению того или иного лица, в результате возникают структуры с привилегированным статусом;
• боязнь принять неправильное решение;
• нежелание брать на себя ответственность и проявлять инициативу.
Труд менеджера имеет много специфических особенностей, связан
ных с характером самого труда, его результатом, а также оценками этого
труда. Решаемые в процессе труда менеджера задачи предопределяют
умственный, творческий характер этого труда.
Главный смысл и содержание деятельности менеджера предприятия заключается в постановке целей, разработке способов и приемов их достижения, а также организации и стимулировании совместной работы подчиненных.
Менеджер очень много работает с информацией, преобразуя которую он принимает решения. Поэтому в качестве орудий труда менеджеров в настоящее время выступают прежде всего средства работы с информацией.
Результат деятельности менеджера чаще всего оценивается по достижении поставленных целей.
В настоящее время предъявляются серьезные требования к профессиональной компетенции менеджеров. Важнейшие из них:
• понимание природы управленческого труда и процесса менеджмента;
• профессиональная компетентность;
• знание должностных обязанностей;
• умение собирать, анализировать и перерабатывать информацию;
• организаторские способности;
• творческое мышление;
высокие нравственные качества;
Глава 7. Личность и авторитет менеджера
• непрерывное повышение квалификации;
• способность к объективной самооценке.
Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностями использовать их в повседневной работе.
Требования к профессиональной компетенции менеджеров можно условно разделить на две группы.
В первую группу входят знания и умение выполнять свою работу:
• высокая информированность по профессиональным вопросам;
• умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;
• знакомство с передовым отечественным и зарубежным опытом менеджмента;
• способность управлять ресурсами, планировать и прогнозировать работу предприятия, владеть способами повышения эффективности управления;
• умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи.
Вторая группа требований к профессиональной компетенции менеджеров предприятий включает способность работать с людьми и управлять своими эмоциями.
В процессе выполнения своих функций менеджеры взаимодействуют с широким кругом лиц — подчиненными, коллегами, руководителями, акционерами, заказчиками и другими людьми и организациями, прямо и косвенно связанными с деятельностью того предприятия, где работает менеджер.
Чтобы работать с людьми, столь резко различающимися по своему статусу и интересам, менеджеры должны обладать многими специфическими личностными качествами, усиливающими доверие и уважение со стороны тех лиц, с кем они вступают в контакт.
От ошибок и просчетов в работе не застрахованы самые опытные и квалифицированные менеджеры, но настоящие профессионалы вырабатывают в себе способность сохранять при этом спокойствие, ясность мышления, работать над исправлением существующего на предприятии положения.
Профессиональная деятельность менеджера значительно различается в зависимости от того, на какой ступени иерархии работает данный менеджер. 238
7.1. Требования к менеджерам
Одна из форм разделения труда менеджера носит горизонтальный характер и предопределяет расстановку конкретных менеджеров во главе отдельных подразделений предприятия.
Все эти менеджеры работают на одной и той же иерархической ступени управления. Помимо них на предприятиях есть менеджеры, координирующие работу этих менеджеров и руководящие этой работой.
Таким образом, помимо горизонтального разделения труда менеджеров существует еще и вертикальное разделение их труда, предусматривающее разный иерархический уровень.
Различают менеджеров трех звеньев:
• низового;
• среднего;
• высшего.
Менеджеры низового звена представляют организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими. Примером менеджера низового звена является мастер участка. Работа менеджеров низового звена оперативная, она наполнена разнообразными действиями и предусматривает систематический и длительный контакт с подчиненными.
Тщательное изучение должностных инструкций и анализ практических данных деятельности менеджеров на предприятиях дают возможность определить процентное соотноптение оптимального расходования рабочего времени менеджером низового, среднего и высшего звеньев.
Менеджеры низового звена должны расходовать свое рабочее время следующим образом (%):
1) планирование и распределение работы между подчиненными — 25;
2) контроль качества продукции и работы подчиненных — 20;
3) участие в совещаниях, заседаниях, собраниях — 5;
4) работа с информацией и документацией — 5;
5) решение различных оперативных вопросов — 20;
6) воспитательная работа с подчиненными — 25.
Работа менеджеров низового звена координируется и контролируется менеджерами среднего звена. Эти руководители обычно возглавляют отдел или цех предприятия.
Менеджеры среднего звена должны расходовать свое рабочее время следующим образом (%):
1) работа с информацией, документацией, планирование работы — 30; Ч координация работы участков и отдельных подчиненных — 5;
Глава 7. Личность и авторитет менеджера
3) проведение и участие в совещаниях, заседаниях, собраниях — 10;
4) осуществление контроля работы подчиненных — 10;
5) решение различных оперативных вопросов, работа со службами и отделами предприятия — 35;
6) воспитательная работа с подчиненными — 10.
Менеджеры высшего звена осуществляют руководство предприятием в целом, они наделены большими правами и должны нести всю полноту ответственности за результаты работы.
Менеджеры высшего звена должны расходовать свое рабочее время следующим образом (%):
1) работа с информацией, документацией, планирование работы — 25;
2) координация работы цехов и служб предприятия — 10;
3) проведение совещаний, заседаний, собраний — 15;
4) осуществление контроля работы цехов и служб предприятия — 5;
5) работа с заказчиками, поставщиками, посещение других предприятий и фирм, а также выставок, ярмарок и др. — 25;
6) решение различных оперативных вопросов — 15;
7) воспитательная работа с подчиненными — 5.
К сожалению, в практической деятельности менеджеров предприятий имеют место значительные отклонения от оптимального распределения рабочего времени. Это объясняется аварийными и критическими ситуациями, нередко возникающими на предприятиях.
На основании стиля руководства людьми выделяют десять типов менеджеров.
1. Авторитарный. Стремится доминировать и подчинять себе всех, с кем сталкивается в практической деятельности. Отстраняет подчиненных от участия в управлении. Подавляет инициативу исполнителей.
2. Коллегиальный. Девиз такого менеджера: «Моя точка зрения — одна из возможных». Это обычно демократ по натуре, профессионал по образованию и опыту работы. Поощряет инициативу, делегирует полномочия в управлении.
3. Дипломатический. Характеризуется способностью быстро перестраиваться на новую модель деятельности. Тяготеет к общительности, берет на себя инициативу в переговорах. Крайний тип такого менеджера характеризуется изворотливостью и демагогией.
4. Либеральный Предоставляет подчиненным полную свободу действий, поощряет инициативу. Берет, как правило, на себя ответственность 240
7.1. Требования к менеджерам
за поведение подчиненных. В качестве отрицательных черт выступают попустительство, пренебрежение к осуществлению контрольной функции, либерализм по отношению к лодырям и прогульщикам.
5. Авральный. Работу обычно организует по принципу «Давай, давай! Потом разберемся». Нередко осуществляет мобилизацию всех материальных и духовных ресурсов подчиненных на выполнение конкретного задания. При частом использовании данного принципа страдает ритмичность работы подразделения.
6. Конструктивный. Для него характерен постоянный поиск и создание условий для полезных преобразований. По натуре — это побудитель подчиненных на использование в своей деятельности нестандартных приемов. В качестве негативных черт следует отметить чрезмерную увлеченность преобразованиями.
7. Документальный. Он всегда верит в «хорошую бумагу». Обычно — это прирожденный аппаратчик, склонный управлять людьми только из кабинета. Положительные тенденции — аккуратность, подтянутость, осмотрительность.
8. Демонстрационный. Часто прибегает к призывам, умеет воодушевить людей на трудные дела (возбуждает дух соперничества), стремится к демонстрации своей исполнительности перед вышестоящим руководителем.
9. Компромиссный. Такой тип поведения менеджера полезен для урегулирования конфликтов. Однако частое применение тактики компромисса ведет к отказу от приемов применения жесткого контроля деятельности подчиненных.
10. Деловой. В этом типе сочетаются многие положительные черты
всех названных типов. Основной девиз у такого менеджера: «Работа! Рабо
та! Работа!» В результате ориентация на личность подчиненного почти от
сутствует, а это нередко отрицательно сказывается на имидже менеджера.
Перечисленные типы менеджеров позволяют прогнозировать их деятельность в различных ситуациях, возникающих в ходе производственного процесса на предприятиях.
Вопросы для проверки
1. Кто такой менеджер?
2. Какие роли выполняет менеджер в организации?
3. Какие требования предъявляются к менеджерам всех уровней?
4. Что такое ОСУД?
Глава 7. Личность и авторитет менеджера
5. Какое значение имеет опыт менеджера?
6. В чем главный смысл и основное содержание деятельности менеджера?
7. Каковы требования к профессиональной компетенции менеджера?
8. Каковы принципиальные различия в содержании деятельности менеджеров низового, среднего и высшего звеньев на предприятиях?
9. Назовите десять типов менеджеров в зависимости от стиля управления.
7.2. ХАРАКТЕРЫ И ТЕМПЕРАМЕНТЫ
Менеджеру в силу специфики своей деятельности приходится взаимодействовать со многими людьми — подчиненными, коллегами, руководителями, деловыми партнерами.
Для повышения эффективности своей деятельности менеджеру целесообразно ознакомиться с особенностями различных характеров.
Под характером понимают устойчивое и ярко выраженное сочетание каких-то черт личности, которые определяют поведение человека, его действия и поступки. Характер не является врожденным, он формируется в процессе активной деятельности человека. Основные черты характера проявляются в отношении личности к своим обязанностям, к другим людям, к самому себе. Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которой человек предпочитает заниматься.
Например, одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые пути.
Для одних существенно, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли при этом превзойти других людей. Для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других. В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой.
Внимания менеджеров заслуживают рекомендации по взаимодействию с людьми, обладающими соответствующими характерами. 242
7.2. Характеры и темпераменты
ГИПЕРТИМНЫЙ ИЛИ ГИПЕРАКТИВНЫЙ ХАРАКТЕР
Основные признаки:общительность, неспособность довести дело до конца, доброжелательность, восторженность, неусидчивость.
Ситуационный пример.В одном из московских НИИ освободилась должность заведующего лабораторией. На это место был принят Иван Иванович Синичкин. Человек дружелюбный, общительный, доброжелательный. Мгновенно он со всеми перезнакомился, всем понравился, стал «душой коллектива». В результате большую часть времени он проводил в общении с коллегами, частенько забывая о своих прямых обязанностях. Как правило, «рутинные», «будничные» дела были ему неинтересны, зато он всегда был полон новыми «гениальными» идеями, постоянно носился с «проектами века», которые редко, впрочем, получали реальное воплощение. Иван Иванович не доводил начатые дела до конца, нередко хватаясь за что-то новое. В итоге страдала работа, так как научные исследования требуют совершенно иного отношения. Он и сам понял, что такая работа ему не по душе, и, уйдя из НИИ, нашел работу менеджера, на которой его инициативность, энергичность, организаторские способности проявились в полной мере.
Рекомендации:
• людям с гипертимным характером:гасить возбуждение физической нагрузкой, спокойной музыкой, аутотренингом;
• окружающим людям: создайте условия для проявления инициативы (для гипертимов желательна организаторская деятельность, требующая контактов с людьми).
А УТИСТИЧЕСКИИ ХАРАКТЕР
Основные признаки:замкнутость, обособленность, медлительность, самостоятельность, подчинение чувств рассудку.
Ситуационный пример.Главный инженер Алексей Петрович был прекрасным работником и всю свою жизнь посвятил работе в ущерб личной жизни. Он был профессионалом высокого класса в своей области и Работал хоть и медленно, но тщательно. Но, несмотря на это, сослуживцы недолюбливали его, так как он, как им казалось, ставил себя выше их. Он
Глава 7. Личность и авторитет менеджера
никогда не подходил к ним поболтать и посмеяться, ничего не рассказывал о себе и общался только с двумя-тремя такими же, как он. Алексей Петрович редко участвовал в неформальных мероприятиях, устраиваемых сотрудниками, а если и приходил, то садился в угол и читал книгу. Но больше всего их раздражало, что если к нему подойдешь с вопросом по работе, он либо очень вежливо ответит: «Я занят», — либо начнет говорить что-то очень сложное и заумное. Впрочем, и сам он за помощью никогда не обращался. Рекомендации:
• людям с аутистическим характером: не замыкайтесь в себе, развивайте умение выражать чувства;
• окружающим людям: не торопитесь устанавливать с ним неформальные отношения, иначе он еще больше уйдет в себя.
ЛАБИЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
Основные признаки:легко ранимый, эмоциональный, искренний, неконфликтный, неустойчивый.
Ситуационный пример.Инна Павловна — зам. главного редактора, хороший специалист, и в фирме ее ценят, закрывая глаза на некоторые мелкие недостатки. Человек она эмоциональный, впечатлительный, ранимый и немного неуравновешенный. Поэтому любую мелочь воспринимает всерьез и способ сильно расстроиться из-за пустяка, но когда все идет хорошо, да еще если начальник похвалит, то тут ей просто нет равных. Самое худшее для Инны Павловны — это ссоры, споры и конфликты. Хотя сама она человек очень искренний, импульсивный, но настроена неизменно доброжелательно, всегда готова помочь, посоветовать, а конфликты и повышенные тона приводят ее в ужас. Поэтому на работе она имеет репутацию миротворца, всегда разрешает все противоречия мирным путем.
Рекомендации:
• людям с лабильным характером: научиться жить в «грубом» для его конституции мире, оберегать свою слабую нервную систему от отрицательных воздействий, чаще общаться с гипертимами;
• окружающим людям: вести себя очень осторожно, доброжелательно, не допускать нетактичных действий, чаще хвалить и приободрять.
7.2. Характеры и темпераменты
ДЕМОНСТРЛ ТИВНЫЙ ХАРАКТЕР
Основные признаки:самореклама, низкая самокритичность, повышенная эмоциональность, общительность, неусидчивость.
Ситуационный пример.Когда-то Даша совершила большую ошибку, поступив в технический вуз, но затем окончила курсы и теперь нашла для себя более подходящую работу — поиск клиентов в туристической фирме. Эффектная внешность, общительность, самоуверенность, даже некоторая бесцеремонность быстро сделали ее известным не только всем коллегам, но и начальству человеком. Привыкнув с детства быть в центре внимания, Даша не хотела работать наравне с другими. Решив, что обычные маршруты не для нее, Даша занялась новыми экзотическими маршрутами, которые были очень дороги, но и очень выгодны для фирмы. Энергично взявшись за их разработку, она тем не менее не учла реальной ситуации на рынке: на дорогие маршруты не было спроса. Но зато у всех сотрудников и у руководства осталось стойкое впечатление, что Даша — незаменимый работник, энергичный, инициативный.
Рекомендации:
• людям с демонстративным характером: старайтесь сдерживать себя, направлять свое поведение в нужное русло. Отвлеченное мышление позволит вам взглянуть на себя со стороны, критически оценивая свое поведение;
• окружающим людям: научитесь распознавать, где человек с таким характером говорит о реальном положении дел, а где просто занимается саморекламой.
ПСИХОСТЕНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР
Основные признаки:замкнутость, нерешительность, склонность к аналитике, боязнь ответственности, рациональность.
Ситуационный пример.Сергей Анатольевич в коллективе прослыл человеком рациональным, добросовестным, но крайне необщительным, замкнутым. Зная его способность к анализу, стремление все исследовать, исполнительность, ему поручали доработку инвестиционных проектов, которые нужно было выполнить к определенному сроку. В очередном проекте Сергей Анатольевич выявил резервы, не замеченные разработчиком, а это были немалые средства, которые можно было использовать с
Глава 7. Личность и авторитет менеджера
гораздо большей эффективностью, однако высказать это не решался, поскольку боялся ответственности, был не уверен в себе. Рекомендации:
• людям с психостеническим характером: развивайте образную память и эмоциональность. Воображение поможет вам воспроизводить различные ситуации и сопоставлять их, делая правильные выводы даже без анализа всех сторон каждой ситуации;
• окружающим людям: не следует взваливать на такого человека принятие решений, особенно ответственных. Если таковые ему приходится принимать, то необходимо оказывать ему в этом помощь (например, советовать).