Содержательные теории мотивации.

Иерархия потребностей по Маслоу

Автором самой распространенной концепции трудовой мотивации является Абрахам Маслоу, который, с одной стороны, признавал множе­ство различных потребностей, а с другой — разделил их на пять основ­ных категорий:

Физиологические потребности — в пище, дыхании, физических дви­жениях, одежде, жилище, отдыхе, воспроизводстве рода.

Потребности безопасности и уверенности в будущем — безопас­ность существования, стабильность условий жизнедеятельности, га-рантированность занятости, уверенность в удовлетворении физиоло­гических потребностей.

Социальные потребности — в принадлежности, привязанности к коллективу, поддержке, в чувстве социального взаимодействия.

Потребности в уважении (эгоистические} включают потребности в самоуважении, уверенности в себе, признании, достижении, одобре­нии.

Потребность самовыражения — полная реализация потенциала, творчество.

Первые две потребности Маслоу назвал первичными (врожденными), последующие — вторичными (социально-приобретенными).

Это означает, что потребности более высоких уровней становятся ак­туальными для индивида лишь после того, как удовлетворены предыду­щие потребности. После удовлетворения физиологических потребностей человек стремится обезопасить себя и получить достаточные гарантии уверенности удовлетворения физиологических потребностей в будущем. Обеспечив безопасность, человек стремится получить соответствующий статус путем удовлетворения социальных потребностей. Удовлетворив эти нужды, он заботится о самовыражении и реализации своего личного потенциала. Неудовлетворённая потребность является инструментом, по-216


6.3. Функция мотивации

зволяющим стимулировать работу, а удовлетворенное желание утрачива­ет значение стимула.

Для менеджера теория Маслоу дает глубокое понимание механизмов мотивации поведения человека. Зная, что любое поведение мотивировано потребностями, он должен создавать условия для удовлетворения по­требностей, подчиненных достижению целей всей организации. Кроме того, менеджер должен изучать потребность своих подчиненных и учи­тывать, что они постоянно меняются.