Функции менеджмента
6.1. ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ
Назначение планирования как функции менеджмента состоит в стремлении заблаговременно учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий.
Планирование — процесс практического воплощения стратегии, принятия конкретных решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем, уменьшить неопределенность в ее деятельности.
Обычно плановые решения образуют систему, в рамках которой влияют друг на друга, поэтому нуждаются во взаимной увязке. Такая увязка позволяет обеспечить их оптимальное сочетание с точки зрения максимизации конечного результата, наиболее полного использования потенциала организации и открывающихся перед ней возможностей.
Решения, которые принято относить к плановым, связаны:
• с постановкой целей и задач;
• выработкой стратегии;
• распределением и перераспределением ресурсов в соответствии со складывающейся внешней и внутренней ситуацией.
В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле. В узком смысле слова планированием является составление специальных документов — планов, определяющих конкретные шаги организации осуществления принятых решений.
План— официальный документ, в котором отражаются:
• прогнозы развития организации в будущем;
202
6.1. Функция планирования
, промежуточные и конечные цели и задачи, стоящие перед организацией и ее подразделениями;
• механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов;
• стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств. Существует три основных типа планов:
• планы-цели — набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов в будущем. Эти цели согласовываются и ранжируются по тому или иному принципу, однако иногда не связываются ни с конкретным способом достижения, ни с необходимыми для этого ресурсами. Планы-цели используются при больших сроках, либо принципиальной непредсказуемости конкретных событий в будущем;
• планы для повторяющихся действий, предписывающие их сроки, а также порядок осуществления в стандартных ситуациях. Обычно в них предусматриваются «окна», позволяющие обеспечить свободу маневра в случае возникновения непредвиденных ситуаций и необходимости осуществления коррекции;
• планы для неповторяющихся действий, составляемые для решения специальных проблем, возникающих в процессе развития и функционирования организации. Такие планы могут иметь вид программы, бюджета поступления и распределения ресурсов и пр. Различают следующие виды планов.
1. В зависимости от содержания хозяйственной деятельности:
• планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
• план производства;
• план сбыта;
• план материально-технического снабжения;
• финансовый план.
2. В зависимости от организационной структуры фирмы:
• планы производственного отделения;
• планы дочерней компании.
3. По срокам выполнения планы принято делить на:
• долгосрочные (свыше пяти лет), относящиеся в основном к категории
планов-целей;
Глава 6. Функции менеджмента
• среднесрочные (от одного года до пяти лет), выполняемые в виде раз
личного рода программ;
• краткосрочные (до одного года), имеющие форму бюджетов, сетевых графиков и пр. Разновидностью краткосрочных планов являются оперативные, составляемые на срок от одной смены до одного месяца. Уровень и качество планирования определяются следующими условиями:
• компетентностью руководства фирмы на всех уровнях управления;
• квалификацией специалистов, работающих в функциональных подразделениях;
• наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техникой.
Планирование базируется на ряде принципов, которые необходимо учитывать в процессе его осуществления.
Основным из них считается участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом уже на самых ранних этапах его составления. Он обусловлен тем, что люди скорее и охотнее будут выполнять те задачи, которые сами себе поставили, чем «спущенные сверху», поскольку они им ближе и понятнее.
Другой принцип планирования — его непрерывность, обусловленная соответствующим характером хозяйственной деятельности организации. В соответствии с ним планирование рассматривается не как единичный акт, а как постоянно повторяющийся процесс, в рамках которого все текущие планы разрабатываются с учетом выполнения прошлых и того, что они послужат основой составления планов в будущем. Этим обеспечивается определенная преемственность планов.
Непрерывность планирования требует соблюдения принципа гибкости, предполагающего необходимость корректировки или пересмотра в любой момент ранее принятого решения в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Для обеспечения гибкости в планы закладываются так называемые подушки, дающие в определенных пределах свободу маневра.
Единство и взаимосвязанность отдельных частей организации требуют соблюдения в планировании ее деятельности принципа, согласования планов в форме координации и интеграции. Координация осуществляется «по горизонтали», т.е. между подразделениями одного уровня, а интеграция — «по вертикали», т. е. между вышестоящими и нижестоящими подразделениями. 204
6.1. Функция планирования
Важный принцип планирования — экономичность: затраты на составление плана меньше эффекта, получаемого после его выполнения.
Еще один принцип планирования — создание необходимых условий для выполнения плана.
Перечисленные выше принципы универсальные, пригодные для различных уровней управления, в то же время на каждом из них могут применяться также свои специфические принципы.
Процесс планирования в крупных западных фирмах осуществляет плановый комитет, членами которого обычно являются руководители подразделений, а также плановый отдел и его структуры на местах. Деятельность плановых органов координируется первым лицом организации или его заместителем. В задачу плановых органов входит определить, какие подразделения будут участвовать в реализации тех или иных организационных целей, в какой форме это будет происходить, как обеспечиваться ресурсами. Все это формализуется в проекте плановых показателей, направляемом для рассмотрения будущим исполнителям. Последние, ознакомившись с ними, вносят свои дополнения, исправления, замечания, которые рассматриваются в плановых органах.
Если организация многоуровневая, планирование нужно осуществлять одновременно на всех уровнях, так как ни одно плановое решение не является независимым от других.
Практика показывает, что в американских компаниях планы составляются, как правило, в производственных отделениях. По некоторым данным, около 2/3 американских компаний планируют «снизу вверх»; 1/3 - на основе взаимодействия всех уровней управления; планирование «сверху вниз» вообще отсутствует.
В английских компаниях также преобладает формирование планов в производственных отделениях, где готовится исходный план. Плановый отдел компании вырабатывает директивы, которые поступают в линейный плановый отдел (производственного подразделения) для учета его показателей при составлении исходного плана. Здесь так же, как в американских компаниях, в основу планирования кладется принцип «планирует исполнитель».
В японских компаниях новшества чаще вводятся «сверху вниз». Тактика оперативной деятельности разрабатывается обычно отделом управления персоналом, а принятие решений носит групповой характер.
Особенности процесса планирования в организациях зависят от степени централизации управления в них.
Глава 6. Функции менеджмента
Если централизация высока, плановые органы единолично принимают большинство решений, относящихся не только к организации в целом, но и к отдельным подразделениям. При среднем уровне централизации ими принимаются только основополагающие решения, которые впоследствии детализируются в подразделениях.
В децентрализованной организации «сверху» определяют цели, лимиты ресурсов, а также единую форму планов, которую уже составляют сами подразделения. В этом случае центральные плановые органы их координируют, увязывают и сводят в общий план организации.
В зависимости от экономических возможностей организации может использоваться 3 подхода к составлению планов.
Если ее ресурсы ограничены и появления новых в будущем не предвидится, то цели ставятся в первую очередь, с учетом имеющихся ресурсов и в дальнейшем не пересматриваются, даже если и появляются какие-то благоприятные возможности, так как на их реализацию может просто не хватить средств. Такой подход используется преимущественно небольшими организациями, главная цель которых — выживание.
Более богатые фирмы могут позволить себе изменять планы, подстраиваясь под новые возможности, привлекая для их использования дополнительные средства, излишками которых они располагают. Таким образом, составленные однажды планы не обязательно останутся неизменными, а в зависимости от ситуации могут корректироваться. Такой подход к планированию получил название адаптационного.
Наконец, организации, располагающие значительными ресурсами, могут использовать оптимизационный подход к планированию, исходящий не из ресурсов, а из целей. Поэтому если проект ожидает быть прибыльным, средств на него не жалеют.
Известны следующие методы разработки планов:
• балансовые;
• нормативные;
• математические.
Балансовый метод основывается на взаимной увязке ресурсов, которыми будет располагать организация, и потребностей в них в рамках планового периода. Реализуется через составление системных балансов: материально-вещественных, стоимостных и трудовых, которые в свою очередь по временному горизонту могут быть отчетными, плановыми и прогнозируемыми, а по целям создания — аналитическими и рабочими. 206
6.1. Функция планирования
Нормативный метод состоит в том, что в основу плановых заданий на определенный период закладываются нормы затрат различных ресурсов на единицу продукции (сырья, материалов, оборудования, рабочего времени, денежных средств и т.п.). Нормы, используемые при планировании, могут быть натуральными, стоимостными и временными.
Математический метод сводится к оптимизационным расчетам на основе различного рода моделей. К простейшим моделям относят статистические. С помощью статистических моделей можно определить будущие доходы, основываясь на текущих вложениях и заданных процентных ставках, осуществляются другие финансовые расчеты (в области финансового планирования). Применение различных методов имеет свои границы, которые определяются нехваткой времени, бюрократизмом и инерционностью сотрудников.
Перспективное планирование в организации создается более чем на год. Как правило, речь идет о среднесрочном планировании до пяти лет, однако решение многих крупных проблем, с которыми сталкивается организация при реализации стратегии, в это время не укладывается и приходится составлять долгосрочные планы, а их срок действия достигает 10 лет и более. Перспективные планы обычно разрабатываются в форме совокупности целей, целевых комплексных программ, стратегических планов, бизнес-планов.
В рамках перспективного планирования создаются планы:
• разработки новых изделий;
• снижения издержек;
• инноваций;
• маркетинга;
• производства;
• инвестиций;
• материально-технического снабжения;
• развития систем управления;
• финансовые;
• социального развития.
Посредством такого рода планов на основе стандартных процедур происходит определение шагов, которые необходимо предпринять в будущем для достижения целей организации, прежде всего получение заданного объема продукции, прибыли и т.п.
Глава 6. Функции менеджмента
Стратегические планы отражают сегодняшние шаги организации, направленные на формирование ее будущего потенциала и обеспечение перспективного выживания. В процессе их составления формулируются стратегия, цели организации, формируются соответствующие стратегии и распределяются ресурсы. Основу стратегического планирования составляет глубокий анализ существующих тенденций, угроз и возможностей во внешнем окружении организации, всесторонний прогноз ее будущего состояния, научно-технического прогресса и рынков сбыта продукции. Методами стратегического планирования являются построение дерева целей, сценариев, разработка ситуационных моделей, экспертная и матричная оценка вариантов хозяйственного поведения. План при этом строится от будущего к настоящему.
Вопросы для проверки
1. Что понимается под планированием?
2. Какие существуют типы планов?
3. Какие виды планов вы знаете?
4. Перечислите основные принципы планирования.
5. Какие известны методы разработки планов?
6. В чем состоят основные задачи при планировании?
7. Что относится к перспективным и стратегическим планам?
6.2. ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Организация как процесс представляет собой функцию, которая непосредственно связана с систематической координацией многих задач и формальных взаимоотношений людей, которые выполняют эти задачи. Организация как функция менеджмента обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой деятельности любого предприятия. Функция организации нацелена на регламентацию деятельности менеджеров и исполнителей. Организация предусматривает наличие ответственности и полномочий, а также возможности их делегировать.
Под ответственностью понимают обязательство выполнить поставленные задачи и нести наказание за их неправильное или несвоевременное выполнение. 208
6.2. Функция организации
Под полномочиями понимают право менеджера использовать определенные ресурсы организации, а также направлять усилия отдельных ее сотрудников на выполнение тех или иных задач.
Делегирование означает передачу полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за выполнение определенных задач. Полномочия делегируются должности, а не конкретному человеку.
Важный аспект организации как функции менеджмента — построение организации, что предполагает создание аппарата управления, в максимальной степени соответствующего стратегическим планам организации и обеспечивающего ее эффективное взаимодействие с окружающей средой, а также достижение намеченных целей.
Рациональное построение организации предусматривает разделение труда в управлении на общее, частное и единичное.
Форма разделения труда, закрепляющая определенные функции управления за структурными подразделениями аппарата управления, называется организационной структурой управления.
Организационная структура управления должна обеспечить достижение целей организации с наименьшими затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Построение организационных структур управления должно быть направлено на концентрацию однородных видов управленческой деятельности, ликвидацию многоступенчатости и устранение излишних звеньев управления.
При проектировании организационных структур необходимо учитывать следующие основные принципы:
• соответствие организационной структуры содержанию деятельности объекта управления;
• способность к трансформации;
• оперативность в передаче управленческого воздействия;
• оптимизация уровней управления;
• сбалансированность прав и полномочий;
• равномерность нагрузки на все звенья управления;
• сопряженность деятельности всех структурных подразделений.
При построении аппарата управления следует учитывать специфику Деятельности подразделений данного предприятия, их соподчиненность и взаимосвязь, что выражается в выборе типа организационной структуры управления конкретного предприятия. Различают следующие типы организационных структур управления:
Глава 6. Функции менеджмента
• линейную;
• функциональную;
• комбинированную;
• систему управления по проекту;
• матричную.
Линейная структура управления характеризуется тем, что во главе каждого подразделения стоит руководитель-единоначальник, осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Она базируется на вертикальном разделении управленческого труда и приводит к управлению по уровням и позволяет быстро принимать решения и обеспечивать их выполнение, не прибегая к системам стимулирования. Линейная структура управления имеет ряд недостатков", недостаточная компетентность некоторых руководителей, субъективность при принятии отдельных решений, не всегда объективный подбор кадров.
Функциональная структура управления предполагает специализацию выполнения отдельных функций управления. Для осуществления таких функций выделяются специальные подразделения (либо отдельные исполнители). Функциональная организация управления базируется на горизонтальном разделении управленческого труда, предполагающем деление большого объема работы на отдельные части.
Преимущества функционального управления — в более компетентном решении специальных вопросов. Основной минус функциональной структуры управления — некоторое снижение ответственности исполнителей за работу, так как каждый исполнитель получает указания (иногда противоречивые) от ряда менеджеров.
Чтобы предприятие могло добиться реализации своих целей, задачи предприятия должны быть скоординированы посредством горизонтального и вертикального разделения труда. Широкие возможности для такого координирования предоставляет комбинированная организация управления.
Комбинированные (линейно-функциональные) структуры управления позволяют в значительной мере устранять недочеты как линейного, так и функционального управления. Специфика комбинированных систем управления состоит в создании функциональных служб для подготовки данных для линейного руководителя в целях компетентного решения им возникающих производственных и управленческих задач. 210
6.2. Функция организации
На практике комбинированная организация управления реализуется посредством линейно-штабной организационной структуры управления и системы ограниченного функционализма.
В условиях линейно-штабной организации и управления за основу берется линейная структура управления, но в каждом звене управления создаются штабы (т.е. функциональные службы), в которых работают соответствующие специалисты. Такие штабы готовят квалифицированные управленческие решения.
Однако рекомендации этих функциональных органов управления становятся обязательными для исполнения соответствующими производственными подразделениями только после утверждения их руководителем-единоначальником. Функциональные подразделения не имеют права самостоятельно отдавать распоряжения производственным подразделениям.
Наряду с линейно-штабными к комбинированным системам относятся структуры ограниченного функционализма. В таких структурах при руководителе тоже имеются штабные подразделения, включающие высококвалифицированных специалистов. В то же время эти подразделения имеют право самостоятельно отдавать определенные распоряжения нижестоящим звеньям. Однако круг таких распоряжений ограничен. Преимуществом структуры ограниченного функционализма является повышение компетентности управления наряду с сохранением единства распорядительства. Это преимущество достигается путем усложнения связей в системе управления. При этом звенья остаются практически те же, что и в линейно-штабной структуре, но количество связей между ними возрастает.
Значительно более сложными типами структур управления являются структуры с временными органами. Это управление по проекту и матричная структура.
Система управления по проекту применяется на предприятиях, где осуществляются частые перестройки аппарата управления в связи с внедрением новой техники и технологии. В целях форсирования технического обновления создаются на определенный период времени органы управления, которые организуют и контролируют выполнение всего проекта освоения новых технологий, включая модернизацию оборудования, подготовку кадров, материально-техническое обеспечение и т.д. Как правило, такая система управления после решения возложенной на нее задачи ликвидируется или значительно изменяется.
Глава 6. Функции менеджмента
Матричная структура управления обычно создается на определенный срок для обеспечения реализации экстраординарных целевых программ. Эта структура базируется на совмещении линейной структуры управления и управления по проекту.
Линейная организация управления сохраняется для регулирующего воздействия по главным направлениям деятельности предприятия: научным исследованиям, опытному производству, внедрению новой техники и технологии и т.д. Наряду с этим ответственный руководитель обеспечивает комплексную реализацию программы, преодолевая внутриоргани-зационные барьеры и ликвидируя возможные противоречия, которые могут возникнуть в звеньях линейной структуры. В ряде случаев на практике матричная структура управления порождает отношения двойного подчинения, так как один и тот же работник может получать различные указания от линейного руководителя и от руководителя проекта. Система управления по проекту и матричная система управления не получили широкого распространения в нашей стране.
Для эффективной реализации функций как подразделений, так и отдельных специалистов и исполнителей необходимо учитывать требования принципов организации:
• Цели. Организация и ее отдельные подразделения работают во имя достижения общей цели.
• Эластичности организации. При определении задач и ответственности должен быть установлен оптимум между свободой действий отдельных работников и административными предписаниями.
• Устойчивости. Систему управления необходимо строить так, чтобы ее элементы не подвергались коренным изменениям под влиянием внешней и внутренней среды.
• Непрерывного совершенствования. Необходима систематическая организационная работа по совершенствованию процесса организации и реализации решений.
• Прямой соподчиненности. Любой работник должен иметь одного начальника.
• Объема контроля. Менеджер в состоянии квалифицированно контролировать работу ограниченного числа подчиненных.
• Безусловной ответственности. Менеджер всегда отвечает за действия своих подчиненных.
• Соразмерности ответственности данным полномочиям.
212
6.2. Функция организации
• Исключения. Решения повторяющегося характера низводятся до рутинных, выполнение которых поручается нижестоящим управленческим звеньям.
• Приоритета функций. Управленческая функция рождает орган управления, а не наоборот.
Для повышения эффективности производственной деятельности менеджеров необходимо определить нормы управляемости, т.е. рассчитать то количество подчиненных, которыми рационально может руководить менеджер. Необходимость определения норм управляемости обусловлена еще и тем, что для создания современных высококачественных изделий используется труд большого числа людей и один человек оказывается не в состоянии планировать, организовывать и контролировать их деятельность. В связи с этим менеджер формирует иерархические уровни управления, что порождает ряд проблем.
Во-первых, возникает необходимость увеличения затрат на управление, которые идут на установление горизонтальных и вертикальных связей и на координацию деятельности различных уровней управления.
Во-вторых, увеличиваются потери и искажения информации при передаче ее с одного уровня на другой.
В-третьих, увеличивается время на принятие управленческих решений, организацию их исполнения и контроль исполнения.
Таким образом, возникает совокупная проблема стоимости уровня управления, которая ставит вопрос о том количестве подчиненных, которым эффективно может управлять менеджер.
Наиболее традиционным ответом на вопрос о нормах управляемости или диапазоне управления является следующий:
• от четырех до восьми человек (для верхнего уровня управления);
• от восьми до шеснадцати человек (для среднего и низшего уровней управления).
Слишком большая норма управляемости может вызвать возникновение сложных проблем. Если норма управляемости не будет соответствующим образом ограничена, возникнут путаница и перегрузка в работе менеджера.
Потенциальная возможность путаницы в полномочиях может быть уменьшена при помощи принципа единоначалия — работник должен получать непосредственные распоряжения только от одного начальника и отвечать только перед ним. Уровень управления, характер выполняемых
Глава 6. Функции менеджмента
задач, характеристики подчиненных и относительные способности руководителя — все это играет роль в определении количества подчиненных, непосредственно и эффективно контролируемых менеджером. Очевидно, что если не удерживать нормы управляемости на рекомендуемом уровне, менеджер будет не в состоянии не только выполнять обязанности по координированию, но и контролировать деятельность, повышать квалификацию и мотивацию подчиненных.
Вопросы для проверки
1. Какова роль организации как функции менеджмента?
2. Что такое ответственность, полномочия и их делегирование?
3. Какова роль организационной структуры управления?
4. Какие принципы надо учитывать при проектировании организационных структур?
5. В чем преимущества и недостатки линейной структуры управления?
6. Каковы преимущества и недостатки функциональной структуры управления?
7. Каковы преимущества и недостатки комбинированной структуры управления?
8. Каковы преимущества и недостатки систем управления по проекту?
9. Каковы преимущества и недостатки матричной структуры управления?
10. Перечислите основные принципы организации.
11. Каково значение норм управляемости?
6.3. ФУНКЦИЯ МОТИВАЦИИ
РОЛЬ И ЗНА ЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ
На протяжении тысячелетий были известны приемы воздействия на людей для успешного выполнения определенных задач. Одним из самых древних является метод «кнута и пряника». В условиях, когда большинство людей боролось за выживание, считалось, что люди будут благодарны за все, что позволило бы им и их семьям выжить. 214
6.3. Функция мотивации
В начале XX в., когда возникла школа научного управления, Тейлор и его современники осознали всю глупость заработка на грани голода. Заслуга Тейлора в том, что за счет установления нормы выработки и научных принципов управления трудом он сделал мотивацию по типу «кнута и пряника» более эффективной. Результатом использования его метода наряду со специализацией и стандартизацией стало резкое повышение производительности труда.
В середине XX в. началось повышение благосостояния людей среднего класса. С повышением благосостояния, а также с усложнением техники и технологии современного производства, требующей квалифицированных работников, управляющие стали понимать, что «пряник», т.е. заработная плата, не всегда заставляет работника трудиться лучше.
С середины же XX века специалисты в области управления стали искать способы мотивации при помощи психологии.
Попытки использования в управлении методов психологии начались в период расцвета психоанализа Фрейда.
В конце 20-х годов Мэйо проводил свои исследования в Хоторне, которые начались как эксперименты по научному управлению трудом. Они завершились почти через восемь лет осознанием того, что на производительность индивидуального труда в значительной степени влияют социальное взаимодействие и групповое поведение. Его исследования положили начало новому направлению менеджмента, получившему название «школы человеческих отношений», которая была ведущей в теории управления до середины 50-х годов.
Психологические теории мотивации появились в середине 40-х годов и развиваются до настоящего времени.
Современные теории мотивации отражают прагматические модели мотивации. Они делятся на две категории: содержательные и процессуальные.
Содержательные теории мотивации (Маслоу, Мак-Клеланда, Герц-берга) делают основной упор на определение перечня и структуры потребностей (внутренних побуждений) людей, которые заставляют последних поступать так, а не иначе.
В современных процессуальных, теориях мотивации также предполагается мотивирующая роль потребностей, однако сама мотивация рассматривается с позиции того, что же заставляет человека направлять усилия на достижение различных целей. Основными процессуальными
Глава 6. Функции менеджмента
теориями являются теория ожидания, теория справедливости, модель мотивации Портера — Лоулера.
Содержательные и процессуальные теории не являются взаимоисключающими.