Проектная структура управления

Проектом считается любой процесс целенаправленных изменений в организации (например, модернизация производства, освоение новых ви­дов продукции или технологий, автоматизация управления финансами, проектирование новой структуры управления и т. п.), обладающий сле­дующими характерными чертами:

• целостный характер деятельности;

• участие в работе различных специалистов, между которыми устанав­ливаются отношения кооперации;

• четко сформулированный конечный результат деятельности;

• ограничения во времени и ресурсах, выделяемых для достижения це­лей проектирования.


1.3. Система менеджмента

СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ —► Генеральный директор

ровень вице-президентов и руководителей функциональных <:лужб


Исполнитель­ный комитет


Персонал


Финансы и контроль


Маркетинг


НИОКР


Производство и снабжение


 


Президент отделения А


Президент отделения Б


Президент отделения В


Управляющий производством отделения (директор)

Уровень штабных служб отделения


X в


Снабжение


Производст­венное пла­нирование


Управление качеством


Опреративно' управление


 


Директора отделений


Завод А


Завод Б


Завод В


 


по маркетингу


Заводские службы


 


по

финансам!

--------------- 1


Снабжение


Производ­ство


Контроль качества


Ремонт


по НИОКР


по персоналу


Рабочие


Сменные

__ | мастера

Начальники участков


 


Условные обозначения:


Линейные связи Функциональные (штабные) связи


ис. ь. Типичная дивизиональная структура управления крупной организации


Глава 1. Сущность и значение менеджмента

Управление проектом включает определение его целей, формирова­ние структуры, планирование и организацию выполнения работ, коорди­национные механизмы. Одной из форм проектного управления является формирование специального подразделения — проектной команды (или группы), работающей на временной основе. В ее состав включают необ­ходимых специалистов, в том числе и по управлению.

Руководитель проекта наделяется проектными полномочиями. В их числе: ответственность за планирование и ход выполнения работ, кон­троль расходования выделенных ресурсов и сроков проведения работ, ма­териальное стимулирование работников. Представленная на рис. 7 ти­пичная проектная структура используется при разработке крупных проектов, в которых руководитель несет полную ответственность за вы­полнение задач и использование ресурсов.

Генеральный директор


 


Продажи


Производство


Учет


 


Конструкционные

и инженерные

службы


Персонал|


 


Постоянная функциональная иерархическая структура

------- Временные проекты----


Проект А Руководитель


Проект В Руководитель


 


Отдел договоров


Отдел связей с клиентурой


Отдел договоров


Отдел связей с клиентурой


 


Конструкторские

и инженерные

службы


Производство


Конструкторские

и инженерные

службы


Производство


 


Персонал


Учет


Персонал


Учет


 



Рис. 7. Типичная проектная структура управления


1.3. Система менеджмента

Проектная структура обладает большой гибкостью, но при проведе-нескольких проектов приводит к необходимости распределения ре-сов меЖду ними в соответствии с важностью, приоритетностью и дру­гими критериями. Исследования показывают, что две трети проблем, связанных с проектной структурой, возникает из-за плохой кооперации между проектными группами, отсутствия необходимой увязки с внешней средой (особенно с потребителями и поставщиками) и базовой структу­рой управления. В результате проекты не выполняются в срок, требуют дополнительных ресурсов и нередко не соответствуют заданиям по каче­ству. Нередко множественность проектных структур усложняет проблему координации работ как между ними, так и с остальной частью организа­ции. В таких организациях управление должно строиться на основе соче­тания базовой структуры (она рассматривается как источник ресурсов) и проектных групп, которые являются рабочими единицами с закреплен­ными за ними целями. В некоторых организациях для этих целей назна­чают главного руководителя проектов, который осуществляет функцию координации.