Сущность и значение менеджмента
1.1. МЕНЕДЖМЕНТ В СИСТЕМЕ ПОНЯТИЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Происходящие перемены в Российской Федерации в последние годы коснулись человека и многих сфер его деятельности. В сфере экономики поворот от административно-командной системы к системе рыночных отношений потребовал от человека овладения многими знаниями в различных областях науки и техники. Для осуществления рыночных преобразований большое значение приобретают знания в области науки и искусства менеджмента.
Возникнув в конце XIX столетия, менеджмент приобрел особую популярность в 30-е годы XX в. Уже тогда деятельность по управлению выделилась в особую профессию, а область знаний — в самостоятельную дисциплину. По мере становления и развития менеджмента социальный слой менеджеров превратился в весьма влиятельную общественную силу. Когда появились корпорации-гиганты, обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим и информационным потенциалом, роль менеджеров возросла.
В странах с рыночной экономикой крупнейшие промышленные объединения и банки составляют основу экономической и политической силы государства. В зависимости от крупнейших корпораций находятся правительства стран и власти регионов. Крупные корпорации имеют свои предприятия во всем мире, где устанавливают правила распределения материальных благ, оказания услуг, владеют огромным информационным потенциалом. Решения менеджеров, как и решения крупных государст-8
1.1. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики
венных деятелей, могут влиять на судьбы миллионов людей, государств и пегионов. Но менеджеры оказывают влияние не только на различных уровнях управления в корпоративных структурах.
В развитых странах Запада большое влияние на экономику и жизнь людей оказывает и малый бизнес. Более 95% всех фирм этих стран составляют малые предприятия. Они максимально удовлетворяют потребности населения, создают рабочие места, являются местом испытания и внедрения технических и организационных нововведений.
Устойчивость малых предприятий и их выживание в конкурентной борьбе зависят от эффективного менеджмента.
Английское слово «менеджмент» (management) в переводе на русский язык «управление», происходит от корня латинского слова «рука». Первоначально оно относилось к сфере управления животными и обозначало — искусство управлять лошадьми. Позже это слово перенесли в сферу человеческой деятельности и стали обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.
В условиях перехода к рыночной экономике термины «менеджмент», «менеджер» легко вошли в наш словарный обиход наряду и на смену терминов «управление», «управленческая деятельность», «директор», «руководитель». И это вполне оправдано. Менеджмент — это управление в условиях рыночной экономики, в которых субъект хозяйствования должен:
• использовать экономические методы управления;
• ориентироваться на спрос и конъюнктуру рынка;
• производить те виды товаров, которые пользуются большим спросом у покупателей и могут гарантировать получение намеченной при-были;
• постоянно стремиться к получению оптимальных результатов при минимальных затратах;
• постоянно ориентировать производственные программы на потребности рынка.
В рыночной экономике конечный результат деятельности хозяйствующего субъекта может быть получен только в процессе обмена. Субъект хозяйствования должен принимать обоснованные и оптимальные решения, а это вызывает необходимость проведения многовариантных расчетов с привлечением многосторонней информации на базе компьютерной техники.
Труд менеджеров возник в условиях высокотехнологичного производства, которое требует многосторонней специализации работников, обеспе-
Глава 1. Сущность и значение менеджмента
чивающей непрерывность этапов и стадий всего производственного процесса. Поэтому менеджерами выступают работники различных специальностей: экономисты, инженеры, бухгалтеры, психологи, социологи и др., которые работают под руководством менеджера, управляющего предприятием или его подразделением.
Независимо от уровня управления термин «менеджер» означает принадлежность к профессиональной деятельности в качестве управляющего. Профессиональный менеджмент — самостоятельный вид деятельности, требует наличия субъекта — профессионала-менеджера, работа которого направлена на объект — хозяйственную деятельность организации в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы и др.).
Термин «менеджмент» в обозначении управления появился в США, но в настоящее время стал известен каждому образованному человеку во всем мире. В общедоступном понимании менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Под менеджментом понимают функцию управления, т.е. вид профессиональной деятельности по управлению людьми в любой отрасли экономики и сфере деятельности, если она направлена на получение прибыли как конечного результата. В англоязычных странах термин «менеджмент» употребляется в различных значениях, но только применительно к хозяйственной деятельности. Содержание менеджмента можно рассматривать в трех направлениях: наука и практика управления; организация управления; процесс принятия решений.
Менеджмент — область науки, человеческих знаний, позволяющих осуществлять функцию управления, поскольку он составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивает практическую деятельность управления научными рекомендациями. Наука предложила методологию управления путем анализа содержания работы и определения основных ее компонентов. В методологию научного управления входит также необходимость систематического использования стимулирования с целью повышения заинтересованности работников в увеличении производительности труда.
Менеджмент может также рассматриваться как организация управления предприятием, т.е. установления постоянных и временных взаимосвязей между подразделениями предприятия, определение порядка и условий его функционирования. Для достижения конечных результатов каждое предприятие в своей деятельности преобразует ресурсы, высту-10
1.1. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики
паюшие в виде капитала, сырья, материалов, информации, живого труда. Для их преобразования необходимо осуществлять различные виды деятельности, т.е. выполнять определенные функции.
функции закрепляются за конкретными подразделениями предприятия,
которые их осуществляют (отделы, службы, цеха, участки). Подразделения
_ это организованные группы людей. Их деятельность осознанно направ
ляется для достижения общей цели предприятия, т.е. управляется. В этом
случае можно говорить об управлении внутри предприятия или о менедж
менте, обеспечивающем производство, о менеджменте как организацион
ной деятельности. Но предприятие может рассматриваться и как орган
управления, его субъект, т.е. тот, кто управляет. И это же предприятие мо
жет рассматриваться и как объект управления, поскольку оно управляется
вышестоящей структурой. Во всех этих случаях может применяться слово
«менеджмент». Управление акционерными обществами, предприятиями,
фирмами в организационном отношении осуществляется по трем уровням,
по отношению к которым также применяется термин «менеджмент»:
• top management — высшее руководство;
• middle management — среднее звено управления;
• sole management — низовое звено управления.
Менеджмент рассматривается, помимо этого, как процесс принятия управленческих решений. Поддержанию непрерывности процесса производства сопутствует множество ситуаций и проблем, которые требуют от менеджера принятия решений. Проблемные ситуации возникают на всех уровнях управления. Они затрагивают как внутреннюю, так и (главным образом) внешнюю среду управляемого объекта, которой являются рыночные отношения. Предприятие (фирма, акционерное общество) приспосабливается к внешней среде на основе обратной связи.
Получая информацию о рыночных отношениях, менеджер принимает решение, которое является реакцией на ситуацию рынка и других элементов внешней среды. На основе принятого решения ставится задача каждому исполнителю. За исполнением устанавливается контроль.
Одновременно с принятием решения разрабатываются методы его реализации. Менеджер несет моральную и материальную ответственность за принятое решение. Это побуждает его подходить к принятию решения творчески, анализировать варианты решения с точки зрения их выполнения в сложившейся ситуации.
Особый вид менеджмента, весьма актуальный в современных российских условиях, — антикризисное управление.
Глава 1. Сущность и значение менеджмента
Российская экономика в настоящее время характеризуется резко меняющейся экономической средой, наличием сложных управленческих проблем, кризисным состоянием многих предприятий. В этих условиях возрастает значение антикризисного управления, под которым принято понимать либо управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из кризисного состояния, в котором оно находится.
Антикризисное управление включает:
• анализ финансового состояния предприятия;
• оценку миссии и мотивации предприятия;
• формирование новой стратегии развития;
• контроллинг;
• реинжиниринг предприятия.
Анализ финансового состояния предприятия предполагает изучение баланса и отчета о финансовых результатах, анализ средней величины денежных средств на счетах предприятия и отчета о прибылях и убытках.
Оценка миссии и мотивации предприятия осуществляется на основе рассмотрения внутренних и внешних перспектив его развития. На этом этапе с учетом тенденций, шансов, рисков и опасностей в большинстве случаев формируется новая концепция развития данного предприятия и определяются цели его деятельности.
Важнейший этап — формирование новой стратегии предприятия, которая должна представлять собой детальный и обоснованный план действий, чтобы обеспечить преодоление кризиса, осуществление миссии организации, а также обеспечить достижение ее новых целей.
Понятие «контроллинг» в экономическом смысле означает управление и наблюдение, но так как эффективное управление и наблюдение невозможны без постановки целей и планирования мероприятий по реализации этих целей, то контроллинг включает комплекс задач по планированию, регулированию и наблюдению. Контроллинг может восприниматься и как информационное обеспечение, ориентированное на конечный результат управления предприятием. Главная задача контроллинга — путем подготовки и предоставления необходимой управленческой информации ориентировать руководство предприятия на принятие решений и осуществление необходимых действий.
Реинжиниринг предусматривает новый способ мышления, включающий взгляд на построение и функционирование предприятия как на ин-12
1.1. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики
женерную деятельность. В условиях антикризисного управления реинжиниринг — это перепроектирование процессов, осуществляемых на предприятии, а не самого предприятия.
Таким образом, реинжиниринг — это фундаментальное переосмыс-иение и радикальное перепроектирование процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений в решающих показателях деятельности предприятия, таких, как стоимость и качество продукции, темпы роста производительности труда и др.
Антикризисное управление предполагает широкое использование приемов финансового менеджмента.
Под финансовым менеджментом понимают вид профессиональной деятельности, направленной на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами.
Финансовый менеджмент — процесс выработки целей управления финансами и осуществление воздействия на финансовые ресурсы предприятия с помощью специфических методов и рычагов.
Перечень вопросов, решаемых с помощью финансового менеджмента на уровне предприятия:
• определение источников финансирования;
• поиск капиталовложений и оценка их эффективности;
• управление оборотным капиталом;
• финансовое планирование;
• анализ финансовой деятельности и финансовый контроль. Цели финансового менеджмента:
• максимизация нормы прибыли;
• увеличение доходов руководства предприятия и акционеров;
• повышение курсовой стоимости акций;
• выполнение социальных функций.
Роль финансового менеджмента в том, что он позволяет концентрировать финансовые ресурсы на наиболее перспективных направлениях развития и обеспечивает сочетание интересов предприятия с интересами инвесторов. Анализ информации о состоянии внутренней и внешней среды предприятия и принятие на ее основе управленческих решений представляют собой технологию менеджмента. Иерархичность в системе управления позволяет делегировать полномочия, следовательно, и передавать ответственность на более низкие уровни управления. Подводя итог, можно дать следующее определение менеджмента.
Глава 1. Сущность и значение менеджмента
Менеджмент — это профессионально осуществляемое управление любой хозяйственной деятельностью предприятия в рыночных условиях, направленное на получение прибыли путем рационального использования ресурсов.
Основные аспекты менеджмента:
• экономический;
• социально-психологический;
• правовой;
• организационно-технический.
Экономический аспект менеджмента включает управление производством, в ходе которого достигается координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.
Социально-психологические аспекты характеризуют деятельность группы работников по организации и руководству усилиями персонала предприятия для достижения поставленных целей.
Правовой аспект отражает структуру государственных, политических и экономических институтов, проводимую ими политику и определяемое ими законодательство.
Организационно-технический аспект определяет рациональную оценку ситуации и систематический отбор целей и задач, упорядочение требуемых ресурсов, руководство и контроль выполнения работ, мотивацию и вознаграждение работающих.
Менеджмент в зависимости от видов и последовательности деятельности можно разделить на три стадии:
• стратегическое управление;
• оперативное управление;
• контроль.
Стратегическое управление включает:
• выработку целей менеджмента;
• прогнозирование как предвидение результатов развития, которое происходит под действием существующих факторов;
• перспективное планирование как систему мер, необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленной цели. Оперативное управление подразумевает деятельность по реализации
вышеуказанных мер.
Контроль предполагает анализ достигнутых результатов и систематическое информирование работающих о состоянии дел на предприятии. 14
1.2. Задачи, принципы и цели менеджмента
Вопросы для проверки
1. Что означает слово «менеджмент»?
2. Что понимают под менеджментом в условиях рыночной экономики?
3. Какие виды деятельности включает менеджмент?
4. Что включает теоретическая и практическая область менеджмента?
5. Как в менеджменте анализируются и решаются конкретные проблемы и ситуации, возникающие на предприятиях?
6. Что понимается под антикризисным управлением?
7. Охарактеризуйте основные направления менеджмента.
8. Перечислите три стадии менеджмента.
1.2. ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА
Важнейшая задача менеджмента — организация производства товаров с учетом запросов потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.
В связи с этим в задачи менеджмента входят:
• обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
• стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;
• постоянный контроль эффективности деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;
• определение конкретных целей развития фирмы;
• выявление приоритетных целей, их определенности и последовательности решения;
• разработка стратегии развития фирмы, определение хозяйственных задач и путей их решения;
• выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;
• постоянный поиск и освоение новых рынков;
• определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
• установление контроля выполнения поставленных задач.
Глава 1. Сущность и значение менеджмента
Выполнение задач менеджмента по регулированию, организации, координации, контролю производственного процесса и достижение намечаемых целей оцениваются на рынке.
Принципами менеджмента называют общие закономерности, в рамках которых реализуются связи между различными структурами управленческой системы при постановке практических задач управления.
Принципы менеджмента отражают объективную реальность, существующую независимо от сознания человека, иначе говоря, они объективны.
Следует учитывать, что каждый из принципов принадлежит субъекту, т.е. они имеют субъективный характер. Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем точнее знание, тем эффективнее деятельность менеджера в сфере управления.
Важный принцип менеджмента — принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности: каждый подчиненный должен выполнять поставленные ему задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждая должность в иерархии управления наделяется конкретными предоставленными ей правами. Менеджер, занимающий соответствующую должность, несет полную ответственность за возложенные на него задачи и выполняет определенные функции. Никто из менеджеров не должен передавать задание по выполнению решения, минуя непосредственного подчиненного. Отрицательный момент в реализации такого принципа в том, что менеджер может оказаться изолированным от сферы своей ответственности, так как его непосредственные подчиненные могут препятствовать его личным и прямым контактам с низовыми звеньями управленческой структуры.
Важнейший принцип менеджмента — демократизация управления, основанная на корпоративной организации собственности, когда денежные средства многих людей, вложенные в акции, поставлены под единое административное управление.
Управление предприятиями имеет тенденцию к совершенствованию путем применения таких форм и методов, которые обеспечивают наиболее высокие прибыли, конкурентоспособность выпускаемой продукции и завоевывают прочные позиции на рынке.
Еще один принцип менеджмента — единоначалие в управлении и коллегиальность в выработке решений. Под единоначалием понимается предоставление высшему руководителю предприятия или отдельного подразделения такой полноты власти, которая необходима для принятия решений и 16
1.2. Задачи, принципы и цели менеджмента
персональной ответственности за порученное дело. Коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на основе мнений менеджеров разного уровня, прежде всего исполнителей принимаемых решений; повышает объективность принимаемых решений, их обоснованность и способствует успешной реализации таких решений. Однако принятие коллегиальных решений происходит намного медленнее, чем индивидуальных. Для каждого должностного лица устанавливается четкая ответственность за выполнение определенных и точно очерченных работ.
Важнейшие принципы менеджмента — централизация и децентрализация.
Централизованная форма управления предусматривает руководство всей хозяйственной деятельностью из одного центра, жесткую регламентацию и координацию работы всех подразделений и полное отсутствие у них хозяйственной самостоятельности.
Децентрализованная форма управления предполагает создание внутри предприятия производственных подразделений, пользующихся полной хозяйственной самостоятельностью, т.е. наделенных широкими полномочиями как в сфере производства, так и в сфере сбыта и несущих ответственность за получение прибылей. За высшей администрацией предприятия сохраняются функции контроля оперативной деятельности подразделений, координация их работы и определения основных направлений для обеспечения эффективности и прибыльности деятельности, а также осуществление перспективного планирования.
Чаще всего на производственные подразделения возлагается вся полнота ответственности за организацию производственно-сбытовой деятельности. Каждое производственное подразделение самостоятельно финансирует свою деятельность, вступает на коммерческой основе в партнерские отношения с любыми третьими сторонами. Однако сам факт создания производственных подразделений еще не означает, что предприятие управляется на основе децентрализации. Степень децентрализации управления определяется степенью предоставления полномочий или прав принятия самостоятельных решений управляющим подразделений.
В некоторых предприятиях при большом числе производственных подразделений генеральный директор принимает решения по всем более или менее важным вопросам единолично, т.е. управление таким предприятием по существу централизованное.
Характерная черта организации управления в современных условиях хозяйствования — сочетание принципов цешрцшшщш и доцонтродтп
Б&ИЮТВАБЭ! -5 О 37-/-
Глава 1. Сущность и значение менеджмента
ции, когда полномочия по вопросам стратегического порядка закрепляются за высшим звеном управления, а оперативные вопросы, как правило, за низовыми звеньями управления.
Подчинение деятельности всех подразделений предприятия единой цели и общей политике осуществляется усилением оперативного контроля деятельности производственных подразделений, а также путем усиления финансового контроля. Высокоцентрализованным должны быть планирование, особенно перспективное, техническая политика и политика инвестиций, организация научно-исследовательских работ и внедрение новой техники, ведение финансовых расчетов.
В усилении принципов централизации в управлении большое значение имеет широкое использование системного анализа, программирования и моделирования, экономико-математических методов, теории операций и теории игр, а также внедрение электронно-вычислительных машин, методов автоматического сбора и обработки информации.
Важнейшую организационную проблему управления составляет определение оптимальных соотношений между централизацией руководства и децентрализацией оперативной деятельности.
К функциям централизованного управления относятся:
• планирование;
• контроль;
• техническая и финансовая политика;
• руководство политикой предприятия в целом.
К функциям децентрализованного управления относятся:
• маркетинг;
• разработка и внедрение новой техники;
• материально-техническое снабжение;
• кадровые вопросы.
Еще один принцип менеджмента — научность в сочетании с элементами искусства. Научный подход необходим, так как в настоящее время невозможно руководить организацией или предприятием без глубоких профессиональных знаний. В то же время ситуация может меняться столь стремительно и неожиданно, что на поиск научно обоснованного решения нет времени, и тогда приходится импровизировать, использовать нетрадиционные подходы, позволяющие решать самые трудные задачи.
Процесс управления должен быть целенаправленным, т.е. всегда осуществляться с ориентацией на решение конкретных проблем, стоящих в данный момент перед организацией. 18
1.2. Задачи, принципы и цели менеджмента
Важный принцип менеджмента — последовательность. Действия, из которых состоит управление, располагаются в строго определенном порядке, как в пространстве, так и во времени. Нельзя, например, сначала принимать управленческое решение, а затем уже осмысливать ситуацию.
В ряде случаев последовательность управленческих действий имеет циклический характер, предполагает их повторение в том же виде через определенные промежутки времени. Например, циклическими являются текущее планирование, контроль, составление бухгалтерских отчетов.
Для осуществления рационального управления необходимо обеспечить единство прав и ответственности в каждом управленческом звене. Избыток прав по сравнению с ответственностью приводит на практике к управленческому произволу; недостаток — парализует деловую активность и инициативу.
Существенный принцип менеджмента — состязательность участников управления на основе личной заинтересованности в успехе, поддерживаемой с помощью материального поощрения, возможности продвижения по службе, самореализации, получения новых знаний и навыков.
Для повышения рациональности управленческого процесса должен соблюдаться принцип максимально широкого вовлечения исполнителей в подготовку управленческих решений на ранних стадиях их разработки.
Соблюдение перечисленных выше принципов менеджмента значительно повышает эффективность деятельности организаций и предприятий, способствует осуществлению стоящих перед ними целей.
Важный раздел менеджмента — выработка четких формулировок целейуправления организацией. Цели — изначальный элемент системы управления предприятием — выполняют организующую, мотивирующую и контролирующую функции. Само появление предприятия связывается с наличием у людей общих целей, что превращает управление в целенаправленную деятельность.
Академическое определение цели трактует ее как один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, характеризуемый предвосхищением в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. В практической деятельности цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую систему.
По принятой в менеджменте терминологии под целью понимается идеальное или желательное состояние объекта управления, в данном слу-
Глава 1. Сущность и значение менеджмента
чае организации. Именно на его достижение направлена управленческая деятельность. Причем крупные предприятия имеют множество целей различного уровня, обычно дополняющих и поддерживающих друг друга. Цели либо открыто провозглашаются высшим руководством, фиксируются в официальных документах, либо неявно подразумеваются в повседневной деятельности предприятия, просматриваются в его философии. Чтобы успешно функционировать, многим предприятиям приходится систематически обновлять свои цели в соответствии с изменяющимися внешними и внутренними условиями.
Цели становятся инструментом управления, когда они:
• определены или сформулированы;
• известны работникам;
• приняты к исполнению.
Формулирование целей довольно сложный процесс. На формулирование целей непосредственно влияют:
• характер производственного и кадрового потенциала предприятия;
• условия функционирования предприятия;
• взгляды руководства предприятия;
• интересы персонала, деловых партнеров, местной администрации, общества в целом.
Качество цели, как правило, определяет успех или неудачу в деятельности предприятия. Для выполнения своих функций цели должны:
• выражать философию предприятия;
• оправдывать необходимость и закономерность существования предприятия;
• служить критерием выделения проблем и принятия управленческих решений;
• ориентировать деятельность предприятия и каждого ее работника;
• сплачивать энтузиастов и побуждать их активность.
К целям предъявляются довольно жесткие требования.
Важной характеристикой цели является ее достижимость и реалистичность. Цели должны быть реальными для данных условий и соответствовать возможностям предприятия. Недостижимые, нереалистичные цели не мотивируют исполнителей, могут отбить желание что-либо делать для их достижения, подорвать доверие к руководству. Легко достижимые цели обладают слабой мотивацией. Например, попытки слабого в техническом отношении предприятия производить продукцию мирового 20
1.2. Задачи, принципы и цели менеджмента
уровня качества могут закончиться уходом с такого предприятия талантливых и здравомыслящих менеджеров.
Цели должны быть понятны для исполнителя и недвусмысленно сформулированы. Поскольку цели обычно достигаются в результате совместной деятельности работников, они должны быть ими признаваемы в качестве своих личных целей. Условием этого является их известность, понятность и близость большинству работников предприятия.
С одной стороны, цель должна быть описана максимально в качественных терминах (лучше, современнее, эффективнее, гибче), а с другой — получить требуемое количественное оформление, т.е. должна быть измеряема. Цели должны быть проверяемыми, что связано с необходимостью оценивать степень их достижения и соответственно справедливо вознаграждать работников. Цель должна иметь сроки исполнения, что дает возможность четко проконтролировать ее выполнение; мотивировать действия исполнителя в правильном направлении.
Цели индивидов, групп и предприятия в целом должны быть совместимы. Это помогает избежать конфликтов между людьми и подразделениями. Эффективные цели должны быть возможными для проверки и корректировки. Этого требуют постоянно меняющиеся внешние факторы и обстоятельства. Знание того, что цель является предметом изменения в свете новых реальностей, помогает людям преодолевать нежелание установить их и посвятить себя их выполнению. Эффективность цели во многом определяется наличием системы обратной связи. Основные условия эффективности достижения целей является:
• заблаговременное создание необходимых организационных и материальных предпосылок;
• своевременное начало действий;
• наличие свободы маневра;
• использование современных средств и методов работы;
• благоприятный морально-психологический климат на предприятии.
Своевременное и полное информирование работников о ходе ее выпол
нения помогает держать цель в поле зрения. Цели необходимо связывать с
системой вознаграждения. Наличие целей — очень важный фактор органи
зационного успеха. Они обеспечивают направленность действий, сплачива
ют людей, создают возможность для эффективной работы предприятия. Це
ли выполняют ряд полезных и практических функций, помогая понять, для
чего существует предприятие и почему работники поступают так, а не иначе.
Глава 1. Сущность и значение менеджмента
Через цели работники определяют, стоит ли им работать на данном предприятии или нет. Цели не только привлекают людей на предприятие, но регулируют поведение этих людей. Например, такая цель, как повышение качества, требует соблюдения технологической дисциплины и строгого контроля качества выпускаемой продукции.
Цели являются главными мотивами, направляют поведение людей, удовлетворяя их потребности; уменьшают неопределенность, разъясняя работникам, что предприятие преследует в своей деятельности.
Например, целью может быть расширение ассортимента выпускаемой продукции, завоевание новых рынков сбыта, победа над конкурентами.
Цели помогают предприятиям познавать и приспосабливаться к окружающей действительности. По целям можно ориентироваться в движении, сравнивать себя с другими, определять соответствие требованиям.
Цели являются стандартом для оценки работы коллектива предприятия.
Различают три типа организационных целей: официальные, оперативные и операционные. Официальные цели определяют общее назначение предприятия.
Как правило, они абстрактны, идеалистичны и описываются в качественных терминах. Цели оправдывают существование предприятия перед обществом. Цели имеют внешнюю направленность и выполняют важную защитную функцию, создают предприятию благоприятный имидж.
Однако по этим целям трудно определить, чем на самом деле занимается предприятие.
Оперативные цели исходят из действительной политики и указывают, что предприятие на самом деле пытается делать независимо от того, что было заявлено в официальных целях. Эти цели имеют внутреннюю направленность; важны для работников предприятия и обычно мало известны внешнему миру. Формой их выражения является план работы организации.
Операционные цели еще более измеряемы, чем оперативные.
Цели направляют поведение и по ним дают оценку работе; они разрабатываются до деталей и выражаются в количественных терминах, выступают в форме конкурентных заданий отдельным исполнителем и рабочим группам. Смысл установления целей — сконцентрировать внимание на желаемых результатах. Установление целей позволяет выработать критерии, позволяющие судить, важно ли то, что мы делаем. Этому должно способствовать согласование интересов сторон, которые участвуют в данном про-22
1.2. Задачи, принципы и цели менеджмента
цессе. Процесс установления индивидуальных целей предприятия начинается после принятия управленческого решения менеджером.
Сам процесс заключается в диалоге между работником и его непосредственным начальником, в котором они совместно планируют цели работника и определяют степень продвижения на пути их достижения.
Значительно сложнее и тщательнее устанавливаются цели, связанные с деятельностью отдельных предприятий.
Разработка экономической политики предприятия предусматривает определение целей его деятельности и стратегии развития на ближнюю и дальнюю перспективы исходя из оценки потенциальных возможностей предприятия и обеспеченности его соответствующими ресурсами. Цели предприятия определяют концепцию его развития и основные направления деловой активности. Стратегия предприятия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал предприятия, его производственно-сбытовые возможности и перспективы.
Разработка экономической политики предприятия предполагает:
• формирование стратегических целей и задач;
• анализ сильных и слабых сторон деятельности;
• оценку существующих и перспективных направлений хозяйственной деятельности;
• анализ внешнего окружения и его влияние на функционирование;
• определение альтернативных вариантов производственно-хозяйственной деятельности;
• выбор оптимальной стратегии;
• составление ежегодного бюджета.
Экономическая политика предприятия строится на основе полного обеспечения информацией, основанной на результатах исследований, включающих анализ его хозяйственной деятельности на текущий период и на перспективу. Подобный анализ предполагает выяснение тех тенденций и ситуаций, которые способны оказать воздействие на результаты хозяйственной деятельности предприятия. В частности, анализ позиций предприятия в конкурентной борьбе предусматривает оценку и определение результатов, которых можно добиться, изменив его конкурентную стратегию.
При разработке стратегических позиций предприятия обычно пользуются определенными показателями, как качественными, так и количественными. Качественные показатели именуются ориентирами, количе-
Глава 1. Сущность и значение менеджмента
ственные — заданиями. Ориентир представляет собой более отдаленную цель, которую предприятие стремится достичь путем разработки стратегии. Определение цели — это более конкретный уровень принятия решений, требующий выработки соответствующих стратегических задач. Стратегия, разработанная для достижения одних целей, в большинстве случаев не будет применима для достижения других целей.
Необходимо различать цели общие или глобальные, разрабатываемые для предприятия в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей или ориентиров.
Общие цели отражают концепцию развития предприятия и разрабатываются на длительную перспективу. Они определяют основные направления программы развития предприятия, что, в свою очередь, требует точного формирования целей и их конкретной увязки с ресурсами.
Одновременно с формированием целей происходит их ранжирование по принципу приоритетности.
Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном подразделении предприятия и могут выражаться в количественных и качественных показателях.
Вопросы для проверки
1. Какова важнейшая задача менеджмента?
2. Перечислите основные задачи менеджмента.
3. Что называется принципами менеджмента?
4. Охарактеризуйте основные принципы менеджмента.
5. Какими факторами определяются принципы управления отдельными предприятиями?
6. Что относится к функциям централизованного управления?
7. Что относится к функциям децентрализованного управления?
8. Что понимается в менеджменте под целью?
9. При каких условиях цели становятся инструментом управления?
10. Каковы главные функции целей?
11. Какие факторы оказывают влияние на формулировку целей?
12. Какие требования предъявляются к целям?
13. Охарактеризуйте официальные, оперативные и операционные цели. 24
1.3. Система менеджмента
14. Что предполагает разработка экономической политики предприятия?
15. Каковы условия эффективности достижения целей?