ПРЕДИСЛОВИЕ
Зельдович, Б.З.
3 50 Менеджмент: учебник / Б.З. Зельдович. — 2-е изд., стереотип. —
М: Издательство «Экзамен», 2009. — 575, [1] с. (Серия «Учебник для вузов»)
ISBN978-5-377-01957-2
В учебнике раскрыты основные аспекты менеджмента, показана роль информации и методы разработки эффективных управленческих решений, перечислены требования к менеджеру, его функции, рассмотрено содержание и организация деятельности менеджеров, их поведенческая стратегия и тактика, описаны проблемы управления знаниями, охарактеризованы конфликты, даны рекомендации по их предупреждению и ликвидации.
Учебник предназначен для студентов, аспирантов, сотрудников научно-исследовательских институтов, работников организаций, предприятий и фирм, предпринимателей и лиц, интересующихся проблемами менеджмента.
УДК 65.01(075.8) ББК 65.290-2я73
Формат 60x90/16.
Гарнитура «Тайме». Бумага офсетная. Уч.-изд. л. 26,54.
Усл. печ. л. 38. Тираж 3000 экз. Заказ №4824181
ISBN 978-5-377-01957-2© Зельдович Б.З., 2009
О Издательство «ЭКЗАМЕН», 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Сущность и значение менеджмента............................. 8
1.1. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. 8
1.2. Задачи, принципы и цели менеджмента....................... 15
1.3. Система менеджмента.................................................. 25
Глава 2. Эволюция теории и практики менеджмента............... 44
2.1. Основные этапы развития менеджмента...................... 44
2.2. Подходы к управлению разных научных школ........... 55
2.3. Развитие менеджмента в России.................................. 66
Глава 3. Менеджмент организаций........................................... 80
3.1. Общая характеристика организаций............................ 80
3.2. Внешняя среда организации......................................... 87
3.3. Внутренняя среда организации.................................... 93
3.4. Взаимодействие человека и организации................... 102
3.5. Организационная культура......................................... 115
Глава 4. Роль информации в менеджменте............................. 123
4.1. Виды информации и требования к ней....................... 123
4.2. Источники управленческой информации.................. 130
4.3. Технология информационной деятельности............. 137
4.4. Информационно-техническое обеспечение управления 144
Глава 5. Управленческие решения.......................................... 157
5.1. Требования к управленческим решениям.................. 157
5.2. Виды управленческих решений.................................. 161
5.3. Подготовка, принятие и реализация управленческих решений ". 167
5.4. Психологические аспекты подготовки, принятия и реализации управленческих решений 174
5.5. Контроль исполнения управленческих решений....... 184
5.6. Оптимизация управленческих решений..................... 189
5.7. Эффективность управленческих решений................. 196
Глава 6. Функции менеджмента.............................................. 202
6.1. Функция планирования............................................... 202
6.2. Функция организации.................................................. 208
6.3. Функция мотивации..................................................... 214
6.4. Функция контроля....................................................... 225
Глава 7. Личность и авторитет менеджера............................. 232
7.1. Требования к менеджерам.......................................... 232
7.2. Характеры и темпераменты........................................ 242
7.3. Память и внимание в деятельности менеджера......... 251
7.4. Имидж менеджера....................................................... 257
7.5. Авторитет.................................................................... 265
7.6. Здоровый образ жизни менеджера............................. 271
7.7. Самоменеджмент........................................................ 278
Глава 8. Власть и влияние менеджера..................................... 322
8.1. Основные теории лидерства....................................... 322
8.2. Методы менеджмента................................................. 329
8.3. Власть менеджера....................................................... 337
8.4. Делегирование полномочий менеджером.................. 343
8.5. Стили управления........................................................ 349
8.6. Скрытое управление и манипулирование.................. 355
Глава 9. Содержание деятельности менеджера...................... 375
9.1. Управленческие функции менеджера........................ 375
9.2. Воспитательная функция менеджера......................... 380
9.3. Организация труда менеджера................................... 386
9.4. Особенности деятельности женщины-менеджера..... 397
9.5. Подготовка и повышение квалификации менеджеров 409
Глава 10. Поведенческая стратегия и тактика менеджера..... 416
10.1. Взаимоотношения в коллективе............................... 416
10.2. Вербальные и невербальные межличностные коммуникации 431
10.3. Деловое общение менеджера.................................... 440
10.4. Телефонное общение менеджера.............................. 450
10.5. Поведенческая модель менеджера........................... 456
10.6. Деловые совещания................................................... 461
Глава 11. Управление знаниями.............................................. 470
11.1. Значение знаний для развития организаций............. 470
11.2. Функции и этапы управления знаниями................... 482
И .3. Применение концепции управления знаниями....... 491
Глава 12. Стрессы и конфликты.............................................. 502
12.1. Стресс.......................................................................... 502
12.2. Стрессоустойчивость менеджера............................. 521
12.3. Конфликты в организации......................................... 532
ПРЕДИСЛОВИЕ
В современных условиях хозяйствования одним из важнейших факторов развития и функционирования организаций, фирм и промышленных предприятий является рациональная управленческая деятельность, получившая название «менеджмент».
В общем виде менеджмент — это наука и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя интеллект, труд и мотивы поведения людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на работников с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную производительную силу, руководстве деятельностью организаций и предприятий для достижения ими определенных целей наиболее рациональными способами.В условиях рыночной экономики предприятия получили право на полную самостоятельность и распоряжение результатами своего труда, в частности, в определении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, распределении прибыли, выхода на внешние и рынки.
Такая ситуация предъявляет повышенные требования к управленческим решениям, следовательно, к квалификации менеджеров, принимающих и реализующих эти решения.
Важнейшая функция менеджеров предприятий — разработка и претворение в жизнь эффективной управленческой стратегии, ориентированной на получение максимальной прибыли при минимальных затратах. В связи с этим весьма актуальным становится теоретическая и практическая подготовка образованных и высокопрофессиональных менеджеров, компетентных в широком круге экономических, организационных, психологических, технологических, технических, социальных и правовых вопросов, с высоким чувством ответственности за результаты своей деятельности. Наряду с этим возникает необходимость в изучении и творческом использовании передового отечественного и зарубежного опыта менеджмента.
Представленная в учебнике система научных знаний составляет теоретическую основу управления и обеспечивает практику менеджмента научными рекомендациями.
Учебник состоит из двенадцати глав.
В первой главе рассматривается сущность и значение менеджмента, его основные задачи, цели, принципы и функции, акцентируется внимание на роли и значении менеджмента в повышении эффективности предприятий.
Во второй главе описаны эволюция теории и практики менеджмента, перечислены основные этапы развития менеджмента, подходы к процессам управления в разных научных школах, рассматривается развитие менеджмента в России.
Третья глава характеризует менеджмент организаций. В ней даны определения организации, внешней и внутренней среды и организационной культуры; показано значение эффективного взаимодействия человека и организации.
Четвертая глава раскрывает роль, виды, источники управленческой информации и требования к ней; показывает технологию информационной деятельности; выделяет значение и сущность информационно-технического обеспечения управления предприятием.
В пятой главе перечислены требования к управленческим решениям, методы их подготовки, принятия и реализации, контроля исполнения. Раскрыты психологические аспекты подготовки, принятия и реализации управленческих решений, даны критерии оценки их оптимальности и эффективности.
Шестая глава описывает основные функции менеджмента, значение планирования, организации, мотивации и контроля в эффективном управлении предприятием.
В седьмой главе определены требования к менеджерам, даны определения характера и темперамента, показано значение памяти и внимания в деятельности менеджеров, а также роль и основные составляющие компоненты имиджа, авторитета и здорового образа жизни менеджера, раскрыты сущность и значение самоменеджмента.
Восьмая глава рассматривает основные теории лидерства, характеризует сущность власти и влияния менеджеров, значение рационального делегирования полномочий, описывает методы менеджмента и стили управления.
Девятая глава раскрывает роль и содержание деятельности менеджера, проблемы организации его труда, детализирует управленческие и воспитательные функции менеджера, значение самоменеджмента и стрессо-6
Предисловие
устойчивости менеджеров, а также рациональных методов их подготовки и повышения квалификации.
В десятой главе описаны поведенческая стратегия и тактика менеджера, охарактеризованы взаимоотношения в коллективах, вербальные и невербальные межличностные коммуникации, раскрыты суть поведенческой модели менеджера и основные аспекты его делового общения.
Одиннадцатая глава рассматривает вопросы управления знаниями, в частности, значение знаний для развития организаций, функции и этапы управления знаниями, возможности применения концепции управления знаниями.
Двенадцатая глава посвящена проблемам стрессов и конфликтов; даны основные понятия, связанные со стрессом, охарактеризована стрессо-устойчивость менеджера, определены природа и сущность конфликтов, показаны их основные причины, оптимальные методы предупреждения и ликвидации.
Перечисленные главы учебника содержат 56 параграфов, в конце каждого параграфа есть вопросы для проверки знаний по конкретному материалу, раскрываемому в данном разделе учебнике.
В заключение дан подробный список литературы, рекомендуемый для более детальной проработки затронутых в учебнике вопросов, а также для самостоятельного изучения некоторых проблем, не раскрытых в данном учебнике из-за ограниченности его объема.
Учебник предназначен для студентов, аспирантов, работников организаций, фирм и предприятий, сотрудников научно-исследовательских институтов, предпринимателей и лиц, интересующихся проблемами менеджмента.
Глава 1