ПРЕДИСЛОВИЕ

Зельдович, Б.З.

3 50 Менеджмент: учебник / Б.З. Зельдович. — 2-е изд., стереотип. —

М: Издательство «Экзамен», 2009. — 575, [1] с. (Серия «Учебник для вузов»)

ISBN978-5-377-01957-2

В учебнике раскрыты основные аспекты менеджмента, показана роль информации и методы разработки эффективных управленческих решений, перечислены требования к менеджеру, его функции, рассмотрено содержа­ние и организация деятельности менеджеров, их поведенческая стратегия и тактика, описаны проблемы управления знаниями, охарактеризованы кон­фликты, даны рекомендации по их предупреждению и ликвидации.

Учебник предназначен для студентов, аспирантов, сотрудников научно-исследовательских институтов, работников организаций, предприятий и фирм, предпринимателей и лиц, интересующихся проблемами менеджмента.

УДК 65.01(075.8) ББК 65.290-2я73

Формат 60x90/16.

Гарнитура «Тайме». Бумага офсетная. Уч.-изд. л. 26,54.

Усл. печ. л. 38. Тираж 3000 экз. Заказ №4824181

ISBN 978-5-377-01957-2© Зельдович Б.З., 2009

О Издательство «ЭКЗАМЕН», 2009


ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Сущность и значение менеджмента............................. 8

1.1. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. 8

1.2. Задачи, принципы и цели менеджмента....................... 15

1.3. Система менеджмента.................................................. 25

Глава 2. Эволюция теории и практики менеджмента............... 44

2.1. Основные этапы развития менеджмента...................... 44

2.2. Подходы к управлению разных научных школ........... 55

2.3. Развитие менеджмента в России.................................. 66

Глава 3. Менеджмент организаций........................................... 80

3.1. Общая характеристика организаций............................ 80

3.2. Внешняя среда организации......................................... 87

3.3. Внутренняя среда организации.................................... 93

3.4. Взаимодействие человека и организации................... 102

3.5. Организационная культура......................................... 115

Глава 4. Роль информации в менеджменте............................. 123

4.1. Виды информации и требования к ней....................... 123

4.2. Источники управленческой информации.................. 130

4.3. Технология информационной деятельности............. 137

4.4. Информационно-техническое обеспечение управления 144

Глава 5. Управленческие решения.......................................... 157

5.1. Требования к управленческим решениям.................. 157

5.2. Виды управленческих решений.................................. 161

5.3. Подготовка, принятие и реализация управленческих решений ". 167

5.4. Психологические аспекты подготовки, принятия и реализации управленческих решений 174

5.5. Контроль исполнения управленческих решений....... 184

5.6. Оптимизация управленческих решений..................... 189

5.7. Эффективность управленческих решений................. 196

Глава 6. Функции менеджмента.............................................. 202

6.1. Функция планирования............................................... 202

6.2. Функция организации.................................................. 208

6.3. Функция мотивации..................................................... 214

6.4. Функция контроля....................................................... 225


Глава 7. Личность и авторитет менеджера............................. 232

7.1. Требования к менеджерам.......................................... 232

7.2. Характеры и темпераменты........................................ 242

7.3. Память и внимание в деятельности менеджера......... 251

7.4. Имидж менеджера....................................................... 257

7.5. Авторитет.................................................................... 265

7.6. Здоровый образ жизни менеджера............................. 271

7.7. Самоменеджмент........................................................ 278

Глава 8. Власть и влияние менеджера..................................... 322

8.1. Основные теории лидерства....................................... 322

8.2. Методы менеджмента................................................. 329

8.3. Власть менеджера....................................................... 337

8.4. Делегирование полномочий менеджером.................. 343

8.5. Стили управления........................................................ 349

8.6. Скрытое управление и манипулирование.................. 355

Глава 9. Содержание деятельности менеджера...................... 375

9.1. Управленческие функции менеджера........................ 375

9.2. Воспитательная функция менеджера......................... 380

9.3. Организация труда менеджера................................... 386

9.4. Особенности деятельности женщины-менеджера..... 397

9.5. Подготовка и повышение квалификации менеджеров 409

Глава 10. Поведенческая стратегия и тактика менеджера..... 416

10.1. Взаимоотношения в коллективе............................... 416

10.2. Вербальные и невербальные межличностные коммуникации 431

10.3. Деловое общение менеджера.................................... 440

10.4. Телефонное общение менеджера.............................. 450

10.5. Поведенческая модель менеджера........................... 456

10.6. Деловые совещания................................................... 461

Глава 11. Управление знаниями.............................................. 470

11.1. Значение знаний для развития организаций............. 470

11.2. Функции и этапы управления знаниями................... 482

И .3. Применение концепции управления знаниями....... 491

Глава 12. Стрессы и конфликты.............................................. 502

12.1. Стресс.......................................................................... 502

12.2. Стрессоустойчивость менеджера............................. 521

12.3. Конфликты в организации......................................... 532


ПРЕДИСЛОВИЕ

В современных условиях хозяйствования одним из важнейших фак­торов развития и функционирования организаций, фирм и промышлен­ных предприятий является рациональная управленческая деятельность, получившая название «менеджмент».

В общем виде менеджмент — это наука и искусство побеждать, уме­ние добиваться поставленных целей, используя интеллект, труд и мотивы поведения людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на работ­ников с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную производительную силу, руководстве деятельностью организаций и пред­приятий для достижения ими определенных целей наиболее рациональ­ными способами.В условиях рыночной экономики предприятия получили право на полную самостоятельность и распоряжение результатами своего труда, в частности, в определении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, распределении прибыли, выхода на внешние и рынки.

Такая ситуация предъявляет повышенные требования к управленче­ским решениям, следовательно, к квалификации менеджеров, прини­мающих и реализующих эти решения.

Важнейшая функция менеджеров предприятий — разработка и пре­творение в жизнь эффективной управленческой стратегии, ориентиро­ванной на получение максимальной прибыли при минимальных затратах. В связи с этим весьма актуальным становится теоретическая и практиче­ская подготовка образованных и высокопрофессиональных менеджеров, компетентных в широком круге экономических, организационных, пси­хологических, технологических, технических, социальных и правовых вопросов, с высоким чувством ответственности за результаты своей дея­тельности. Наряду с этим возникает необходимость в изучении и творче­ском использовании передового отечественного и зарубежного опыта ме­неджмента.

Представленная в учебнике система научных знаний составляет тео­ретическую основу управления и обеспечивает практику менеджмента научными рекомендациями.

Учебник состоит из двенадцати глав.


В первой главе рассматривается сущность и значение менеджмента, его основные задачи, цели, принципы и функции, акцентируется внима­ние на роли и значении менеджмента в повышении эффективности пред­приятий.

Во второй главе описаны эволюция теории и практики менеджмента, перечислены основные этапы развития менеджмента, подходы к процес­сам управления в разных научных школах, рассматривается развитие ме­неджмента в России.

Третья глава характеризует менеджмент организаций. В ней даны оп­ределения организации, внешней и внутренней среды и организационной культуры; показано значение эффективного взаимодействия человека и организации.

Четвертая глава раскрывает роль, виды, источники управленческой информации и требования к ней; показывает технологию информацион­ной деятельности; выделяет значение и сущность информационно-техни­ческого обеспечения управления предприятием.

В пятой главе перечислены требования к управленческим решениям, методы их подготовки, принятия и реализации, контроля исполнения. Раскрыты психологические аспекты подготовки, принятия и реализации управленческих решений, даны критерии оценки их оптимальности и эф­фективности.

Шестая глава описывает основные функции менеджмента, значение планирования, организации, мотивации и контроля в эффективном управ­лении предприятием.

В седьмой главе определены требования к менеджерам, даны опреде­ления характера и темперамента, показано значение памяти и внимания в деятельности менеджеров, а также роль и основные составляющие ком­поненты имиджа, авторитета и здорового образа жизни менеджера, рас­крыты сущность и значение самоменеджмента.

Восьмая глава рассматривает основные теории лидерства, характери­зует сущность власти и влияния менеджеров, значение рационального делегирования полномочий, описывает методы менеджмента и стили управления.

Девятая глава раскрывает роль и содержание деятельности менедже­ра, проблемы организации его труда, детализирует управленческие и вос­питательные функции менеджера, значение самоменеджмента и стрессо-6


Предисловие

устойчивости менеджеров, а также рациональных методов их подготовки и повышения квалификации.

В десятой главе описаны поведенческая стратегия и тактика менед­жера, охарактеризованы взаимоотношения в коллективах, вербальные и невербальные межличностные коммуникации, раскрыты суть поведенче­ской модели менеджера и основные аспекты его делового общения.

Одиннадцатая глава рассматривает вопросы управления знаниями, в частности, значение знаний для развития организаций, функции и этапы управления знаниями, возможности применения концепции управления знаниями.

Двенадцатая глава посвящена проблемам стрессов и конфликтов; да­ны основные понятия, связанные со стрессом, охарактеризована стрессо-устойчивость менеджера, определены природа и сущность конфликтов, показаны их основные причины, оптимальные методы предупреждения и ликвидации.

Перечисленные главы учебника содержат 56 параграфов, в конце ка­ждого параграфа есть вопросы для проверки знаний по конкретному ма­териалу, раскрываемому в данном разделе учебнике.

В заключение дан подробный список литературы, рекомендуемый для более детальной проработки затронутых в учебнике вопросов, а также для самостоятельного изучения некоторых проблем, не раскрытых в дан­ном учебнике из-за ограниченности его объема.

Учебник предназначен для студентов, аспирантов, работников орга­низаций, фирм и предприятий, сотрудников научно-исследовательских институтов, предпринимателей и лиц, интересующихся проблемами ме­неджмента.


Глава 1