I. Знакомство с детьми, участвующими в занятиях
Все сидят в кругу, каждый по очереди называет свое имя (так как хочет, чтобы его называли на занятиях), цель его прихода на занятия. Определяются правила поведения на занятиях и принципы поведения в группе:
1.”Здесь и теперь”
2.Искренность и открытость
4.Конфиденциальность
4.Активность
5.Принцип “Я”.
Учитель рассказывает форму проведения занятий (чередование практических и теоретических заданий). Дети вносят свои предложения.
Вступление учителя: Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Исследователи показали, что удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.
При этом необходимо иметь в виду следующие обстоятельства. Во-первых, мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии сегодня “живут” лишь 5–15 лет, а затем либо “умирают”, либо изменяются до неузнаваемости. Во-вторых, сам человек не есть нечто застывшее и “намертво” связанное с профессией. В течение жизни может появиться желание или необходимость изменить профессию или квалификацию. А для этого необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни. Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием и самовоспитанием. Следовательно, вопрос о поиске, выборе и овладении профессией является центральным в жизни каждого человека.
Деловой сегодняшний и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их претворение в жизнь.
Все профессии, существующие и в государственном секторе, и в частном бизнесе, можно разделить на 5 больших групп – в зависимости от того, на что в конкретном случае направлена активность человека. При этом можно выделить пять предметов труда: природа, техника, человек, знак (символ), художественный образ.
Первую группу составляют профессии типа “Человек – Природа”, где объектом труда являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы. Сюда входят такие профессии, как зоотехник, лесник, агроном, садовод.
Основой второго типа являются отношения “Человек – Техника”, объектом труда служит технические системы, машины, виды энергии, неживая природа (недра земли, почва, вода, продукты лесного и с/х). Сюда входят такие профессии, как водитель, летчик, электросварщик, повар.
Третью группу образуют профессии типа “Человек – Человек”, где объектом труда являются люди, группы, коллективы. Специальности – сфера обслуживания, медицина, педагогика, юриспруденция и т.д.
Четвертую большую группу составляют профессии типа “Человек – Знаковая система”. Объектами являются информация в виде условных знаков, цифр, кодов, таблиц, текстов. В этой области работают корректоры, программисты, экономисты, банкиры.
Основа пятого типа “Человек – Художественный образ”. Объектом труда этих специальностей служит искусство. К названному типу относятся такие специальности, как писатель, артист, резчик по дереву, художник и т.д.
Каждый ученик определяет для себя желаемую группу, а потом определяет на выбор несколько профессий. Все записывается на листочке и откладывается, потом достается на последнем занятии, где сравниваются полученные результаты с желаемым.
Учитель: По преданию, записанному Платоном, семь мудрецов Древней Греции, сойдясь в Храме Аполлона в Дельфах, написали на нем: “Познай самого себя”. Основная идея этих слов заключается в утверждении врожденности дарований и способностей. Вместе с участниками разбираем схему “Структура профессиональной ориентации”.