ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Практические рекомендации подросткам по профессиональному самоопределению

1. Составить список подходящих профессий. Напишите все профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым бы Вам хотелось работать, которые Вам подходят.

2. Составить список требований к выбираемой профессии: выбираемая профессия и будущий род занятий; выбираемая профессия и жизненные ценности; выбираемая профессия и жизненные цели; выбираемая профессия и мои горячие сегодняшние проблемы; выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности; желательный уровень профессиональной подготовки; выбираемая профессия и мои склонности и способности; желательные содержание, характер и условия работы.

3. Определить значимость каждого требования. Выясните, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые можно и не учитывать.

4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5. Подсчитать и проанализировать результаты. Подумайте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

6. Проверить результаты. Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7. Определить основные практические шаги к успеху. Итак, Вы приняли решения. Теперь важно определить, в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

 

Практические рекомендации родителям по повышению эффективности профессионального самоопределения подростков

1. Учитывать интересы и склонности ребёнка.

2. Выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у подростка способности, соответствующие профессионально важным качествам.

3. В ситуации сомнения необходимо выбрать ту профессию, где способности подростка будут максимально реализованы.

4. Тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с его личностным, характерологическим типом.

Практические рекомендации классным руководителям по повышению эффективности профессионального самоопределения подростков

· разработать для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

· организовать индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

· вести психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);

· помогать обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального самоопределения, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;

· организовывать посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;

· организовывать тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

· оказывать помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме профессионального самоопределения подростков;

· проводить родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;

· организовывать встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

Практические рекомендации библиотекарю по повышению эффективности профессионального самоопределения

· регулярно подбирать литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;

· изучать читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывать выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;

· обобщать и систематизировать методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);

· регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.)

Практические рекомендации школьному психологу/педагогу-психологу по повышению эффективности профессионального самоопределения подростков

· изучать профессиональные интересы и склонности учащихся

· осуществлять мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

· проводить тренинговые занятия по профориентации учащихся;

· проводить беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;

· осуществлять психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;

· способствовать формированию у школьников адекватной самооценки;

· приглашать родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;

· оказывать помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;

· создавать базу данных по профдиагностике.

Практические рекомендации медицинскому работнику по повышению эффективности профессионального самоопределения подростков

· использовать разнообразные формы, методы, средства, способствовать формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;

· проводить с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;

· оказывать консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;

· оказывать помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.