ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ФИЛОСОФИИ
1. Мировоззрение, его сущность, структура и уровни.
2. Исторические типы мировоззрения. Философия как особый тип мировоззрения.
3. Специфика философского познания, его единство и различие с наукой.
4. Предмет философии, ее структура и функции.
5. Основной вопрос философии, его две стороны. Материализм и идеализм – основные философские направления.
6. Методы в философии. Диалектика и метафизика, их исторические формы.
7. Зарождение философии, ее исторические типы.
8. Особенности античной философии, ее космоцентрический характер.
9. Теоцентризм средневековой философии, ее особенности.
10. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения.
11. Философия Нового времени, ее отличительные черты.
12. Философия Просвещения. Особенности английского и французского материализма XVII-XVIII вв.
13. Немецкая классическая философия. Значение философии Гегеля, его диалектика.
14. Антропологический материализм Фейербаха.
15. Предпосылки возникновения марксистской философии, ее особенности и качественно новые идеи.
16. Историческая ограниченность марксистской философии.
17. Основные особенности западной философии XX в.
18. Проблема взаимоотношения философии, научного знания и языка в позитивизме, основные этапы его развития.
19. Проблема человеческого существования в экзистенциализме.
20. Неотомизм – философия католической церкви XX в.
21. Главные особенности русской философии XI–XVIII вв.
22. Русская философия XIX–XX вв., ее основные идеи и течения.
23. Бытие и формы его проявления.
24. Философское учение о материи, основные этапы его развития.
25. Движение – способ существования материи. Основные формы движения материи, их специфика и взаимосвязь.
26. Пространство и время – формы существования материи. Развитие представлений о пространстве и времени в философии и естествознании.
27. Понятие категорий диалектики. Единичное, особенное, общее.
28. Причина и следствие.
29. Необходимость и случайность.
30. Возможность и действительность.
31. Содержание и форма.
32. Сущность и явление.
33. Понятие качества, количества, меры, скачка. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
34. Диалектическое отрицание и его роль в развитии. Закон единства и борьбы противоположностей.
35. Диалектическое отрицание и его роль в развитии. Отрицание отрицания как выражение поступательного и спиралевидного характера развития.
36. Происхождение человека. Природные, биологические и социальные предпосылки антропогенеза.
37. Природа и сущность человека. Проблема соотношения биологического и социального в человеке, ее решения.
38. Смысл жизни человека.
39. Человек, индивид, личность, индивидуальность. Проблема отчуждения личности и пути его преодоления.
40. Философское понятие общества. Проблема определяющих факторов в развитии общества (натурализм, идеализм, материализм).
41. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
42. Роль природной среды в жизни общества. Современная экологическая ситуация и пути выхода из нее.
43. Роль народонаселения в жизни общества. Современная демографическая проблема и будущее человечества.
44. Роль народных масс и личности в истории.
45. Общественный прогресс и его критерии.
46. Общество как система. Материальное производство, диалектика его развития и роль в жизни общества.
47. Духовная сфера жизни общества. Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь.
48. Структура общественного сознания: обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология, формы общественного сознания.
49. Философское понятие культуры, ее структура и роль в общественной жизни.
50. Понятие цивилизации, ее основные типы. Особенности и противоречия современной цивилизации.
51. Нравственные ценности, их роль в общественной жизни.
52. Эстетические ценности и их роль в общественной жизни.
53. Религиозные ценности и свобода совести.
54. Отражение – всеобщее свойство материи, ступени его развития. Происхождение сознания как высшей формы отражения.
55. Сущность сознания и его основные свойства.
56. Оптимизм, агностицизм и скептицизм о возможности познаваемости мира.
57. Чувственное и рациональное познание, их формы и роль в познании.
58. Понятие истины, ее объективность. Истина и заблуждение.
59. Диалектика абсолютной и относительной истины. Конкретность истины.
60. Понятие практики и ее роль в познании. Практика как основной и всеобщий критерий истины.
61. Сущность научного познания. Критерии научности.
62. Структура научного познания, его методы и формы.
ТЕСТЫ
по философии
Из предложенных ниже вариантов ответов выбрать правильный ответ (или правильные ответы).
1. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и другим людям, - это:
А) мировосприятие;
В) миропонимание;
С) мировоззрение;
мироощущение.
2. Совокупность подходов, способов, приемов решения разнообразных практических и познавательных проблем – это:
А) методика;
В) метод;
С) методология;
D) механизм.
3. Философское учение о ценностных отношениях человека и мира в целом – это:
А) гносеология;
В) онтология;
С) эстетика;
D) аксиология.
4. Методы философского познания – это:
А) анализ и синтез;
В) индукция и дедукция;
С) описание и сравнение;
D) диалектика и метафизика.
5. Что изучается в философии науки:
А) природа современного научного знания;
В) знания;
С) природа человека;
D) техника.
6. Философские проблемы изначально и непосредственно касаются:
А) природных явлений;
В) объективного мира в целом;
С) социальной жизни;
D) судьбы, предназначения и высших идеалов человека
7. В философии «агностицизм»» понимается как:
А) рассмотрение процесса познания;
В) рассмотрение объектов познания;
С) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;
D) сомнение в возможности познания.
8. Аксиологическая функция философии состоит в том, что философия …
А) разрабатывает общетеоретическую модель социума;
В) накапливает и транслирует новое знание о мире;
С) разрабатывает методы научного познания;
D) способствует формированию у человека представлений об основных ценностях.
9. Выделите историческую форму идеализма:
А) метафизический;
В) объективный;
С) стихийный:
D) антропологический.
10. В основании плюрализма лежит:
А) одно начало;
В) равноправие двух первоначал;
С) множество исходных оснований;
D) ни одного начала.
11. Какой признак не свойственен философскому мировоззрению:
А) максимальная общность;
В) абстрактность;
С) наглядность;
D) системность.
12. Что, по мнению Демокрита, является главным условием для движения
сущего:
А) сгущение и разрежение воздуха;
В) пустота;
С) энергия атомов;
D) вакуум.
13. Кто из античных философов произвел впервые классификацию наук:
А) Пифагор;
В) Платон;
С) Аристотель;
D) Сократ.
14. Проблема человека в философии была поставлена…
А) Зеноном;
В) Гераклитом;
С) Демокритом;
D) Сократом.
15. В схоластике провозглашалось различие между:
А) верой и разумом;
В) наукой и теологией;
С) теологией и философией;
D) философией и наукой.
16. Какое положение характеризует такое направление средневековой философии как реализм?
А) сущность вещи не обладает подлинной реальностью;
В) сущность вещи есть всеобщее понятие, которое существует до самой вещи;
С) подлинной реальностью обладают единичные предметы, а не общие понятия;
D) общие понятия суть только имена и образуются нашим умом.
17. Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к…
А) психологии;
В) науке;
С) богословию;
D) этике.
18. Наиболее видным представителем зрелой схоластики является:
А) Пьер Абеляр;
В) Ансельм Кентерберийский;
С) Фомы Аквинского;
D) Роджер Бэкон.
19. Крупным социальным философом эпохи Возрождения считается:
А) Галилей;
В) Кальвин;
С) Макиавелли;
D) Коперник.
20. Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противопоставляющая схоластике и духовному господству церкви:
А) теоцентризм;
В) материализм;
С) дуализм;
D) гуманизм.
21. Основной объект исследования в антропоцентризме – это…
А) космос;
В) Бог;
С) человек;
D) природа
22.Автор утопического произведения эпохи Возрождения «Город Солнца»:
А) Эразм Роттердамский;
В) Никколо Макиавелли;
С) Франческо Петрарка;
D) Томмазо Кампанелла.
23. По мнению большинства историков философии, Ф. Бэкон является родоначальником европейского:
А) идеализма и стоицизма;
В) объективизма и скептицизма;
С) материализма и эмпиризма;
D) позитивизма и прагматизма.
24. К какому философскому направлению относится мировоззрение Р.Декарта:
А) эмпиризм; В) монизм;
С) дуализм; D) плюрализм.
25. Философское направление, на позиции которого опирался Р. Декарт:
А) агностицизм;
В) скептицизм;
С) стоицизм;
D) гуманизм.
26. Наука, оказавшая исключительное влияние на философию французского просвещения:
А) математика;
В) механика;
С) психология;
D) астрономия.
27. Последователи марксистской философии:
А) В. Дильтей;
В) Г. Плеханов;
С) Ф. Ницше;
D) К. Леонтьев.
28. Определяющие отношения между людьми в марксистской философии:
А) межличностные;
В) политические;
С) производственно-экономические;
D) классовые.
29. В основе общественного развития согласно материалистическому пониманию истории, лежит:
А) воля великой личности;
В) политическая доктрина;
С) способ производства;
D) система ценностей.
30. Философская система К. Маркса и Ф. Энгельса носит название:
А) абсолютный идеализм;
В) субъективный идеализм;
С) диалектический и исторический материализм;
D) агностицизм.
31. Класс социума способный переустроить общество, по К. Марксу – ….
А) элита;
В) пролетариат;
С) крестьяне;
D) буржуазия.
32. Субстанция - это…
А) Предельное основание, первооснова мира;
В) То же, что и бытие;
С) Элементарное материальное образование;
D) То же, что и материя.
33. Мировоззренческая установка, согласно которой наука способна решать все социальные проблемы характеризуется как…
А) позитивизм;
В) сциентизм;
С) наукоцентризм;
D) антисциентизм.
34. Философское направление XX в., главной проблемой которого является объяснение науки и роста научного знания – это…
А) релятивизм;
В) постпозитивизм;
С) неопозитивизм;
D) структурализм.
35. В философии Ф. Ницше основным понятием является:
А) безосновная воля;
В) воля к жизни;
С) воля к власти;
D) воля «как жизненный порыв».
36. Основная проблема в философии экзистенциализма – это…
А) формирование этики;
В) отчуждение человека;
С) развитие науки;
D) анализ языка.
37. Понятие, обозначавшее ситуацию, сложившуюся в культурном сознании стран Запада конца XX в.:
А) модернизм;
В) неопозитивизм;
С) постмодернизм;
D) экзистенциализма.
38. Начальный период становления русской философии, постановка философских проблем:
А) XIII –XVII вв;
В) XI –XVIII вв;
С) XI –XVII вв;
D) XIII –XIXвв.
39. Автором произведения «Слово о законе и благодати» является:
А) Иоанна Дамаскин;
В) Иларион;
С) книжник Иоанн;
D) Филипп Пустынник.
40. Течение, утверждающее самобытный характер развития России:
А) гуманизм;
В) славянофильство;
С) западничество;
D) евразийство.
41. Каково центральное понятие течения славянофильства в русской философии?
А) абсолютный дух;
В) благодать;
С) всеединство;
D) соборность.
42. Пионер ракетостроения, обосновывающий необходимость выхода человека в космос:
А) К. Э. Циолковский;
В) В. И. Вернадский ;
С) Н. Ф. Федоров;
D) А. Л. Чижевский.
43. В своей классификации наук О. Конт ввел название новой теории, которой он надеялся заменить политэкономию, правоведение и этику:
А) менеджмент; В) синергетика;
С) социология; D) эпистемология.
44. Человеческому сознанию присуще:
А) пассивное отражение действительности;
В) активная, творческая деятельность;
С) непосредственное воздействие на действительность;
D) порождение объективной реальности.
45. Что появилось у человека раньше – мышление или язык:
А) мышление;
В) язык;
С) одновременно;
D) они совершенно не связаны между собой, потому вопрос некорректен.
46. Социал-дарвинизм признает, что:
А) человек есть и природное, и социальное существо;
В) в обществе, как и в природе, действует естественный отбор;
С) необходимо иметь целенаправленный контроль над воспроизводством людьми;
D) социальные проблемы и конфликты не зависят от природных задатков человеческого рода.
47. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, получается в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект – это:
А) чувственное отражение;
В) познавательный контакт с объектом познания;
С) представление;
D) объяснение.
48. Поскольку истина не зависти от познающего субъекта, она:
А) абстрактна;
В) объективна;
С) субъективна;
D) абсолютна.
49. Практика по своим функциям в процессе познания не является:
А) основой познания и его движущей силой;
В) целью познания;
С) критерием истины;
D) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.
50. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепленные в определениях (словах):
А) понятие;
В) категория;
С) дефиниция;
D) термин.