КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Вариант 1

 

1. Мировоззрение, его структура и уровни.

2. Античная философия, ее космоцентрический характер. Учение о бытии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Демокрит).

3. Предмет социальной философии. Развитие социальной философии и ее основные исторические этапы. Функции социальной философии.

4. «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» (Кант И. Соч. в 6 тт. Ч. 1 М., 1965. С. 439-500).

– Объясните, что имел в виду И. Кант?

– В чем по И. Канту проявляется пропасть, лежащая между человеком и миром?

– Сформулируйте нравственный императив Канта.

5.А. Эйнштейн, отвечая на заданный ему вопрос о сущности теории относительности, сказал: «Сущность такова: раньше считали, что если бы каким-то чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство и время».

– Какие концепции пространства и времени здесь охарактеризованы? В чём их суть? Какой из них отдаётся предпочтение сегодня?

6. «...Люди сами делают свою историю, однако в данной, их обу­словливающей среде, на основе уже существующих действительных отношений, среди которых экономические условия, как бы сильно ни влияли на них прочие - политические и идеологические, - являются, в конечном счете, все же решающими и образуют ту красную нить, кото­рая пронизывает все развитие и одна приводит к его пониманию».

- При каких же условиях духовная деятельность оказывает активное влияние на жизнь общества?

 

Вариант 2

1. Философия как мировоззрение и наука. Проблема научности философии, ее различные интерпретации. Единство и различие философии и науки.

2. Философия средневековья, ее религиозный характер.

3. Человек, индивид, личность, индивидуальность. Понятие личности и ее структура.

4. Дайте определение движения, если Вы:

Материалист-диалектик

Материалист-метафизик

Объективный идеалист

Субъективный идеалист

5. У немецкого философа XX века К. Ясперса основной философской категорией является смерть. Ясперс заявлял: “Философствовать – это значит учиться умирать”.

У другого немецкого философа этого же направления М. Хайдеггера основная философская категория – страх. Согласно Хайдеггеру, сущность человека – в существовании во страхе.

У французского философа А. Камю основная философская категория – самоубийство. Он писал: “Решить – стоит или не стоит жизнь того, чтобы прожить, значит ответить на фундаментальный вопрос философии”. Представителями какого течения западной философии XX века все они являются и в чём основная идея и новизна этого течения?

6. Крупнейший ученый и философ XX в. В. И. Вернадский писал: «Впервые в истории человечества интересы народных масс – всех и каждого – и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого».

– Как называется это учение В. И. Вернадского о взаимоотношении общества и природы, в чём его суть? Как соотносится данное положение В. И. Вернадского с сегодняшней экологической ситуацией?

 

Вариант 3

1.Структура философского знания.

2. Антропоцентрический и гуманистический характер философии эпохи Возрождения.

3.Природные, биологические и социальные предпосылки происхождения человека.

4. Ряд философов высказывает мысль о том, что «…когда философия не овладевает общественным сознанием, не превращается в форму реально-практической, творческой деятельности людей, когда она не опредмечивается в конкретном труде, то такая философия может быть чем угодно, может быть удовольствием, интересным провождением времени. Но она не может быть тем, чем она должна быть» (Сорокин А. А. Философия – это форма самополагания человека в мире. //Философское познание: драматизм обновления. М., 1991. С. 179.).

– Чем же должна быть философия и какую роль она призвана выполнять в обществе?

5. «Русь надо угадать» (А. С. Хомяков). «Все, что мы утверждаем о нашей истории, о нашем народе, об особенностях нашего прошедшего развития, все это угадано, а не выведено» (Ю. В. Самарин).

– Как вы понимаете данные высказывание русских философов?

– В чем, с вашей точки зрения, проявляется «национальный дух» русского народа?

6. Определите названия философских течений в теории познания (гносеологии), выраженных в следующих положениях. В каких исторических типах философии они возникли?

а) В познании решающую роль играют чувства. В разуме нет ничего, чего первоначально не было бы в чувствах.

в) В познании решающую роль играет разум, показаниям органов чувств доверять нельзя.

с) В познании решающую роль играют бессознательные, неподконт-рольные разуму (противоразумные) факторы (интуиция, инстинкты, слепая вера, озарение и т.д.).

Вариант 4

1. Проблема субстанции в философии. Эволюция философского учения о материи.

2.Особенности философии Нового времени. Методология научного поиска: эмпиризм, рационализм, интуитивизм.

3 Проблема определяющих факторов общественного развития и ее основные решения (натурализм, идеализм, материализм, технологический детерминизм).

4. «В процессах саморазвития материи, в основе которых диалек­тическое единство и борьба противоположных тенденций - организации и дезорганизации, важное значение имеют изучения качественных уров­ней организации материи и раскрытие их взаимосвязи в ходе поступа­тельного движения от низшего к высшему».

– Какие подходы к классификации форм движения материи вы знаете?

– Что понимать под качественными уровнями организации материи?

5. Реальность же такова, с болью и горечью говорил П. Я. Чаадаев, что «мы никогда не шли об руку с прочими народами, мы не принадлежали ни к Западу, ни к Востоку и у нас нет традиций ни того, ни другого».

– На основе данного высказывания проанализируйте, в чём заключается различие в оценке места России в мире по сравнению с западниками и славянофилами?

– Согласны ли вы с высказыванием П. Я. Чаадаева? Ваша оценка места России в мире.

6. Верно ли, что «сознание человека не только отражает окружающий мир, но и творит его»? В чем, с вашей точки зрения, проявляется творческую активность сознания?

Вариант 5

1. Методы философии.

2. Либеральные идеи и теории естественного права в философии Нового времени (Вольтер, Дидро. Монтескье, Руссо).

3. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей (философский аспект).

4. О каких принципах диалектики идет речь в цитате и в чем их органическое единство? «Вся доступная нам природа образует некую систему, некую совокупную связь тел… В том обстоятельстве, что эти тела находятся во взаимной связи, уже заключено то, что они взаимодействуют друг с другом, и это их взаимодействие друг на друга и есть именно движение».

– Кратко сформулируйте основные принципы диалектики.

5. Бытует мнение на уровне здравого смысла: «Сколько людей, столько и истин». Имеется в виду, что у каждого человека – своя истина. Дайте оценку такому пониманию истины.

6. Дайте оценку нередко бытующей точке зрения на сознание, согласно которой сознание присуще и высшим животным, однако самый высокий уровень сознания имеет человек. Согласно ей сознание человека отличается от сознания высших животных только большей глубиной, большей способностью к труду и т. д.

Является ли сознание атрибутом только человека или животных тоже? Дайте определение сознания.

Вариант 6

1. Основной вопрос философии. Онтологическая и гносеологическая стороны основного вопроса философии.

2. Немецкая классическая философия. И. Кант - родоначальник немецкого диалектического идеализма.

3. Общество как система. Экономическая сфера общества. Понятие материального производства. Структура материального производства, его элементы.

4. . Согласны ли Вы с утверждением Р. Декарта, французского философа XVII в.: «Действительно, те, кто проводит жизнь без изучения философии, совершенно сомкнули глаза и не заботятся открыть их».

Что даёт человеку изучение философии? В каких функциях философии проявляется ее роль в жизни общества?

5. «…Отрицание есть определенное нечто, имеет определенное содержание, внутренние противоречия приводят к замене старого содержания новым, высшим».

– В каком смысле отрицание есть определенное нечто?

– В чем состоит утвердительная сторона отрицания? Приведите примеры.

6. Согласны ли вы с утверждением Э. Реклю: «Все основные факторы истории объясняются географическими условиями той местности, где они происходят»? Аргументируйте свой ответ.

Вариант 7

1. Специфика философии как мировоззрения, ее отличие от других типов мировоззрения.

2. Основные идеи и историческое значение марксистской философии в развитии мировой философской мысли.

3. Формационный, культурологический и цивилизационный подходы к исследованию общества, их соотношение и значение.

4. Согласны ли вы с утверждением А. Пуанкаре: «Основные положения геометрии Евклида суть не что иное, как соглашения; было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны они или ложны, как задавать вопрос, истинна или ложна метрическая система. Эти соглашения только удобны»? Как называется такая концепция истины?

5. В чем, по мнению Аристотеля, состоит отличие философии от других видов знания и наук, выраженное им в следующем утверждении: «Первая философия имеет своим предметом познание причин сущего, поскольку оно – сущее»?

6. Дайте анализ следующих суждений о сущности человека:

– человек есть животное, сознание и поведение которого сводятся к физиологическим реакциям на раздражители;

– человек – существо, сотворённое и управляемое богом, его сущность раскрывается через связь с богом;

– человек – иррациональное существо, его сущность – в свободе существования в себе и для себя;

– человек – сознательное существо, приспосабливающееся к среде для достижения успеха;

– человек – продукт и субъект деятельности, его сущность предстаёт как совокупность общественных отношений.

Вариант 8

1. Этапы и уровни научного познания. Научное и вненаучное знание

2. Проблема взаимоотношения философии, знания и языка в позитивизме, основные этапы его развития.

3. Проблема происхождения человека в философии и науке.

4. «Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией: ведь никто не бывает недозрелым, ни перезрелым для здоровья души. Кто говорит, что еще не наступило или прошло время для занятия философи­ей, тот похож на того, кто говорит, что для счастья или еще нет, или уже нет времени».

– Как Вы понимаете данное высказывание?

5. Определите названия философских течений в теории познания (гносеологии), выраженных в следующих положениях. В каких исторических типах философии они возникли?

а) В познании решающую роль играют чувства. В разуме нет ничего, чего первоначально не было бы в чувствах.

б) В познании решающую роль играет разум, показаниям органов чувств доверять нельзя.

в) В познании решающую роль играют бессознательные, неподконтрольные разуму (противоразумные) факторы (интуиция, инстинкты, слепая вера, озарение и т.д.).

6. Какой метод познания соответствует отраженной в отрывке концепции: «Когда мы подвергаем мысленному рассмотрению природу или историю человечества или нашу собственную духовую деятельность, то перед нами сперва возникает картина бесконечного сплетения связей и взаимодействий, в которой ничто не остается неподвижным и неизменным, а все движется, возникает, изменяется и исчезает»?

Вариант 9

1. Понятие бытия. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Основные формы бытия.

2. Проблема человеческого существования в экзистенциализме.

3. Понятие природной среды. Влияние природной среды на жизнь общества (экономическую, политическую, духовную).

4. Какое, с Вашей точки зрения, определение понятия «сознание» является наиболее правильным и точным? Аргументируйте свой ответ.

Сознание – это …

космическое явление;

свойство мозга отражать объективную реальность;

свойство, присущее всем живым организмам;

свойство человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных или логических образах;

свойство мозга формировать понятия, суждения и умозаключения.

Какую роль в формировании человеческого сознания играет язык? Возможно ли человеческое сознание (как общественной продукт) без языка?

5. Как вы понимаете слова П.А. Флоренского о том, что «культура есть среда, растящая и питающая личность»?

6. Как вам представляется роль морали, права, власти в развитии общества?

Вариант 10

1. Проблема познаваемости мира и ее различные интерпретации. Оптимизм, агностицизм и скептицизм о познаваемости мира.

2. Идейные истоки, особенности и исторические этапы развития русской философии.

3. Специфика и взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной подсистем общества.

4. «Новая философия, – писал Л. Фейербах, немецкий философ X1X в., излагая суть своего учения, – превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии…»

– Как вы понимаете данное высказывание Л. Фейербаха? Какую новую разновидность материализма разработал Фейербах, её достоинства и недостатки.

5. С какими убеждениями Вы не согласитесь:

– «Человек – самая слабая в мире тростинка, но эта тростинка –мыслящая» (Б. Паскаль);

– «Прочие твари, пригнувшись к земле, только землю и видят. Лик человека ж вознесся, и небо стал созерцать он, гордо подняв свои взоры к далеким небесным светилам» (П. Овдий);

– «Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она его сделала, он ее переделывает» (А. Франс);

– Человеку свойственно стремиться к новизне» (Плиний Старший);

– «Без многого может обходиться человек, но только не без людей»

( К. Берне),

– «Человек отличается от других созданий способностью смеяться» (Д. Адиссон).

6. Как вы понимаете слова К. Маркса о культуре как показателе степени отдаленности человечества от животного состояния, степени «человеческой сущности общества» и «общественной сущности человека»?