Методические рекомендации
Чтобы ответить на первый вопрос, следует, охарактеризовать происходившие в рассматриваемую эпоху кардинальные изменения во всех сферах общества, особо остановившись на идеях антропоцентризма, гуманизма стремлении к, возрождению духовных идеалов античности в культуре рассматриваемого периода.
Во втором вопросе необходимо проследить осуществлявшуюся в указанный период смену акцентов в воззрениях мыслителей Возрождения на роль Бога в создании и развитии мира. Уделите особое внимание концепциям Николая Кузанского, Джордано Бруно и Н.Коперника.
В третьем вопросе следует проанализировать принципиальные отличия социально-политических взглядов мыслителей Возрождения от средневековых концепций общественного и государственного устройства, рассмотреть возникновение утопизма, как критики существующего общественного устройства остановиться на социально-политических воззрениях Н.Макиавелли и роли его учения о государстве и власти в философии нового времени.
В четвертом вопросе следует выяснить, в чем заключалась философская сущность и роль воззрений Мартина Лютера на взаимоотношения человека и Бога и сопоставив их с гуманистическими взглядами Эразма Роттердамского, раскрыть причины и сущность противоречий во взглядах этих двух мыслителей, составивших содержание их полемики.
Контрольные вопросы и задания по теме
1. В чем состояли характерные особенности культуры эпохи Возрождения?
2. Назовите основные черты гуманизма как философского направления. Что такое антропоцентризм и каково его отличие от космоцентризма и теоцентризма?
3. Что такое пантеизм? Тождественно ли это воззрение атеизму?
4. Назовите сторонников гелиоцентризма этого периода. Почему противопоставление геоцентризма и гелиоцентризма было важно для философии, науки и культуры в целом?
5. Что такое утопизм и что означало слово «утопия»? Почему в период ренессанса возникает потребность в появлении утопических проектов?
6. Охарактеризуйте взгляды Н.Макиавелли на государство.
7. В чем состояло философское значение идей Реформации?