Глобализация как предмет социально-философского анализа

 

Ключевые слова: глобализация естественная и искусственная, антиглобализм, техногенная цивилизация, глобальные проблемы современности, Римский клуб, мировой финансовый кризис, диалог культур (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

 

 

Вопросы:

1. Понятие глобализации и основные подходы к его определению. Естественная и искусственная глобализация.

2. Экономические, социальные, политические и культурные аспекты процесса глобализации. Проблема диалога культур в условиях глобализации. Глобализм и антиглобализм.

3. Глобальные проблемы современности: типология, причины возникновения и возможные пути решения. Белорусская модель социально-экономического развития и цивилизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире.

 

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

1. В первом вопросе – сравнить различные подходы к определению понятия «глобализация» и выявить сущностное различие между естественной и искусственной глобализацией.

2. Во втором вопросе – рассмотреть процесс глобализации в его основных аспектах: экономическом, социальном, политическом и культурном; обосновать актуальность и сложность проблемы диалога культур в условиях глобализации с различных мировоззренческих позиций: глобализм и антиглобализм.

3. В третьем вопросе, опираясь на приведенные источники, Вам необходимо проанализировать основные глобальные проблемы современности, выражающие противоречивую сущность техногенной цивилизации в связи с цивилизационным выбором Беларуси.

 

Первоисточники для анализа:

 

1. Делокаров, К. Х. Рецензия на книгу А. И. Уткина «Глобализация: процесс и осмысление» / К. Х. Делокаров, И. М. Подзигун // Философские науки. ­ – 2002. – № 4. – С. 152.

«Согласно А. И. Уткину, чтобы «понять глобализацию – этот самый важный процесс современности», необходима историко-проблемная ретроспектива, которая позволяет представить истоки данного явления и то новое, что привнесла современная история в данный процесс. Подобный историко-генетический подход показывает, что процесс глобализации как процесс сближения различных культур и народов, освоения одними странами достижения других в области науки, технологии, культуры и т.д. атрибутивен для человеческой истории. Из этой истории А. И. Уткин выделяет два момента, когда мировое сближение проходило революционно быстрыми темпами. Первый период – это рубеж XIX и XX веков, когда мир вступил в эпоху активного взаимосближения на основе торговли, инвестиций благодаря пароходу, телефону, конвейеру, телеграфу и железным дорогам. Но вскоре выгоды глобализации сменились разочарованием и Первой мировой войной. Второй период активного глобального сближения, по мнению А. И. Уткина, начался в конце 1970-х гг. в результате развития новых компьютерных технологий, совершенствования средств доставки. Достижения в области информатики, телекоммуникации, цифровой технологии радикально изменили роль пространства в культуре, границ, произошла «смерть пространства».

Следствием этого явилось усиление глобализационных процессов в сфере экономики, технологии и финансов. Эти процессы получили новый импульс от окончания «холодной войны», геополитических трансформаций в мире в конце 80-х и в 90-е годы. Наступает эпоха глобализации в современном смысле этого слова. Это актуализировало вопрос о сути, возможностях, границах данного явления. Динамика современных мировых процессов такова, что без учета роли и места глобализации нельзя понять суть и направленность происходящих в мире изменений. Проблематизация глобализации как нового фактора мировой истории позволяет А. И. Уткину показать основание и целевые установки начавшихся в конце XX века геостратегических и геополитических изменений. Революционные по своей сути претензии глобализации вызвали к жизни различные альтернативные концепции …».

 

2. Подзигун, И. М. Глобализация как реальность и проблема / И. М. Подзигун // Философские науки. ­ – 2003. – № 1. – С. 6–7.

«Представляется, что в современных условиях одна из тех задач, которая выходит на первый план в глобализирующемся мире, состоит в том, чтобы глобализация в различных сферах, в частности, в экономике, политике, технологии, информации, образовании и т.д., не стала источником дополнительных конфликтных ситуаций, не усиливала напряженность в мире, поскольку современный мир и так полон опасностей, риска, угроз, недоверия. И если глобализация сама станет такой же общепланетарной угрозой, как и экологическая глобальная проблема, или проблема взаимоотношения между благополучными индустриально-развитыми странами и остальным миром, то ситуация в мире еще более обострится … .

… Глобализация – сложный, многомерный феномен, влияние которого стремительно растет. Последнее актуализирует вопрос о ее структуре и сущности. Концептуализация процесса глобализации дает основание предположить, что данный процесс состоит из двух уровней – естественной, неуправляемой глобализации и глобализации искусственной, организуемой, управляемой.

Естественная глобализация – эволюционный процесс восприятия различными социокультурными традициями достижений других социокультурных традиций. Это восприятие происходит преимущественно добровольно и зависит от уровня развития той или иной социокультурной традиции, ее желания усвоить и на практике применить те или иные достижения других социокультурных традиций.

Искусственная глобализация – это попытка навязать силой или другими методами – обманом, убеждением, подкупом и т.д. те или иные представления о мире. … Поэтому искусственная глобализация характеризует претензии той или иной страны, религии, политической идеи и т.д. стать универсальной, всеобщей, абсолютной ценностью. Появление такой претензии объективно, и отражает ослабление других стран, религий, политических идей, которые не смогли удержать сложившиеся в мире в той или иной области равновесие. Нарушение равновесия приводит к активизации разнонаправленных сил, которые завершаются стремлением к искусственной глобализации».