Предмет и проблемы социальной философии

 

Ключевые слова:общество, социум, социальная реальность, социальная философия, философия истории, социология, материалистическое понимание истории, теория социального действия, общественные отношения, социальная система, сферы общества (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы:

1.Понятие социальной философии и ее проблемы.

2.Специфика социальной реальности и основные стратегии ее исследования в современной философии.

3.Общество как система и особый тип действительности.

 

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

1. В первом вопросе – раскрыть предмет социальной философии, указав круг проблем и вопросов, которые она исследует, и сравнив социальную философию с другими социально-гуманитарными науками, исследующими социум.

2. Во втором вопросе – выявить специфику социальной реальности (в отличии от бытия природы) и рассмотреть основные концепции происхождения и развития общества в современной философии (идеалистическая, диалектико-материалистическая, структурно-функциональная, религиозная, теория социального действия и др.).

3. В третьем вопросе, опираясь на приведенные источники, Вам необходимо с позиций системного подхода раскрыть структуру общественных отношений и социальных действий различных сфер общества.

 

Первоисточники:

 

1. Маркс, К. К критике политической экономии. Предисловие / К. Маркс // Избр. пр. : в 3 т. – М., 1983. – Т. 1. – С. 535–537.

«Общий резуль­тат, к которому я пришел и который послужил затем руково­дящей нитью в моих дальнейших исследованиях, может быть кратко сформулирован следующим образом. В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производ­ственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Сово­купность этих производственных отношений составляет эконо­мическую структуру общества, реальный базис, на котором воз­вышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает со­циальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их обще­ственное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выраже­нием последних — с отношениями собственности, внутри кото­рых они до сих пор развивались. Из форм развития производи­тельных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономи­ческой основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для кото­рых она дает достаточно простора, и новые более высокие про­изводственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах са­мого старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама за­дача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления. В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить как прогрессивные эпохи экономической общественной формации. … Буржуазные производственные отно­шения являются последней антагонистической формой общест­венного процесса производства, антагонистической не в смысле индивидуального антагонизма, а в смысле антагонизма, выра­стающего из общественных условий жизни индивидуумов; но развивающиеся в недрах буржуазного общества производитель­ные силы создают вместе с тем материальные условия для раз­решения этого антагонизма. Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества».