Проблема познаваемости мира и многообразие форм познания. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм

Ключевые слова: гносеология, познание, знание, субъект, объект, практика, гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм, рационализм, эмпиризм, сенсуализм, чувственное познание, логическое познание, истина (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

 

Вопросы:

1. Познавательное отношение человека к миру и его формы. Проблема познаваемости мира в философии.

2. Структура познавательного процесса: уровни и формы познания.

3. Проблема истины в философии и ее интерпретации. Особенности научной истины.

 

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

1. В первом вопросе – охарактеризовать, в каких формах человек познает мир и себя в мире (обыденное познание, мифологическое, научное, философское); рассмотреть проблему познаваемости мира в истории философии и в современной гносеологии (гносеологический оптимизм, агностицизм, скептицизм).

2. Во втором вопросе – проанализировать структуру познавательного процесса: субъект и объект познания, уровни познания, формы и взаимосвязь чувственного и логического, эмпирического и рационального в познании; роль практики в познании.

3. В третьем вопросе, опираясь на приведенные источники, Вам необходимо раскрыть содержание понятия «истина», дав ее различные определения в классической и неклассической философии, и показать ее роль в познании и практическом преобразовании современного мира.

Первоисточники для анализа:

Секст Эмпирик. Три книги пирроновых изложений / Секст Эмпирик // Соч. : в 2 т. – М., 1976. – Т.2. – С. 209–210.

«… Мы утверждаем, что начало и причина скепсиса лежат в надежде на невозмутимость. Именно: богато одаренные от природы люди, смущаясь неравенством среди вещей и недоумевая, которым из них отдать предпочтение, дошли до искания того, что в вещах истинно и что ложно, чтобы после этого разбора достигнуть состояния невозмутимости. Основное же начало скепсиса лежит главным образом в том, что всякому положению можно противопоставить другое, равное ему; вследствие этого, как кажется, мы приходим к необходимости отказаться от всяких утверждений (догм).

… Так же обстоит у нас дело с вопросом, есть ли у скептика мировоззрение. Если под мировоззрением кто-нибудь подразумевает склонность ко многим догмам, согласованным между собой и с явлением, и говорит, что догма есть согласие с чем-либо не очевидным, то мы скажем, что не имеем мировоззрения».