Характерные черты философии Ренессанса и ее роль в развитии европейской философской традиции
Ключевые слова: Ренессанс (Возрождение), антропоцентризм, гуманизм, коперниковская революция в астрономии, гелиоцентризм, пантеизм, микрокосм, макрокосм, социальные утопии (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).
Вопросы:
1. Социокультурные предпосылки мировоззренческой революции эпохи Возрождения. Коперниковская революция в астрономии и развитие гелиоцентрической модели Вселенной.
2. Основные натурфилософские системы Ренессанса.
3. Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения.
4. Социально-политические идеалы эпохи Ренессанса.
Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:
1. В первом вопросе – описать социально-экономические и культурно-исторические факторы, обусловившие радикальный мировоззренческой переворот в эпоху Возрождения (формирование капиталистического уклада, революция в науке, великие географические открытия, кризис религиозного мировоззрения и др.).
2. Во втором вопросе – охарактеризовать основные натурфилософские системы в их атомистическом и пантеистическом вариантах(Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Галилей, Дж. Бруно) и раскрыть идею тождества микро- и макрокосма в натурфилософии Ренессанса.
3. В третьем вопросе – обосновать гуманистический и антропоцентрический характер возрожденческой философии; остановиться на особенностях возрожденческого антропоцентризма, его принципиальном отличии от антропоцентризма средневекового.
4. В четвертом вопросе Вам необходимо с опорой на приведенные источники раскрыть возрожденческие идеалы свободы, равенства и братства в социально-политических утопиях Т. Мора, Т. Кампанеллы.
Первоисточники для анализа:
Да Винчи, Л. Об истинной и ложной науке / Л. да Винчи // Антология мировой философии : в 4 т. – М., 1969 – 1972. – Т. 2. – С. 85, 86, 87.
«Пусты и полны заблуждений те науки, которые не порождены опытом, отцом всякой достоверности, и не завершаются в наглядном опыте, т. е. те науки, начало, середина или конец которых не проходят ни через одно из пяти чувств».
«Все наше познание начинается с ощущений».
«Мудрость есть дочь опыта».
«Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой».
«Влюбленные в практику без науки – словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории…».
«Наука – полководец, и практика – солдаты».