Плотин. Эннеады / Плотин // Антология мировой философии : в 4 т. – М., 1969 – 1972. – Т. 1. – С. 549, 551–552.

«Единое есть все и ничто, ибо начало всего не есть все, но все его, ибо все как бы возвращается к нему, вернее, как бы еще не есть, но будет. … [само] единое есть не сущее, а родитель его, и это как бы первое рождение, ибо, будучи совершенным (так как ничего не ищет, ничего не имеет и ни в чем не нуждается), оно как бы перелилось через край и, наполненное самим собою, создало другое...

Что же такое единое? Потенция всех вещей. Если бы ее не было, то и все не существовало бы, не существовал бы и ум, первая и всеобъемлющая жизнь. А то, что находится выше жизни, есть причина жизни. ... Поэтому везде происходит сведение к единому, и в каждой отдельной вещи есть нечто единое, к чему ты ее можешь свести».

Дополнительная литература:

1. Габрусь, И. Ф. Исторические образы философской мысли / И. Ф. Габрусь. – Минск, 2005.

2. Лаэртский, Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. – М., 1979.

3. Льюис, Дж. Г. Античная философия. От Зенона до Прокла / Дж. Г. Льюис. – Минск, 1998.

4. Чанышев, А. Н. Философия Древнего мира (история философии): учеб. для вузов / А. Н. Чанышев. – М., 2003.

 

 

Тема № 8

Принципы средневекового философского мышления. Проблема соотношения разума и веры в средневековой философии

Ключевые слова: монотеизм, теоцентризм, Ветхий Завет, Новый Завет, трансцендентное, символизм, креационизм, провиденциализм, эсхатология, вера, разум (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы:

1.Социально-исторические, духовно-культурные и философские предпосылки возникновения средневековой философии.

2.Основные принципы философского средневекового мышления.

3.Античная философия и христианство: проблема соотношения разума и веры.

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

1. В первом вопросе – охарактеризовать исторические и культурные реалии Римской империи и Ближнего Востока эпохи первохристианства, в которых зародилось и развивалось христианство.

2. Во втором вопросе – раскрыть содержание основополагающих принципов философского мышления Средневековья (теоцентризма, символизма, креационизма, провиденциализма, эсхатологизма).

3. В третьем вопросе Вам следует дать сравнительный анализ решения проблемы соотношения разума и веры в античной и средневековой философии с использованием приведенных источников, и показать значение средневековой философии для сохранения и трансляции важнейших интеллектуальных достижений античной культуры.

 

Первоисточники для анализа: