Проблема отношений человека и космоса в философии эллинизма (скептицизм, эпикуреизм, кинизм, стоицизм, неоплатонизм)

Ключевые слова: эллинизм, эпохе (воздержание от суждения), атараксия (невозмутимость), апатия, космополитизм, Единое, эманация, катарсис (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы:

1. Пересмотр предмета и задач философии, смена ценностных установок, смысла и целей человеческой жизни (эпикуреизм, скептицизм, кинизм, стоицизм).

2. Космополитизм как феномен римской философии и эллинистическая трактовка человека и его предназначения.

3. Неоплатонизм как религиозно-мистическое философское учение позднего эллинизма.

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

1. В первом вопросе – показать на примере учений Эпикура, скептиков, киников и стоиков, как изменилось мироощущение и философское миропонимание греков после утраты ими своей политической свободы и независимости.

2. Во втором вопросе – раскрыть содержание понятия «космополитизм», как выражение сущности идеологии и политики Римской империи.

3. В третьем вопросе следует дать Вашу характеристику неоплатонизма на основе анализа приведенных источников и идей Плотина, лежащих в основании религиозно-мистического философского учения позднего эллинизма.

 

Первоисточники для анализа:

 

Цицерон. // Антология мировой философии : в 4 т. – М., 1969 – 1972. – Т. 1. – С. 496.

«Стоики считают, что мироздание управляется волей богов, что оно представляет собой как бы общий город и общину людей и богов, что каждый из нас есть часть этого мироздания, а отсюда, естественно, следует, что необходимо ставить общее благо выше своего».

2. Псевдо-Плутарх. // Антология мировой философии : в 4 т. – М., 1969-1972. – Т. 1. – С. 490.

«Хриссип говорит, что судьба – это присущая пневме сила, которая управляет миропорядком … , что судьба – это разум мироздания, или закон всего сущего в мироздании, управляемом провидением, или разум, сообразно с которым ставшее стало, становящееся становится и предстоящее станет. Стоики говорят, что судьба это цепь причин, то есть нерушимый порядок и нерушимая связь».

Диоген Лаэртский // Антология мировой философии : в 4 т. – М., 1969 – 1972. – Т. 1. – С. 476.

«Стоики делят философию на три части: физику, этику и логику. …Они сравнивают философию с живым существом: кости и нервы – это логика, мясо – это этика, душа – физика. Или же сравнивают с яйцом: наружное – это логика, следующее за ним – этика, а находящееся в самой середине – физика».