Рационально-идеалистическая интерпретация космоса и человека в классической античной философии (Сократ, Платон, Аристотель)
Ключевые слова: идеализм, диалектика, майевтика, человек, душа, идея (эйдос), мир идей, мир вещей, анамнесис (припоминание), форма, материя, движение, причина, сущность, перводвигатель, метафизика (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).
Вопросы:
1.Основные характеристики классического периода античной философии.
2.Диалектический метод Сократа: новое понимание предмета и задач философии.
3.Объективно-идеалистическая модель мира Платона.
4.Метафизика Аристотеля: поиск истины и критика Платона.
Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:
1.В первом вопросе – акцентировать смещение и переориентацию философской проблематики на вопросы познания и антропологии.
2.Во втором вопросе следует раскрыть суть диалектического метода Сократа, именуемого майевтикой, и пояснить значение антропологического поворота, совершенного Сократом в философии.
3.Третий вопрос предполагает анализ объективно-идеалистической теории Платона и диалектики как метода познания «подлинного бытия» («мира идей»).
4.Четвертый вопрос предполагает Ваше обобщение основных идей классического периода античной философии на основании анализа приведенных источников и оценки философских взглядов Аристотеля, как вершины античной мысли.
Первоисточники для анализа:
Платон. Апология Сократа / Платон // Соч. : в 3 т. – М., 1968. – Т. 1. – С. 99.
«Я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого из вас, и молодого, и старого, заботиться прежде и сильнее всего не о теле и не о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше: я говорю, что не от денег рождается добродетель, а от добродетели бывают у людей и деньги, и все прочие блага как в частной жизни, так и в общественной».
2. Платон. Менон / Платон // Антология мировой философии : в 4 т. – М., 1969 – 1972. – Т. 1. –С. 385.
«Раз душа бессмертна, часто рождается и видела все и здесь, и в Аиде, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому ничего удивительного нет в том, что и насчет добродетели, и насчет всего прочего она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, – люди называют это познанием – самому найти и все остальное, если только он будет мужествен и неутомим в поисках: ведь искать и познавать – это как раз и значит припоминать».