Генезис философии. Проблема первоначала в философии досократиков
Ключевые слова:миф, полисная система, натурфилософия, физис (природа), логос, космоцентризм, бытие, архе (апейрон, число, атом, вода, земля, огонь, воздух), диалектика (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).
Вопросы:
1.Цивилизационные и культурные предпосылки возникновения древнегреческой философии, ее основные черты (натурфилософия, космоцентризм, логоцентризм).
2.Проблема первоначала в философии досократиков.
3.Концепция атомизма Левкиппа и Демокрита.
Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:
1. В первом вопросе – раскрыть особенности социально-политической и духовной жизни древних греков, которые способствовали возникновению у них философии, и дать определение главных характеристик античного философского мышления (натурфилософия, космоцентризм, логоцентризм).
2. Во втором вопросе – проанализировать проблему первоначала в философии досократиков (Милетская школа, Пифагорейский союз, Элейская школа).
3. Третий вопрос предполагает Ваше изложение основных идей античного атомизма на основании анализа первоисточника и оценку значения этих идей для последующего развития философской мысли.
Первоисточники для анализа:
Диоген Лаэртский. Фалес / Диоген Лаэртский // О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979.
«Сообщают, что Фалес Милетский, один из семи мудрецов, первым принялся за философию природы. Он говорил, что начало и конец Вселенной – вода. Ибо все образуется из воды путем ее затвердевания [– замерзания], а также испарения. Все плавает по воде, от чего происходят землетрясения, вихри и движения звезд. И все произрастает и течет в ладном согласии с природой предка-родоначальника, от которого все произошло. Богом он считал вот что: «То, у чего нет ни начала, ни конца»».
Гераклит. Фрагменты / Гераклит // Антология мировой философии: в 4 т. – М., 1969 – 1972. – Т. 1. – С. 275, 276, 278, 279.
«Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим».
«В ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем».
«Борьба – отец всего и всему царь».
«Следует знать, что борьба всеобща, что справедливость в распре, что все рождается через распрю и по необходимости».
«Признак мудрости – согласиться, не мне, но логосу внемля, что все едино».
«Душе присущ самообогащающийся логос».