Будда. Дхаммапад // Антология мировой философии. Древний Восток. – М., 2001. – С. 517.

«391, 396. Я называю брахманом того, кто не совершил зла ни телом. ни словом, ни мыслью – кто сдерживает себя в трех вещах. Но я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать … Я же называю брахманом того, кто свободен от привязанностей и лишен благ.

423. Я называю брахманом того, кто знает свое прежнее существование и видит небо и преисподнюю; кто, будучи мудрецом, исполненным совершенного знания, достиг уничтожения рождений; кто совершил все, что возможно совершить».

 

Дополнительная литература:

1.Древнеиндийская философия. Начальный период. – М., 1972.

2.Классическая йога. («Йога-сутра» Патанджали и «Вьяса-бхатья»). – М., 1992.

3.Радхакришнан, C. Индийская философия / С. Радхакришнан // Открытие Индии. Философские и эстетические воззрения в Индии XX в. – М., 1986.

4.Чанышев, А. Н. Философия Древнего мира (история философии): учеб. для вузов / А. Н. Чанышев. – М., 2003.

5.Чаттерджа, C. Индийская философия / С. Чаттерджа, Д. Дата. – М., 1994.

 

 

Тема № 4

Генезис философии. Философия Древнего Китая: проблемы, школы, категории

 

Ключевые слова: культ Неба, манизм, Дао, инь, ян, ци, «И-цзин», «Шу-цзин», конфуцианство, даосизм, легизм, жэнь, ли, и, у-вэй (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

 

Вопросы:

1.Истоки самобытности древнекитайской философии. «И-цзин» и «Шу-цзин» как древнейшие письменные источники философии Древнего Китая.

2.Рационально-прагматическая направленность, проблемное поле и основные школы древнекитайской философии.

3.Конфуцианство как социально-этическое учение.

4.Проблемы и категории философии даосизма.

 

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

1. В первом вопросе – показать идейную взаимосвязь классической китайской философии с древнейшими литературными памятниками Древнего Китая: «И-цзин» и «Шу-цзин».

2. Во втором вопросе – дать общую характеристику основных школ древнекитайской философии: конфуцианство, даосизм, леггизм. Раскрывая философские идеи той или иной школы, аргументируйте ее основные положения, опираясь на текстовые отрывки.

3. В третьем вопросе – обосновать социально-этический характер конфуцианства и перечислить требования, предъявляемые Конфуцием к образу «благородного мужа».

4. Четвертый вопрос предполагает Ваше понимание онтологического значения категорий Дао и дэ, а также характеристику даосского идеала «совершенномудрого».

 

Первоисточники для анализа: