Генезис философии. Философия Древней Индии: проблемы, школы, категории

Ключевые слова: Веды, сутры, Упанишады, брахманизм, Атман, Брахман, сансара, реинкарнация, карма, дхарма, Рита, мокша, майя, нирвана, даршаны, буддизм (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы:

1.Социокультурные особенности Древней Индии. Специфика ведического образа философской мысли.

2.Основные школы древнеиндийской философии: ортодоксальные и неортодоксальные даршаны.

3.Философия и этика буддизма.

 

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

1. В первом вопросе – охарактеризовать социокультурные особенности Древней Индии (мифология, Веды, варны, брахманизм) и указать источники ведического образа философской мысли, опираясь на понятия Атман, Брахман, Упанишады и др.

2. Во втором вопросе – показать мировоззренческие различия ортодоксальных и неортодоксальных школ (даршан) древнеиндийской философии.

3. Третий вопрос предполагает Ваше изложение критической направленности буддизма против классических представлений Вед о Брахмане и Атмане и понимание прогрессивности идей буддизма на основании анализа приведенных первоисточников.

 

Первоисточники для анализа:

Чхандогья-упанишада / Антология мировой философии. Древний Восток. – М., 2001. – С. 371.

1. «Если бы, дорогой, ударили по корню этого большого дерева, то оно истекало бы древесным соком, продолжая жить. Если бы ударили посередине, то оно истекало бы, продолжая жить. Если бы ударили по верхушке, то оно истекало бы, продолжая жить. Будучи проникнуто живым Атманом, оно прочно стоит, постоянно поглощая влагу и пребывая в радости.

2. И если жизнь покидает одну его ветвь, та засыхает; если покидает вторую – та засыхает; если покидает третью – та засыхает; если покидает все дерево – то все оно засыхает. Знай же, дорогой, что это так», – сказал он.

3. «Поистине, покинутое жизнью, это существо умирает, но сама жизнь не умирает. И эта тонкая сущность – основа всего существующего, То – действительное, То – Атман. Ты – одно с Тем, Шветакету!» – «Учи меня дальше, почтенный!» – «Хорошо, дорогой», – сказал он».